Тьюторское сопровождение
индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Тьютор – (анг. tutor) – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Тьютор – это функциональная единица, со своими целями и функциями работы, направленной на создание такой образовательной среды, в которой учащийся сможет: 1. сориентироваться в категориях будущего в профессиональном; 2.осознать свои способности и возможности;
3. построить индивидуальный способ социализации.
Индивидуальна образовательная траектория (план), индивидуальный образовательный маршрут – последовательность образов проекта, которые замысливает и реализует вместе со своим педагогом. Реализуется через собственный заказ ребенка на процесс обучения и воспитания. И дает ему возможность формирования той или иной стратегии продолжения его образования.
Цель тьюторского сопровождения
1.разработать индивидуальный образовательный план (маршрут) ребенка.
2.Обеспечить реализацию индивидуального образовательного маршрута, который в процессе реализации преобразовывается в индивидуальную образовательную траекторию.
3.Проанализировать итоги реализации индивидуального образовательного маршрута, откорректировать, с дальнейшим построением временных перспектив.
Функции тьютора
1.Определяет индивидуальные образовательные запросы ребенка и его родителей.
2.Координирует индивидуальные запросы и общественные ожидания (требования общества к уровню образования).
3.Формирует, совместно с ребенком, индивидуальные образовательные цели.
4.Определяет средства достижения этих целей.
5.Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и примерный график образовательной деятельности.
6.Определяет критерии оценивания эффективности (успешности) реализации образовательного маршрута.
7.Обсуждает итоги, в том числе и промежуточные, реализации индивидуального образовательного маршрута, их соответствие поставленным целям.
8.Формирует образовательные перспективы учащегося в соответствие с уточненными образовательными запросами.
Содержание работы тьютора
-установление партнерских отношений;
-подготовка необходимого и достаточного информационного поля об устройстве образовательного пространства ( курсы, кружки……);
- поддержка процессов самоопределения и самореализации учащихся;
-корректировка неадекватного самоопределения школьников;
- повышение образовательной мотивации;
-активизация творческой инициативы педагогов и учащихся.
Школьник + родители
1.Определяет свои интересы, желания.
2.Делает выбор.
3.Формирует индивидуальный заказ.
Школьник + тьютор
1.Учебная и внеурочная деятельность ориентируется на будущую профессиональную деятельность.
2.Формируется индивидуальная образовательная деятельность.
Рекомендации по введению тьюторства в школе
1.Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, а только желающие и готовые что-то узнать сами, сопровождать можно только идущего.
2.Тьютором может быть тот. Кто не просто готов поддерживать школьников в разрешении интересующих его вопросов, но и вместе с ним включиться в поиск ответов.
3.Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, чтобы у них была возможность обсуждать свой опыт, это должны быть люди, увлеченные этой идеей и готовые её развивать на практике.
Одним и наиболее часто обсуждаемых вопросов, связанных с образованием, является проблема результатов школьного образования. В последние годы на смену знаниевой парадигмы приходит компетентностный подход, готовность ребенка к самообразованию, достижению успеха в каком-либо направлении деятельности. Успешность ребенку обеспечивает наставник, тьютор, способный выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Возможно ли построение индивидуального образовательного маршрута в массовой школе. Мы считаем что да. Механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута не требует изменения учебного плана и происходит за счет занятий в кружках, участия в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах при сохранении классно урочной системы. Исследуя проблему самореализации учащихся, мы пришли к выводу, что ребенку необходимо сопровождение в ситуации, когда он может сказать: хочу, но не знаю, как это сделать.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
выстраивается через внеклассную работу, проектную деятельность и профориентационную работу. Учащихся могут, например, сопровождают три тьютора : тьютор проектной деятельности в области гуманитарного и технического направлений (в зависимости от профессиализации школы, лицея, гимназии…), тьютор дополнительного образования и тьютор профориентационной деятельности. Прежде всего работа педагога – тьютора начинается с предоставления ориентационного поля учащегося. Практика показывает, что значимые ориентиры для учащихся 5-6 классов – это успешность во внеурочной деятельности. Их индивидуальный образовательный маршрут выстраивается из участия в различных телекоммуникационных проектах, творческих конкурсах. Учащиеся 7- 8 классов значимый ориентир видят в учебной деятельности
значимые ориентиры
5-6 класс
Успешность во внеурочной деятельности
7-8 классы
Успех в учебной деятельности
9 класс
Осознанный выбор профиля
Тьютором ведется журнал консультаций, обратившихся учащихся, который состоит из следующих граф: № , ФИО, рекомендации, достигнутый результат.
№/п |
дата |
ФИО учащегося |
Значимые ориентиры |
Ориентационное поле |
рекомендации |
результат |
|
|
|
|
|
|
|
Внеурочная деятельность учащихся выстраивается через дополнительное образование – это кружки, клубы, коллективы (танцевальный), студии (театральная), проектная деятельность, профориентационная работа.
Выбрать профиль обучения подростку предстоит в 9 классе и это очень сложно из-за неустойчивости, неопределенности, изменчивости его профессиональных предпочтений. Можно провести анкетирование для выяснения нужна помощь при выборе профиля обучения ( тьютор профильного обучения), но инициатива должна исходить от ученика, а не от педагога.
Ориентационное поле для учащихся 9 классов – это поступление в выбранный Вуз или Суз. Значимые ориентиры – это конкретное учебное заведение и выбранная специальность.
Предпрофильное пространство
Ученик должен иметь возможность
Понять самого себя: МОГУ? ХОЧУ? НАДО?
Получить реальный опыт формирования индивидуального плана
Подготовиться к поступлению в избранный профиль
Построение индивидуальной образовательной истории возможно только при умелом сопровождении проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Тьюторское сопровождение по построению индивидуального образовательного маршрута ни только возможно, но и необходимо.
Помогая обучающему в процессе самоопределения мы способствуем развитию у учащегося познавательного интереса, навыков постановки цели образовательной деятельности и поиска ресурсов для ее достижения, формированию навыков управления своей образовательной историей и профильным самоопределением.
Социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Это влияет на картину мотивации труда, оценку человеком собственного образования, поэтому нужны дополнительные педагогические средства, направленные на то, чтобы на основании знаний и умений, полученные через различные виды деятельности в школе, учащиеся могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора ряда альтернативных вариантов.
Пример.
Учащийся имеет оценку «3» по химии, желает поступить в медицинский Вуз. Преподаватель по химии предлагает оценить свои способности, участвуя в школьной олимпиаде по химии. Участие заканчивается провалом. Учащийся замыкается и не знает, что делать дальше.
Позиция тьютора «Хочешь, но не знаешь как?». Выстраиваем индивидуальный образовательный план (маршрут) достижения данной цели.
Тьютор готов обсуждать «какие используемые тобой средства познания эффективны» и проблемы «что и как надо менять в твоей деятельности».
Но тьютор не советует, не формирует, не наставляет.
В предварительной беседе -этап диагностики образовательной ситуации; фиксация первичного познавательного интереса. Потом работа совместного поиска (проектирование ИОМ, способ работы с материалом).
Безик Ю.Б. написал(а) 4546 дней назад (нейтрально) 0Очень полезная статья, пригодится коллегам в работе!
0 очков