Позитивные сдвиги в отечественном высшем образовании
Глава правительства РФ Дмитрий Медведев с удовлетворением отметил, что проводимая в последние годы модернизация высшего образования, его структурная перестройка стали давать свои положительные плоды. Настало время, когда можно говорить о сформированной сети исследовательских университетов и росте числа ведущих отечественных университетов. Сейчас правительством осуществляется широкомасштабная программа повышения международного рейтинга и конкурентоспособности российских университетов, вхождения их в топ-100 лучших вузов мира.
Премьер-министр ознакомился с распределением студентов по вузам и с удовлетворением отметил, что в ведущих университетах страны обучается 17% всех российских студентов, это почти их пятая часть. Об этом он рассказал на совещании, обсуждавшем вопросы повышения эффективности отечественных вузов. Это уже позитивный показатель, но теперь и другие вузы следует подтягивать до такого высоко уровня.
К сожалению, низкое качество обучения во многих вузах все еще остается сложной проблемой, правда, отрадно, что пятая часть студентов гарантированно получает хорошие знания.
В России за период независимости значительно выросло количество как государственных, так и негосударственных вузов. Еще больше было открыто их филиалов. Вместе с этим стали отмечаться и издержки: очень легко стало получить диплом, не получая практически никаких знаний. Диплом перестал быть доказательством того, что его обладатель имеет высокопрофессиональные знания. Не секрет, что в основном таких «специалистов» готовят негосударственные вузы и их филиалы. Большинство из них не имеют никаких возможностей обеспечить даже минимальный уровень освоения образовательных программ.
Перекос перекосом не исправляется
В советское время не хватало юристов и экономистов. В новое время правительству удалось быстро преодолеть этот дисбаланс. Теперь почти половина российских студентов получает экономическое или юридическое образование. Но, во-первых, качество подготовки этих специалистов в различных вузах совершенно различное, а, во-вторых, теперь получился перекос в другую сторону и в стране отмечается избыток таких специалистов.
Естественно, нельзя допускать, чтобы в стране функционировали бесполезные высшие учебные заведения, в которых готовятся невостребованные специалисты и которые просто дискредитируют высшее образование. Для исправления этой ситуации был начат мониторинг эффективности деятельности вузов. Полученные результаты заставляют переориентировать вузы в соответствии с кадровыми потребностями страны, отраслей производства и компаний.
- Здесь еще нет комментариев