Если ранее биоэтика была скорее как часть философии, теперь она постепенно трансформируется в междисциплинарную область человеческих знаний. Биоэтика в переводе с греческого языка – этика жизни. Она учит правилам жизни, в основе которых принципы не нанесения вреда, справедливости, благодеяния и автономии каждой отдельной личности. Биэтические правила нужны везде – и в медицине, и в экологии. На глобальном уровне биоэтики исследуют и пытаются решить такие важные проблемы, как перенаселение планеты, поиск новых источников ресурсов и энергии.В последнее десятилетие выделяется интересное, концептуально-новое этическое направление – феминистическая биоэтика, исследующая социальные роли женщины.
Данное направление стремится показать особую ценность духовного мира женщины, его независимость от приоритетов патриархального общества, обосновать необходимость дальнейшего повышения ее социальной активности и эмансипации. Представители феминистической биоэтики находят что-то общее в процессах эксплуатации природы и женщины, передает женский портал www.sunny-woman.com.ua. Они критикуют традиционную для патриархальной западной культуры жестоко закрепленную дихотомию «мужское-женское», дух+природа, разум+тело, рассудок+эмоции, объективность+субъективность, враждебное отношение к науке, господство+подчинение, право+обязанность.
Абсолютизация маскулинных элементов способствует стигматизации социальных ролей и образов женщины и женского, ускорению и оправданию проявления насилия и жестокости по отношению к ней. Феминистическая биоэтика основывается на признании качественных отличий женщин по сравнению с мужчинами. А ведь мужчина и женщина действительно отличаются. Простой пример - когда возникает необходимость в ремонте компьютера и сохранении данных женщине чаще требуется квалифицированная компьютерная помощь чем мужчине.
Впрочем, в биоэтике есть и спорные моменты, считает женский портал www.sunny-woman.com.ua. Тот же принцип «не навреди» можно по-разному трактовать в вопросе о деторождении. Если мать на первых месяцах беременности узнала о повышенной вероятности рождения ребенка с генетическими отклонениями, должна ли она делать аборт или рисковать родить ребенка с болезнью Дауна? Или эвтаназия, разрешенная в некоторых странах мира – можно ли нанести по просьбе умирающего «ку де грас» ( последний удар, наносимый из сострадания) или позволить человеку еще многие годы мучатся от неизлечимой болезни? На все эти дилеммы биоэтика не дает однозначных ответов.
- Здесь еще нет комментариев