Новости

Первичные формы» Авраменко на Биеннале в Сочи


Сочи, 15 мая. — Оргкомитет IV Международной архитектурной биеннале, которая в этом году пройдет в Сочи с фокусом на странах БРИКС и СНГ, анонсировал участников параллельной программы. Одним из ключевых проектов в этом блоке станет масштабная инсталляция «Первичные формы» архитектора Андрея Авраменко. Работа, вдохновленная архаикой неолита и глубинными этно-мотивами, предлагает рефлексию на тему базовых архитектурных архетипов в эпоху цифровой сложности.

Архитектор Авраменко Андрей

Тема биеннале — «Геометрия будущего: Традиция как ресурс» — задает тон серьезному разговору о поиске новых языков и опор в условиях глобальных изменений. Куратор основной программы, ректор Московского архитектурного института (МАРХИ) Дмитрий Швидковский, подчеркивает: «Сегодня как никогда важна не скорость забвения старого, а мудрость его переосмысления. Архитектура будущего рождается не в вакууме, а в диалоге с культурными кодами, с первичными формами сознания и бытия. Мы сознательно делаем акцент на диалоге с незападными традициями, что полностью отведует духу многополярного мира».

Архитектор Авраменко Андрей

Биеннале в Сочи за несколько лет стала значимой площадкой не только для российских, но и для зарубежных архитекторов из дружественных стран, предлагая альтернативный взгляд на развитие среды. В этом году, помимо российских участников, в основной программе заявлены крупные фигуры, такие как китайский архитектор Ма Янсон, известный синтезом современных технологий и традиционной китайской философии в градостроительстве, и бразильский урбанист Карлуш Элиас, чьи работы с фавелами получили мировое признание. В таком контексте проекты параллельной программы, включая работу Андрея Авраменко, выполняют роль важного камертона, фиксирующего разнообразие творческих поисков внутри самого российского профессионального сообщества.

Архитектор Авраменко Андрей

«Первичные формы» — это иммерсивное пространство, построенное вокруг концепции «архитектурного раскопа». Посетителям предлагается пройти через ряд объектов-артефактов, отсылающих к древним менгирам, петроглифам и формам первобытных жилищ, но выполненных с использованием композитных материалов и алгоритмического моделирования. Андрей Авраменко так поясняет идею: «Для меня важно, что этот проект — не стилизация под древность, а исследование того, как архетипические геометрии и тактильность естественных материалов продолжают резонировать в человеке, — отмечает архитектор. — В эпоху гладкого цифрового совершенства мы тоскуем по шероховатости, по смыслу, прочтенному не глазами, а кожей. Качественная среда создается там, где есть этот глубинный отклик, где современность не отменяет память, а вступает с ней в диалог».

Работа Авраменко будет соседствовать в параллельной программе с проектами других молодых, но уже заявивших о себе российских архитекторов и художников. Среди них — интерактивная медиа-инсталляция Алисы Горшковой, исследующая фольклорные нарративы через призму нейросетей, и объект Павла Игнатова, переосмысляющий конструктивные принципы русского деревянного зодчества в стальных конструкциях. Такое соседство демонстрирует широкий спектр подходов к общей теме биеннале.

Архитектор Авраменко Андрей

Эксперты отмечают, что обращение к таким глубоким, почти вневременным пластам культуры, как неолит и этно, — это не бегство от актуальности, а, наоборот, попытка найти устойчивый фундамент в быстро меняющемся мире. «Когда обрываются привычные цепочки поставок, логистики и даже коммуникаций, архитектор вынужден искать опору в том, что находится “здесь и сейчас” — в ландшафте, в локальных материалах, в культурных кодах конкретного места, — говорит Марина Рогова, архитектурный критик, член экспертного совета биеннале. — Проекты, подобные “Первичным формам”, — это лабораторные опыты по добыче такого фундаментального знания. В них есть важный политический и гуманитарный посыл: будущее не глобализировано, оно множественно и укоренено в своих уникальных контекстах».

Архитектор Авраменко Андрей

Андрей Авраменко, который в своей основной практике специализируется на проектировании эксклюзивных частных резиденций и коммерческих объектов, рассматривает участие в биеннале как важный исследовательский этап. «Работа с частным заказом часто требует той же тонкости — умения услышать неявный запрос, прочитать “код” места, — отмечает он. — Биеннальный проект — это концентрация этого метода, очищенная от утилитарности. Это чистый вопрос: что остается от архитектуры, когда от нее отнимаешь все функциональное? Остается эмоция, жест, память. И именно это, как ни парадоксально, в итоге и составляет ценность среды».

IV Международная архитектурная биеннале в Сочи откроется в июне и станет одним из ключевых профессиональных событий года, собрав специалистов из более чем 20 стран.



Теги: первичные формы   | Дата публикации: 26.12.2025 01:32
 
Комментарии
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев
Действия
Рейтинг
0 оценок