Очередное предложение департамента образования
Столичный департамент образования с этого учебного года стал проводить в некоторых школах эксперимент. Суть эксперимента заключается в том, что учащиеся 5-11 классов получили право самостоятельно выбирать уровень освоения математики. Условно она разделена на 3 уровня: математика для повседневной жизни, математика для будущей профессии и математика как искусство. Эксперимент уже получил одобрение экспертов, но указывают, что в связи с этим должен быть изменен и ЕГЭ.
Проект получил название «Понятная математика» и в конечном итоге имеет своей целью коренным образом изменить преподавание этого предмета в школе. В современной школе все дети учатся по одной единой программе. Как только у кого-то из школьников происходит сбой на каком-то этапе, он попадает в разряд хронических отстающих. Школа в свою очередь не в состоянии дополнительно работать с такими учениками. При этом столичный департамент ссылается на детей, которые утверждают, что алгебра – бесполезная наука и в жизни не пригодится. А несчастные родители должны после тяжелого трудового дня сидеть со своими чадами и решать уравнения, вписывая в тетради непонятные символы. Из таких детей, утверждают сотрудники департамента образования, вырастут ни к чему не способные специалисты, которые могут только составлять бессмысленные отчеты.
Основная беда существующей системы – она формирует комплекс безуспешности, который подкрепляется снисходительным отношением учителей к школьникам, слабо усваивающим программу по математике: мол и троечки ему будет достаточно. Поэтому школьники должны с пятого класса определить, какой уровень математики им изучать. К тому же и учителя будут разделять школьников на группы в зависимости от скорости, с которой они осваивают новый материал. Причем группу ребенок может поменять, если заинтересуется математикой. Чиновники департамента считают, что в таком случае резко повысится и показатель успеваемости: у всех будут пятерки по программе своего уровня. Но все они должны освоить предмет настолько, чтобы сдать федеральные экзамены.
Мнение ученых
Эту идею поддержал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, заявив, что все школьники делятся на 3 группы: одни видят в этом инструмент для вычислений, другие – думают математикой и идут на мехмат, третьи – интуитивисты. Им математика дается с трудом. Для развития их личности им следует давать адаптированную математику. А что кается ЕГЭ, то его тоже следует разделить на несколько уровней. Президент московского математического общества академик Виктор Васильев считает, что вряд ли пятиклассник сможет точно определить свои склонности и пристрастия. Ведь даже большинство выпускников школ не могут точно определиться с будущей профессией. Поэтому необходимо предусмотреть возможность перехода из группы в группу.