ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
пРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №16
г. строитель Белгородской области
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_____________________________________________________________
ПРАВО
2011.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 100116.01 Парикмахер.
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №16
г. Строитель Белгородской области»
Разработчики:
Вавилова В.А., методист ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16
г. Строитель Белгородской области»
Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории и обществознания
ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОе содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
2
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100116.01 Парикмахер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 50часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50часов;
самостоятельной работы обучающегося – 47часов.
3
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
50 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
50 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
47 |
в том числе: - выполнение домашнего задания; - подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите. |
|
Итоговая аттестация в форме (зачета)
|
2.2 СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОе содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Введение.
Место права в системе социального регулирования общества.
Глава 1. Государство.
Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства.
Глава 2. Право.
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Правовые системы современности. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права. Правонарушения и юридическая ответственность. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Права и обязанности налогоплательщиков. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Глава 3. Управления государством.
Конституция Российской Федерации. Гражданство. Конституционные права граждан. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Конституционные обязанности граждан. Избирательная система и избирательный процесс. Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Органы судебной власти Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
4
Виды самостоятельных работ:
– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;
– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;
– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;
– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.
Примерные темы рефератов
Общество и его регуляторы.
Право – воплощение справедливости и добра.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности.
Права потребителей.
Конституция РФ – основной закон жизни государства.
Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Свободные выборы – утопия или реальность.
Демократия – за и против.
Политические партии и лидеры современной России.
Молодежь и ее роль в современной политике.
Политические реформы в современной России.
Экономические реформы в Российской Федерации.
Предпринимательство.
Конкуренция в рыночной экономике.
Социально-регулируемое рыночное хозяйство.
5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Место права в системе социального регулирования общества.
|
1 |
2 |
Глава 1. |
Государство. |
|
|
|
Содержание учебного материала |
6
|
|
Понятие и виды государства. Роль и структура государства. |
|||
Практические занятия: Понятие и виды государства. Роль и структура государства. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе1. Анализ документа при подготовке к практическому занятию. |
6 |
2
|
|
Глава 2. |
Право. |
|
|
|
Содержание учебного материала |
20
|
|
Право в системе социальных норм. Определение права. Законотворческий процесс в России. Субъекты гражданского права. Система российского права. Гражданство в Российской Федерации. Правонарушения и юридическая ответственность. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Права и обязанности налогоплательщиков. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. |
|||
Практические занятия: Право в системе социальных норм. Законотворческий процесс в России. Гражданство в Российской Федерации. Правонарушения и юридическая ответственность. Права и обязанности налогоплательщиков. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Порядок оказания платных образовательных услуг. |
7 |
2 |
|
Контрольная работа №1: «Право в системе социальных норм». |
1 |
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по главе 2. |
19 |
2 |
|
Глава 3. |
Управления государством.
|
|
|
|
Содержание учебного материала |
22 |
|
Конституция Российской Федерации. Гражданство. Конституционные права граждан. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Конституционные обязанности граждан. Избирательная система и избирательный процесс. Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Органы судебной власти Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. |
|||
Практические занятия: Гражданство. Конституционные права граждан. Конституционные обязанности граждан. Избирательная система и избирательный процесс. Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Органы судебной власти Российской Федерации. |
7 |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания к главе 3. Доклад, реферат при подготовке к практическому занятию. |
22 |
2 |
|
|
Урок-зачет. |
1 |
|
|
|
50 |
|
7
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Право».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание».
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Интернет-ресурсы:
http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»)
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;
www.omczo.org (Окружной методический центр)
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)
Список литературы:
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 1997.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
5. Берлин И. История свободы: Россия М., 2001.
6. Боголюбов Л.Н.Право Учебник для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., «Просвещение», 2008.
7. Власть и право: Из история русской правовой мысли. Л., 1990.
8. История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 1998.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика М., 1990
10. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996.
12. Сахаров А.Д. Мир. Прогресс. Права человека. М, 1990.
8
Учебно – методическое обеспечение:
1. В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009. 2. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002. 3. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002. 4. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002. 5. Семейный кодекс РФ. – М., 2002. 6. Административный кодекс РФ. – М., 2002. 7. Конституция Р.Ф. – М., 2008. 8. Теория государства и права: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006. 9. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005. 10. Оборудования: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты).
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М., 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3. 10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ (в ред. От 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
9
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей. |
- тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ.
- тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ.
- тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. |
Знания: |
|
знать/понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания; |
- тестовый контроль; - оценка результатов выполнения практических работ; - оценка результатов устного чтения; - оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. |
11
- Здесь еще нет комментариев