Карточка публикации
Информация об авторе публикации ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области". , Строитель Белгородской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 23.12.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 19585
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
опыт работы преподавателя...
практическое занятие по истории ...
Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России. ...
Презентация к дополнительному учебному занятию по истории России ...
контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «Обществознание» для проведения итого...
контрольно – измерительные материалы по учебной дисциплине «История» для проведения итоговой атт...
Обучающий семинар для молодых специалистов...
практическое занятие по истории ...
практическое занятие по истории ...
История Белгородской области
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 


Профессиональное училище №16

г. Строитель

Яковлевского района

Белгородской области

 

 

 

История Белгородской области

/ методическая разработка

дополнительного учебного занятия по истории /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Разработал

                            Бабынин Сергей Анатольевич –

                            преподаватель истории и обществознания

                            ГОУ НПО ПУ №16

                            г. Строитель Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

2011

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

                       

по предмету: 

 

История России и мира.

                                                                                    

Тема учебного занятия:

 

История Белгородской области.

 

Цели учебного занятия:

 

1. Показать основные события из истории Белгородской области, её место в истории России.

2. Способствовать формированию в сознании учащихся исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития.

3. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.

 

Тип учебного занятия:

 

Учебное занятие по углублению и закреплению  знаний и способов деятельности.

 

Формы проведения учебного занятия:

 

Занятие №1 - Лекция с элементами беседы.

Занятие №2 – Практикум.

 

Материальное обеспечение учебного занятия:

 

ПК. Презентация.

Карта «Белгородская область».

Дидактический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №1 (лекция с элементами беседы).

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

 

№№

п/п

Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время  мин.

I

Организационный этап.

2

II

Этап актуализации.

5

III

Этап изучения нового материала.

25

IV

Этап закрепления и обобщения темы.

 8

V

Этап контроля и самоконтроля.

3

VI

Этап рефлексии.

2

 

Ход учебного занятия:

 

I.  Организационный этап.

 

1.1. Приветствие, контроль посещаемости.

1.2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

 

II. Этап актуализации.

 

  • Новая тема, цели и задачи, план изучения (слайд №2).

 

III. Этап изучения нового материала.

 

  • Изложение материала учителем по плану с использованием презентации и дидактического материала. Учащиеся конспектируют основные положения фактического материала в рабочую тетрадь.

 

 

3.1. Белгородский край в древности  (слайд №3-4)работа с дидактическим материалом.

 

3.2. Во времена царства и империи (слайд №5-6).

 

3.3 Город первого салюта (слайд №7-8).

 

3.4. Образование Белгородской области (слайд №9-10).

 

3.5 Строитель. Яковлевский район (слайд №11-12).

 

 

 

 

IV. Этап закрепления и обобщения темы.  (слайд №13)

Вопросы учителя

Ответы и выводы учащихся

1. Какие даты из истории Белгородской области вы запомнили?

VI век – появление в крае славян.  

1185г. – «Слово о полку Игореве».     

1239г. – разорение края монголо-татарами.       

1596г. – основание Белгорода.       

1727г. – основание Белгородской губернии.     

05.08.1943г. – освобождение Белгорода.       

06.01.1954г. – основание Белгородской области.    

12.01.1965г. – основание Яковлевского района.    

03.08.1973г. – открытие мемориала Курской битвы.     

15.12.2000г. – присвоение Строителю статуса города.    

2. Что означают данные слова и выражения?

Неандертальцы – первые люди в нашем крае.

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. 

Засечная черта – оборонительная линия от набегов крымских татар.  

«Цитадель» - Битва на Курской дуге.  

Город первого салюта – Белгород.      

КМА – Курская магнитная аномалия.

3. Что означает?

 

- Одним из главных богатств области является плодородный чернозём.

- Защиту границ России.

4. Кто изображён на фотографии?

- М.С. Щепкин – великий русский актёр.

- Н.Ф. Ватутин – полководец.

- И.М. Губкин – учёный, геолог.

- В.П. Басов – известный киноактёр.

- Ф. Емельяненко – борец, чемпион мира.

 

V.  Этап контроля и самоконтроля.

5.1. Выводы и замечания по ходу занятия.

5.2. Оценка работы учащихся на занятии.

 

VI. Этап рефлексии.  (слайд №14)

 

Ответь одним предложением.

  1. 1.     сегодня я узнал…
  2. 2.     было интересно…
  3. 3.     теперь я могу…
  4. 4.     я почувствовал, что…
  5. 5.     я научился…
  6. 6.     я попробую…
  7. 7.     мне захотелось…

Занятие №2 – практикум.

 

Задание №1 (тест).

 

1. Самыми первыми заселили наш край:

а) неандертальцы  б) скифы   в) половцы   г) сарматы.

 

2. Первыми славянами в нашем крае были:

а) поляне   б) древляне    в) северяне   г) дреговичи

 

3. Князь Игорь совершил поход на:

а) викингов  б) хазар  в) татар  г) половцев.

 

4. Линия обороны против крымских татар называлась:

а) Засечная полоса  б) Засечная черта  в) Засечная сторона г) Засечная застава

 

5. Кроме Белгорода городом первого салюта стал:

а) Орёл   б) Курск   в) Брянск   г) Смоленск

 

6. Древнее сочинение о походе Игоря называлось:

а) Слово   б) Сказание   в) Сообщение    г) Былина

 

7. Неандерталец – это:

а) южный человек  б) разумный человек  в) пещерный человек г) земледелец

 

8. На территории Белгородской области протекает река:

а) Дон    б) Волга    в) Ворскла     г) Печора

 

9. Князь Игорь совершил поход в:

а) 1182г.    б) 1183г.    в) 1184г.    г) 1185г.

 

10. Н.Ф. Ватутин командовал:

а) Степным фронтом  б) Брянским фронтом  в) Центральным фронтом

г) Воронежским фронтом

 

11. Пётр I в Воронеже строил:

а) крепость  б) флот   в) церковь    г) музей

 

12. Какого цвета нет на флаге Белгородской области:

а) белого   б) жёлтого   в) красного  г) чёрного

 

13. Появление на гербе Белгородской области орла и льва – это результат:

а) Невской битвы  б) Курской битвы  в) Ледового побоища  г) Полтавской битвы

 

 

14. Белгородская область была образована в:

а) 1952г.    б) 1953г.    в) 1954г.    г) 1955г.

 

15. Нашим знаменитым земляком был:

а) М.И. Калинин    б) М.С. Щепкин   в) Д.И. Менделеев   г) С.А. Есенин

 

16. В 1727г. Белгородчина стала:
а) губернией    б) областью    в) краем    г) провинцией

 

17. Какого района нет в составе Белгородской области:

а) Борисовский   б) Яковлевский   в) Дмитриевский   г) Алексеевский

 

18. Немецкая операция на Курской дуге называлась:

а) Тайфун     б) Цитадель     в) Барбаросса     г) Ост

 

19. Строитель получил статус города в:

а) 2000г.     б) 2001г.     в) 2003г.     г) 2005г.

 

20. Главным богатством Белгородчины является:

а) никель    б) железо    в) серебро     г) нефть

 

 

Задание №2 (заполнить таблицу).

 

дата

событие

личность

 

Курская битва.

Н.Ф. Ватутин

1185г.

Поход против половцев.

 

1698г.

 

Пётр I

 

Основание Белгорода

царь Фёдор

1920г.

Освоение КМА

 

 

 

 

Задание №3 (редактировать текст).

 

       Яковлевский муниципальный … - административно-территориальная единица и муниципальное образование в Белгородской области. Административный центр — город ….

       Яковлевский район расположен в западной части … области, в основном между водоразделами верховьев рек … и Северского Донца. Район граничит с Ракитянским, Борисовским, Белгородским, Корочанским, Прохоровским и Ивнянским районами области. Площадь района составляет 1089 км². Население района — 55620 жителей (2009г.). В районе находится … населенных пунктов.

        Яковлевский район образован по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от … января … года. В его состав вошли из ранее существовавших Томаровский район полностью, часть Гостищевского района с селами и хуторами, а также территории Кривцовского, Сажновского, Непхаевского и Терновского сельских округов.

 

 

 

 

 

Эталоны ответов.

 

 Задание №1 (тест).

 

1а   2в   3г    4б    5а    6а    7в    8в     9г    10г     11б    12б     13г    14в    15б     16а    17в    18б     19а     20б

 

Задание №2 (заполнить таблицу).

 

дата

событие

личность

1943г.

Курская битва.

Н.Ф. Ватутин

1185г.

Поход против половцев.

князь Игорь

1698г.

 

Пётр I

1596г.

Основание Белгорода

царь Фёдор

1920г.

Освоение КМА

И.М. Губкин

 

Задание №3 (редактировать текст).

 

       Яковлевский муниципальный район - административно-территориальная единица и муниципальное образование в Белгородской области. Административный центр — город Строитель.

       Яковлевский район расположен в западной части Белгородской области, в основном между водоразделами верховьев рек Ворсклы и Северского Донца. Район граничит с Ракитянским, Борисовским, Белгородским, Корочанским, Прохоровским и Ивнянским районами области. Площадь района составляет 1089 км². Население района — 55620 жителей (2009г.).

В районе находится 86 населенных пунктов.

        Яковлевский район образован по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года. В его состав вошли из ранее существовавших Томаровский район полностью, часть Гостищевского района с селами и хуторами, а также территории Кривцовского, Сажновского, Непхаевского и Терновского сельских округов.

                                          

Список использованной литературы:

 

1. Н.В. Загладин Н.А.Симония  История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 4,- Москва, Русское слово,2007.

 

2. И.П  Зырянов  Н.К. Буганов   История России часть 1,- Москва, Просвещение, 2002.

 

3. В.Н. Балязин  Неофициальная история России,- Москва, ОЛМА-ПРЕСС,

2006.

 

4. А.С. Панарин Россия в циклах мировой истории,- Москва, Просвещение, 1999.

 

5. Белгородский край в истории России,- Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 2002.

 

Интернет – ресурсы:    

 

  • http://maps.at.ua/blog/geographical

 

  • http://www.beluno.ru

 

  • http://www.bigcatalogphotos.ru

 

  • http://www.belgorodsovet.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал:

 

А) Работа с текстом «Слова о полку Игореве».

1. О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским. Стали стяги его ныне Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь они веют, несогласно копья поют.

2. И сказали бояре князю: "Кручина, князь, разум твой полонила: ведь два сокола слетели с отчего стола золотого - добыть хотели города Тмутараканя либо испить шеломом из Дону. Но уже соколам крылья подсекли поганых саблями, а самих опутали путами железными.

3. Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую.

4. Ярослав и все внуки Всеславовы! Уже склоните стяги свои, вложите в ножны мечи свои зазубренные - уже выпали вы из дедовской славы. Вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобицы ведь стало насилие от земли Половецкой.

Вопрос учителя

Ответы учащихся

1. О каком периоде в истории Руси идёт речь?

Период раздробленности Руси.

2. Чем закончился поход Игоря?

Поражением русских дружин.

3. О каком старом Владимире идёт речь?

Владимир «Красное солнышко».

4. К чему призывает автор?

К объединению Руси.




 
 



 

    

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев