Дизартрия – один из вариантов нарушения психоречевого развития, при котором речь ребенка разобрать почти невозможно. Патология обусловлена неполадками в работе артикуляционных мышц речевого аппарата, что не позволяет малышам общаться членораздельно и внятно. Дизартрия считается одним из самых тяжелых типов психоречевого расстройства и требует обязательной коррекции. Диагностикой, лечением и профилактикой такой формы нарушения психоречевых функций занимаются комплексно неврологи, логопеды-дефектологи, психологи, педиатры. В рамках лечения проводится артикуляционная гимнастика для детей, упражнения на совершенствование мелкой моторики, постановка правильного дыхания и другие коррекционные мероприятия.
Причины развития дизартрии
Основными факторами, которые могут прямо или косвенно послужить причиной первичной формы патологии, являются:
- токсическое поражение плода во время беременности;
- гипоксия, вызванная курением матери, плацентарной недостаточностью, другими процессами или во время прохождения по родовым путям;
- осложненное течение родов и родоразрешения;
- хронические и острые инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- резус-конфликт;
- глубокая недоношенность;
- ядерная желтуха новорожденных;
- хромосомные аномалии.
Вторичная дизартрия может развиться у детей любого возраста в результате черепно-мозговых травм, тяжелых неврологических заболеваний, на фоне перенесенных острых инфекций, затрагивающих головной мозг и ЦНС. Причинам могут также стать доброкачественные и злокачественные новообразования головного мозга, инсульты, оперативные вмешательства на мозге, челюстно-лицевом аппарате.
Классификация
В зависимости от тяжести клинических проявлений специалисты выделяют четыре степени дизартрии:
- при первой степени в речи ребенка незаметны сбои, он говорит достаточно внятно, понятно для окружающих, и отклонения может выявить только логопед;
- вторая степень характеризуется отдельными дефектами произношения, но в целом речь малыша остается доступной для восприятия;
- при третьей степени дизартрии разговор с ребенком могут поддерживать только близкие люди, посторонним непонятно, о чем говорит малыш;
- при четвертой степени речь членораздельная речь отсутствует в принципе, и даже самые близкие люди не могут понять детей.
С учетом того, какой именно сегмент речевого аппарата не работает должным образом, различают бульбарную, корковую, мозжечковую и другие формы дизартрии.
Как проявляется патология
Классическим симптомом является нечеткая речь, о которой говорят, что у ребенка «каша во рту». Это обусловлено с нарушением иннервации мускулатуры речедвигательного аппарата, куда входят язык, губы, голосовые складки, мягкое небо и гортань. При такой патологии ребенок испытывает трудности с произношением любых звуков, как согласных, так и гласных. Может наблюдаться спазм мышц, что сопровождается выраженным напряжением языка и губ, иногда шеи и лица.
При сниженном тонусе, напротив, признаками станут вялость, расслабленность языка и губ, полуоткрытый рот, повышенное выделение слюны. У малышей с такой формой дизартрии почти всегда изменяется тембральная окраска голоса: он становится гнусавым, с хрипотцой.
Одновременно с нарушением речевой функции у детей с дизартрией страдает фонематическое восприятие: такие ребята на могут полноценно осмысливать произнесенные другим человеком слова, не понимают их смысл, с трудом запоминают новые термины. Словарный запас таких малышей скудный, они не могут правильно с грамматической точки зрения построить предложение, путаются в числительных, временах и родах.
Диагностика
В обследовании ребенка должны участвовать неврологи, педиатры и логопеды. При необходимости к диагностике и дальнейшей терапии также подключают психологов или психотерапевтов. Может потребоваться участие врачей иного профиля, если у ребенка имеются какие-либо сопутствующие патологии, например, детских стоматологов при поражениях челюстно-лицевого аппарата.
Для подтверждения диагноза и определения степени тяжести повреждения речедвигательной системы проводится комплексное логопедическое и неврологическое обследование. Оно включает в себя со стороны невролога:
- электроэнцефалографию;
- элекатронейромиографию;
- МРТ или КТ головного мозга;
- нейросонографию.
Логопед выполняет комплекс оценки речевых и неречевых параметров с помощью различных методик. Проводится анализ развития мелкой моторики, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания, правильности звукопроизношения, навыка построения связной разговорной речи, объема словарного запаса и т.д.
- Здесь еще нет комментариев