В 1990-е у многих возникло ощущение, что то, чему мы учились прежде, более не востребовано. Отсюда, наверное, и возникало желание учиться чему-то еще. Университет Стокгольма в свое время поразил меня своим подходом. Профессора достаточно долго не могли понять, что нас смущает.
И когда мы однажды заговорили о некой неутилитарности тех знаний, что нам дают, в ответ увидели удивленные глаза наших преподавателей, которые сказали: господа, здесь не техникум, здесь не обучают тому, как и что делать, здесь университет, мы не научим вас решать ту или иную задачу, но должны дать подход к решению любой практической задачи, сформировать ваше мышление.
Говорить о пользе неутилитарного образования кажется довольно странным: какая польза может быть от того, что мы априори объявляем бесполезным — неутилитарным. С другой стороны, я согласен с тем, что бизнес-образования недостаточно, что нужно что-то сверх этого. Иногда люди и без МБА все прекрасно делают, ведь принятию решений, лидерству нигде не учат.
Достаточно ли МВА для того, чтобы самому вести бизнес?
Наверное, нет. Суть МВА — это именно администрирование. Администрирование процессов, а не управление ими. Управление же - понятие гораздо более широкое. Практически во всех программах МВА слишком большой упор, с моей точки зрения, сделан на вербальную передачу информации. Есть некий лекционный курс, когда человеку что-то начитывают. Наверное, это тоже полезно, но когда человек оказывается лицом к лицу с живой ситуацией, он напоминает водителя, который учился управлять автомобилем только по книжке. Вот он в первый раз сел за руль. И как он поедет?
Не то, что теоретическое знание правил дорожного движения бесполезно. Но практический опыт при вождении автомобиля незаменим. Проблема на самом деле гораздо глубже, чем представляется на первый взгляд. Все программы МВА несут в себе влияние, восходящее еще к Декарту - преломление того естественно-научного метода, который мы априори считаем научным. Но физические законы справедливы лишь пока система относительно стабильна.
В бизнесе все не так
Здесь все стремительно меняется. Меняются технологии, меняются предпочтения людей. С этой точки зрения логика гуманитарных наук гораздо более применима к бизнес-опыту, нежели обычная линейная логика господина Декарта. Какая логика более применима к управлению людьми? Допустим, я повысил сотруднику заработную плату. Последствия этого абсолютно не линейны, и любой практик это подтвердит.
Возможно, на один-два месяца у него и возникнет удовлетворение от работы, но не больше. Естественно-научная логика говорит о том, что ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Согласно ей, если у меня что-то появилось, значит, я у кого-то что-то отобрал. Но совсем другой стиль мышления нужен для того, чтобы представить себе ситуацию, когда один получает что-то и другой при этом не проигрывает.
Поэтому мне кажется, что гуманитарное знание может принести вполне практическую пользу, пусть косвенным путем прививая иную логику и стиль мышления. И это, безусловно, полезное знание. Просто оно гораздо шире, нежели решение какой-то конкретной задачи. Кроме того, экономика традиционно относится к гуманитарным наукам, а не к естественно-научным. Это только кажется, что там формулы, цифры и жесткие закономерности. На самом деле это, прежде всего, отношения между людьми.
- Здесь еще нет комментариев