Готовы ли наши школы к смене подхода к руководительству, как этого неизбежно потребует новый подход в системе образования? 14 января 2015 стали известны результаты одного из недавних исследований сотрудников Института образования НИУ ВШЭ, в котором изучили основы управления в современной российской школе. По сообщениям в СМИ, над этой темой работали В. Малик и Д. Куракин, сформулировавшие четыре основных типа руководителя школьного коллектива. По результатам исследования, среди россиян пользуются уважением так называемые «авторитарные предводители» и «авторитарные хозяйственники».
Опрос проводился осенью 2014 года, после него исследователи анализировали, как именно наши директора школ предпочитают взаимодействовать со школьным коллективом и другими структурами. Оказалось, что ни чиновники, ни сами руководители школ не склонны оценивать эту деятельность как работу в рамках образовательной организации, прежде всего работа директора квалифицируется как хозяйственная деятельность. Другие показатели пока оцениваются слабо. Если директор, в отличие от «авторитарного хозяйственника», все же приобщается к образовательной работе, он все равно предпочитает решать все вопросы единолично. В лучшем случае к стратегическим вопросам привлекается самый близкий круг коллег. Впрочем, по результатам исследования, другие участники образовательного процесса сами не очень хотят проявлять инициативу.
Для реформирующейся российской системы образования, естественно, необходимо повышать самостоятельность учебных учреждений. Однако в таких условиях речь не может идти о необходимом плюрализме, а авторитарное руководство школой в современных условиях становится невозможным. При этом, согласно исследованию ВШЭ, демократичный тип руководителя довольно редко формируется в современных школах.
- Здесь еще нет комментариев