"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииБОУ города Омска "Лицей№25", Омск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 13.05.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 22186
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Презентация. Развитие к...
Тьюторство-одна из современных педагогических технологий, но применяется она пока еще очень редко. П...
Тема 1 Металлы, класс 9, О.С Габриелян Урок 15 Железо. Строение атома, физические и химические ...
Тема 1 Металлы, класс 9, О.С Габриелян Урок 15 Железо. Строение атома, физические и химические ...
Плана-конспекта урока с использованием ЭОР
 
 

Плана-конспекта урока с использованием ЭОР

Быкова Светлана Витальевна

БОУ города Омска «Лицей № 25»

Учитель химии

Тема 1  Металлы,  класс 9,  О.С Габриелян

Урок 15

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.  (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2011)

Цель урока: формирование на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева строения атома железа  представлений о физических и химических свойствах железа.

ТДЦ

Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.

Развивающая: развивать умения работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому обучающемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке.

Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:

знаний: взаимосвязи между строением и свойствами железа; его применением;  нахождение в природе;

умений: записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства железа и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде.

Оборудование: металлическое железо, растворы серной и соляной кислот, магнит.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения:  лабораторное оборудование, коллекция «Железо», инструкционная карта, ТСО (компьютер, экран, проектор).

В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:

 

Общий метод

(частично-поисковый)

Частный метод

(словесно-наглядно-практический с использованием ЭОР)

 

 

 

 

Конкретный метод

(объяснение с элементами беседы с использование ЭОР)

 

 

 

Методические приёмы

(лабораторные опыты в том числе используя ЭОР, катехизисный диалог, создание проблемной ситуации)

 

ВОПРОС и ОТВЕТ - мыслительная и языковая структура, которая опосредованно функционирует в основаниях всякой осмысленной человеческой деятельности. Человек разумный - это прежде всего человек вопрошающий и отвечающий…
Вопросно-ответная (катехизисная) форма изложения философских идей присуща древнегреческой философии...

www.terme.ru›Кемеров В. Философская энциклопедия. - М., 1998

 

 

 

 

Структура урока

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приемы обучения

Средства обучения

Примерное время

1.Организационный

Психологический настрой учащихся  на урок

Фронтальная

Словесный

 

1 мин.

2. Актуализация

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Индивидуальная

Частично-поисковый

Листы с дифференцированными заданиями,

 

5 мин.

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся

Фронтальная

Словесно-наглядный

ТСО (проектор, экран)

2 мин.

4. Изучение нового материала

Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Групповая

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практический)

Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь.

25мин

5. Самоконтроль и взаимоконтроль

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Групповая

(работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Карточки с

заданиями, компьютер

7 мин

6. Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении

Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение обучающихся

Оценочный лист

3 мин

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, доска

2 мин

 

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение и свойства железа

 

ФЦИОР

Модуль состоит из трёх кадров, на которых представлены текст, график, анимации, иллюстрирующие переход электронов, фотографии, уравнения реакций, видеоролики, слайдшоу. В том числе, ученику предлагается просмотреть и прослушать информацию о химических свойствах железа путем выбора активных зон в интерактивной схеме

http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html

 

 

2

Лабораторная работа “Химические свойства железа"

ФЦИОР

Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для взаимодействия железа с хлором и кислородом, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается внести нагретую стальную проволоку в стаканы, заполненные хлором и кислородом, сфотографировать результаты взаимодействия и записать наблюдения в лабораторный журнал путем ввода с клавиатуры уравнений химических реакций и выводов

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html

3

Тесты по теме "Железо"

ФЦИОР

Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик может составить уравнение окислительно-восстановительной реакции, используя символы химических элементов, коэффициенты, индексы, составить электронную формулу внешнего и предвнешнего электронных уровней атома железа, соотнести названия железных руд с их формулами, закончить предложение путём переноса варианта ответа на соответствующую позицию.

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html

4

 

Тренажер "Свойства железа"

ФЦИОР

Модуль включает задание, в котором нужно определить с какими из предложенных веществ будет реагировать железо, перетащив формулы реагентов в активную зону, а затем в поле для ввода записать формулы продуктов реакций.

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Железо

 

 

ЕК ЦОР

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f29-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_03.jpg

2

Взаимодействие железа с кислородом

 

ЕК ЦОР

видео

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv

3

Строение атома железа

 

ЕК ЦОР

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf

4

Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами

 

ЕК ЦОР

интерактив, задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

Структура урока с использованием ЭОР в соответствии с этапами урока

Этапы урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приемы обучения

Средства обучения

Примерное время

1.Организационный

Психологический настрой учащихся  на урок

Фронтальная

Словесный

 

1 мин.

2. Актуализация

Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке

Групповая

Частично-поисковый

Карточки с  заданиями

 

5 мин.

3. Целеполагание

Постановка цели урока и доведения её до сознания обучающихся

Фронтальная

Словесно-наглядный

ТСО (проектор, экран)

2 мин.

4. Изучение нового материала

 

 

 

Слайд 1 строение атома

 

 

либо (иллюстрация строение атома)

 

 

 

Слайд 2

Лабораторная работа “Химические свойства железа"

 

Взаимодействие железа с кислородом

 

 

 

Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности

Групповая

Частично-поисковый

(словесно-наглядно-практическийс использованием ЭОР)

Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по железу, тетрадь.

 

 

http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf (ЕК ЦОР)

 

 

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

 

 

 

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv (ЕК ЦОР  видео)

 

 

 

20 мин

5. Самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

 

 

 

 

Тесты по теме «Железо»

 

Тренажер "Свойства железа"

 

 

Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами»

Выявление качества знаний,

установление причин недостатков,

обеспечение способностей к оценочным действиям

Групповая

(работа в парах)

Словесно-наглядно-практический

Компьютер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html (ФЦИОР)

 

 

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

 

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

(ЕК ЦОР)

13 мин

6. Подведение итогов

Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении

Фронтальная

Словесно-наглядный;

поощрение обучающихся

Оценочный лист

2 мин

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий

Фронтальная

Словесно-наглядный

Учебник, доска

2 мин

Ход урок

1.Огранизационный момент

2.Актуализация знаний

Сегодня ребята, мы продолжим путешествие по удивительному миру металлов. Для того, чтобы двигаться дальше, я предлагаю вам выполнить стартовое задание.

Каждой группе карточка:

1.Составить синквейн «Металлы»

2.Пояснить физический смысл порядкового номера

3.Пояснить физический смысл номера периода

4. Пояснить физический смысл номера группы

Сегодня мы будем говорить о металле, который:

Я известен с давних пор и имею спрос,

Опусти меня в раствор – медный купорос.

Изменить хочу я соль, ну-ка, выйди, соизволь!

Удивительный момент: стал другим раствор!

Вытесняю элемент, не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь. Начинаю я ржаветь.

- Какой это металл? (Железо)

Тема урока «Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества» .

Подумайте и скажите, каким образом тема нашего урока связана с такими науками как: история, физика, география, биология и химии?

3.Изучение нового материал

Железо и его соединения.

Страничка 1 - “Визитка химического элемента”.

Составьте схемы строения атома железа, расположения электронов по орбиталям, укажите возможные степени окисления  железа в соединениях.

Используем ЭОР http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

Либо http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f28-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_14_01.swf (ЕК ЦОР)

 

Страничка 2 - Историческая.

Почему на некоторых древних языках железо именуется небесным  камнем?

Страница 3 –Геологическая.

Рассмотрите коллекцию природных соединений железа, запишите их химические формулы.

Страничка 4 –Физическая

Выберите те физические свойства, которые  не относятся к железу : легкий, тяжелый, пластичный, обладает магнитными свойствами, проводит электрический ток, хрупкий,  имеет аллотропные модификации.

Составьте синквейн к теме «Железо»

Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка- два прилогательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Страничка 5 – Химическая

опыты

Используем ЭОР  Лабораторная работа “Химические свойства железа"

http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

Взаимодействие железа с кислородом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2d-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x11_056.wmv (ЕК ЦОР  видео)

Делаем опыты, используя лабораторное оборудование: взаимодействие железа с сульфатом меди и с раствором соляной кислоты. Записываем  комментируя и подбирая коэффициенты с помощью ОВ реакций.

Страничка 6 - Биологическая

В каких продуктах содержится больше всего железа? Презентация, подготовленная обучающимися.

Страничка 7 - Литературная

Что в наших силах сделать по охране родного края? Как могут использоваться “тросов шмотки”,  “железки”? Сообщения обучающихся.

отрывок из «Поэмы о периодическом законе» В.Половняк.

Громоподобные раскаты 
И в небе раскаленный след:
На землю огненный камень падал 
И ужасался человек. 
Но редким был подарок с неба 
Им  лишь счастливец обладал: 
Топор был выкован железный, 
Сверкает лезвием кинжал.
Вот длинный ряд тысячелетий 
Проходит в поисках, в борьбе, 
И наступает век железный 
Кровавый беспокойный век.
Он начинался резким звоном 
Жестоко скрещенных мечей
Потоком многомиллионным 
Обрушил бомбы на людей. 
Железо в космосе, на звездах, 
Железа много на Земле 
Железо образует горы 
Гора Магнитка, например.
Железо - труженик, строитель, 
Станки, заводы, корабли 
Ведь от иголки до машины 
Все из железа состоит. 
Железо в почве, в селезенке,
В любом растении, в крови... 
В составе всех эритроцитов
Чудеснейший гемоглобин!
Таинственны земные недра,
Но физики убеждены: 
Почти из чистого железа 
Ядро земное состоит. 
И верим мы, что век железа
Не станет веком роковым, 
И дело мира неизбежно 
Мрак на планете победит.

Страничка 7 Занимательно и познавательно

Презентация обучающихся

4.Самоконтроль и взаимоконтроль (работа в группах по 2)

Используя ЭОР по вариантам

Вариант 1

Тесты по теме «Железо»

http://fcior.edu.ru/card/12906/testy-po-teme-zhelezo.html (ФЦИОР)

Вариант 2

Тренажер "Свойства железа"

http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html (ФЦИОР)

Вариант 3

Проверочное задание «Уравнения реакций железа с простыми и сложными веществами» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba9f2c-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_178.swf

(ЕК ЦОР)

Обучающиеся могут прорешать несколько заданий.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (Приложение 1).

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1.Комментирование выставление оценок в оценочный лист (Приложение 2).

2.Домашнее задание: § 14, упражнение 1, 5 (учебник О.С.Габриелян)

 

 

 

 

Приложение 1

Вопросы к ученику

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

 

 

 

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

 

 

3

Как вы думаете, вы справились с поставленной целью?

 

 

4

Как работали на уроке твои одноклассники?

 

 

5

Как работал ты на уроке?

 

 

 

6

Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на

уроке?

 

 

 

 

Приложение 2

Оценочный лист

Фамилия, имя______________________

 

  1. Работа в группах:

За активное участие в работе группы (оценивается группой коллективно для каждого участника) – 4 балла.

 

  1. Закрепление:

За каждое, правильно написанное, уравнение – 1,5 балла.

 

 

Критерии оценивания:

14 – 16 баллов оценка «5»

10 – 13 баллов оценка «4»

7 – 9 баллов оценка «3»

Менее 7 баллов «незачёт»

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Нечай О.Л. написал(а) 4338 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    благодарю Светлана Витальевна! интересный урок! Вы так здорово разложили всю структуру рт первой до последней минуты урока. буду у вас учиться ... оксана леонидовна.

     
       
     
     
    0 очков