Кактусы принято выделять из группы суккулентов (растений с мясистыми стеблями и листьями, способными запасать воду): так, в каталогах часто пишут – «Кактусы и другие суккуленты». Чем же они заслужили такой особый статус?
Ответ кроется в особенностях их строения и исключительной приспособленности к экстремальным условиям жизни – это не только жара и засуха, но и резкие суточные перепады температур, сильные ночные морозы, приходящие на смену иссушающей дневной жаре. Многие кактусы растут на почве, бедной полезными веществами, на каменистых склонах, на чрезмерно засоленных почвах, даже на чистом гипсе. Чтобы жить и размножаться в таких условиях, кактусы изменились настолько, что, казалось бы, утратили всякую связь с остальным растительным миром.
Одно из их гениальных приспособлений – рёбра. Гладкие шарообразные стебли были бы нежизнеспособны, тем более в условиях американских пустынь, – хотя бы потому, что трескались бы при переизбытке влаги. Если разрезать кактус пополам, то каждая его половинка будет напоминать зонтик. Действительно, функционирование ребристого стебля сходно с механизмом зонта: когда влаги много, шаровидный стебель «раскрывается», увеличивая площадь поверхности и испаряя больше воды; когда жидкости остаётся мало, рёбра складываются, что уменьшает испарение и способствует крайне экономному расходу влаги. Но это только начало: рёбра многих видов кактусов обзавелись морщинами и бугорками, а у маммиллярий и вовсе превратились в «сосочки» (отсюда и их латинское название). Рёбра, бугорки и сосочки также дополнительно затеняют стебель, уменьшая испарение.
Тяжело бы пришлось кактусам без колючек, и не только потому, что они защищают их от поедания животными. Колючки создают дополнительную тень. Также они помогают молодым отросткам отрываться от материнского растения и переноситься на большое расстояние: они прикрепляются к шерсти пробегающего мимо животного или к одежде человека, для чего оснащены некоторыми хитростями – у одних видов колючки имеют крючки на конце, у других накапливают статическое напряжение, которое и притягивает их к шерсти. У эпифитных кактусов, обитающих в широколиственных лесах (один из примеров – хорошо знакомый многим цветок декабрист), колючки помогают карабкаться по стволам деревьев. Большая часть колючек – это не видоизменённые листья, а видоизменённые почечные чешуйки; впрочем, у некоторых видов центральные колючки, действительно, происходят от листьев, от которых они сохранили сосуды. Ареолы – участки, на которых расположены группы колючек – это и есть изменённые почки; из них же вырастают волоски, цветки и дополнительные отростки, а у опунций из них вырастают даже корни.
Ареолы имеют исключительно сложное строение. В каждой из них колючки разделены на радиальные (расположенные по периметру) и центральные, последние часто длиннее и толще, имеют крючки и сосуды. Часто ареола имеет опушение. У ряда видов некоторые колючки превратились в длинные шерстинки, которые могут полностью закрывать стебель. У упоминавшихся маммиллярий ареола разделилась на две части: из основной части, находящейся на вершине сосочка, вырастают только колючки и волоски, а цветки и дополнительные отростки появляются из аксиллы – второй части, расположенной между сосочками. Родственные маммилляриям кактусы имеют «промежуточное» строение: ареола и аксилла соединены бороздкой, из которой, собственно, появляются цветки и отростки.
Ареолами у кактусов покрыто абсолютно всё, кроме корней. Присутствуют они и на цветках, и на плодах. У эхинопсисов цветок на ранней стадии может переродиться в «детку» (при этом рост цветочного побега останавливается, а у основания отростка появляются воздушные корни) – и наоборот. А некоторые виды опунций вовсе утратили семена в плодах: попадая на землю, плоды просто пускают корни из ареол и прорастают в отдельные растения.
Источник: База знаний садовода
- Здесь еще нет комментариев