Проблемы подготовки педагогов
В Минобрнауки отмечают, что существующая система подготовки педагогических кадров давно себя изжила и требует реформирования. Россия давно уже живет в новых экономических условиях, а система подготовки учителей используется еще та, которая была выработана в условиях регулируемого рынка. Тогда существовало обязательное распределение выпускников вузов, контролировалось и регулировалось число студентов, отсутствовала мобильность абитуриентов.
Первый же серьезный мониторинг деятельности государственных вузов и их филиалов, проведенный в 2012 году, ужаснул своими результатами. Из 42 педагогических вузов 30 имели признаки неэффективности. А из 37 филиалов таких оказалось 29.
Было выделено 3 основные проблемы подготовки качественных педагогических кадров. Во-первых, процент трудоустройства по специальности выпускников педагогических вузов оказался мизерным. Не было возможности отбора абитуриентов, мотивированных посвятить себя педагогике. В педвузы поступали абитуриенты с низкими средними баллами по ЕГЭ.
Во-вторых, качество подготовки будущих педагогов было неудовлетворительным. У студентов не было достаточного времени на стажировку и практику. Между потребностями реальной школы и учебными дисциплинами не было никакой связи. Студентов вооружали старыми методиками и техниками обучения. Отсутствовало вовлечение студентов в исследовательскую деятельность. Ресурсное обеспечение студентов было примитивным.
В-третьих, нет стимулов и механизмов удержания выпускников педвузов в профессии, отсутствует система поддержания и сопровождения молодых учителей, у них нет никаких перспектив карьерного роста. Никто не может дать прогноз потребностей учителей в регионах.
Что делать
Новая концепция подготовки педагогических кадров будет основываться на развитии прикладного педагогического бакалавриата. Он должен охватывать вузы, колледжи и школы. В его программе значительный объем теоретических курсов будет заменен практической работой. Кроме того, для студентов третьего и четвертого курсов непрофильных вузов, которые предполагают заниматься педагогической деятельностью, должны быть разработаны программы педагогической подготовки.
Для подготовки учителей-методистов и управленцев следует создать магистратуру. А для работающих в системе образования предусмотреть приоритетный прием на бюджетные места. Для обеспечения быстрого вхождения в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, создать систему практической модульной магистратуры. Преимущество при зачислении в такую магистратуру должны иметь лица, уже работающие в системе образования.
В основе подготовки учителя должна лежать практика
Практическая работа студентов в школах должна быть стимулирована. Требуется проработать систему оплаты этого труда с участием школы. Должен быть вознагражден и труд руководителей практики с участием школы и вуза. Своего финансирования требует и система психолого-педагогической подготовки, куда должна быть включена и практика студентов непедагогических вузов.
В свою очередь образовательные учреждения должны создать у себя условия для стажировок студентов. Здесь необходимо предусмотреть выделение финансовых средств для оплаты работы стажеров.
Значительное место в новой концепции уделено вопросам самостоятельной педагогической деятельности студентов-практикантов. Ее результаты должны фиксироваться в информационной среде, обсуждаться совместно с специалистами, что позволит создавать портфолио работ студента для его аттестации и предъявления работодателю.
Предполагается доплата за степень магистра и снижение нагрузки работающего в школе магистранта на период его обучения. Будут введены минимальные квалификационные требования к педагогическому образованию. Например, с детьми младшего школьного возраста могут работать учителя со степенью не ниже бакалавра. А психологи, коррекционные педагоги и логопеды, которые работают с особыми детьми, должны иметь степень магистра.
Сроки исполнения
Новая концепция будет реализовываться в несколько этапов. В этом и следующем годах планируется запустить пилотные проекты в 17-25 вузах, где будут отрабатываться новые программы и модели, а также готовится носители новой идеологии педагогического образования. Кроме того, должны быть разработаны предложения по модернизации системы приема в педвузы. В 2016-2017 годах будет разработана новая система распределения бюджетных мест в педвузах.
В результате всех намеченных мероприятий планируется в ближайшие несколько лет принципиально изменить концепцию подготовки педагогических кадров, что позволит резко повысить качество подготовки школьников.
- Здесь еще нет комментариев