Почему в пионерской организации стало неинтересно? Потому что в пионеры принимали всех почти без исключения. Точно также произошло и с комсомолом. Сейчас такое происходит с высшим образованием. Получить его может каждый желающий независимо от своих способностей. В результате высшее образование стало ничего не значащей характеристикой, тем более что об уровне образования речь никогда не идет. То есть, как только организация или какой-либо общественный институт становится общедоступным, он деградирует. Быть может, поэтому преподаватели сетуют, что студент уже не тот. И искать причины в том, что это другое поколение, оно имеет другой исторический опыт и другие морально-нравственные устои – значит обманывать самого себя. Хотя, конечно, есть и не менее важное обстоятельство. В связи с тем, что высшее образование стало чуть ли не общеобязательным, оно само подверглось сильной деформации.
Теперь будущую специальность определяют не по призванию или тяге к ней, а в зависимости от платежеспособности родителей, местоположения вуза, его престижа. Куда-то постепенно исчезли интеллект студента, его способности. Можно учиться в Кембридже или в Тьмутаракани. Если раньше сатирики издевались над заочным образованием, называя его «заушным», когда студента тащили за уши с курса на курс, то теперь все умиляются дистанционным образованием, где вообще не за что тащить. И чем больше становится вузов, тем сильнее в худшую сторону меняется студент. В результате высшее образование полностью обесценивается, а диплом выполняет только опознавательную функцию: «Я тоже не дурак» и подтверждает удовлетворенную амбицию.
Теперь не важен факультет, важно чтобы было легко учиться. Исчезла граница между знаниями человека с высшим образованием и без оного, а во многих случаях он стала в пользу человека без диплома.
В наше время для большинства молодежи быть студентом – равносильно тому, чтобы на законных основаниях убить время в несколько лет, а потом окончательно убедиться в том, что миром правят не знания, а деньги, которые можно гораздо легче заработать совсем не так, как рассказывали в институте.
Мы сделали общедоступным высшее образование, но теряем студентов. Мы получаем дипломированных неучей и теряем будущее страны. Сейчас модно перспективные планы называть «дорожной картой». Но наше высшее образование не имеет своей дороги и гнет то в одну, то в другую сторону.