Технология 8 класс
Тема урока: Стиль в интерьере
Цели урока:- познакомить учащихся с требованиями к оформлению жилых помещений
- активизировать творческий потенциал, развивать эстетический вкус
- воспитывать коммуникативные навыки, инициативность.
Средства для организации:- цветные карандаши, образцы эскизов
жилых комнат, таблички с новыми словами и профессиями. Журналы, слайды
Тип урока: урок изучения новых знаний
Метод обучения: поисковый (проектная деятельность)
Профориентационные сведения: знакомство с профессиями дизайнера, стилиста, колориста.
Межпредметные связи: ИЗО, экология.
Литература: методическое пособие « Технология» Л.П. Барылкина, изд. ООО «5 за знания», 2006; пособие « Занятие в школе дизайна» Е.Г. Вершинникова, изд. «Учитель», 2008.
Ход урока
- 1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока.
- 2. Изложение нового материала Понятие интерьера:
Интерьер в переводе с французского - « внутренний». Иными словами, это внутренний мир дома. Это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство помещений (комнат, прихожей, кухни, санузла) и мебели, декоративное убранство и различное оборудование. При оформлении жилища особое внимание уделяется трем основным качествам:
- функциональным
- гигиеническим
- эстетическим.
Квартира соответствует характеру хозяина: его привычкам, мировоззрению. Это одно из главных условий при разработке интерьера, который может строго соответствовать какому-нибудь уже сложившемуся историческому или этническому стилю.
Стиль - это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно- выразительных средств. Сейчас мы послушаем доклад об основных стилях, применяемых в оформлении интерьера помещений (опережающее задание см. приложение).
Требования к оформлению интерьера:
- Интерьер кухни: кухня это помещение для приготовления пищи. Мебель в ней должна быть расставлена так, чтобы рационально использовать площадь, не затруднять уборку кухни. Виды кухни: рабочая кухня, кухня-ниша, кухня-столовая.
- Интерьер детской комнаты: в детской комнате должен быть веселый настрой, который, как правило, соответствует характеру маленьких детей. Не надо забывать о зонирование в детской комнате - зона игр и зона сна. Та часть комнаты, которая функционально предназначена для отдыха и сна, должна быть отделена от игрового пространства, например, более спокойной цветовой гаммой, ширмой и т.д. Стены могут быть украшены рисунками детей и полками с игрушками. Мебель не должна иметь острых углов. Помещение должно быть хорошо освещено, необходим и локальный свет, например, над столом и около кровати. Отделочный материал должен отвечать экологическим требованиям, например, пол рекомендуется обивать ковролином.
Общие практические советы:
Квартира - это строго ограниченное пространство, где человек Должен чувствовать себя комфортно, где он может расслабиться, отдохнуть. Уют и комфорт современного помещения во многом зависит от качественного освещения, благодаря ему мы способны полностью изменить восприятие самого скучного интерьера. Освещение бывает: естественное, искусственное. В зависимости от направления светового потока различают освещение: общее, зональное, местное, комбинированное, декоративное. В наших домах используются два основных источника света: лампы накаливания (электрические) и люминесцентные лампы (дневного света).
Окраска стен:
-при светлой окраске стен, помещение кажется шире и выше
- потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен
- драпировки, например, подушки, гардины и абажуры из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой, могут оживить помещение, внеся необходимое разнообразие.
Окна:
Невозможно представить себе жилище, которое не имело бы связи с внешним миром. Главными проводниками наряду с входными дверями в нем являются окна. Критерии, которым должны соответствовать современные окна:
- окна должны быть привлекательными и удобными;
-они должны хорошо защищать квартиру от холода, ветра;
- отвечать внешним климатическим условиям;
- оформление окна (карнизы, занавеси, аксессуары) должны соответствовать общему интерьеру комнаты.
Законы аранжировки:
Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища. Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы. При составлении композиций из живых растений необходимо учитывать следующие правила:
- растения должны располагаться компактными группами, а не быть хаотично « раскиданными» по комнате.
- композиция должна соответствовать размеру помещения, где она находится.
Существует четыре основных приема размещения комнатных растений: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум. Я думаю, что вы убедились в том , что создать интерьер комнаты, это непростое, но очень увлекательное дело. Главное соблюдать те требования, о которых мы сегодня говорили. Сейчас, при оформлении интерьера, можно воспользоваться услугами дизайнера (знакомство с профессией.)
- 3. Первичное закрепление:
На рисунках предложенных учителем, необходимо найти ошибки в оформлении интерьеров.
- 4. Практическая работа. Дизайн-проект
Работа на этом этапе проводится по бригадам. Бригадам выдаются одинаковые карточки-задания с черно- белым изображением комнаты. Задача заключается в нахождении цветового решения с учетом ориентации окон на одну из сторон света, декоративного украшения с учетом законов композиции, назначении комнаты.
5. Защита проекта
Представители от каждой бригады защищают свой проект, обосновывая выбор цветового и орнаментального решения, и отвечают на вопросы.
6. Подведение итогов
На данном этапе происходит обобщение знаний по предлагаемым учителем вопросам:
-приведите примеры зрительных иллюзий в интерьере? - чем необходимо руководствуются, подбирая цветовую гамму интерьера?
-какой из разработанных проектов вам понравился больше всего и почему?
Учитель благодарит всех за работу, выставляет отметки.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Основные стили, применяемые в оформлении интерьера помещений
Средневековье. Новая конструкция построения дома - каркасная система, состоявшая из двух пересекающихся арок, позволила наполнить естественным светом все пространство дома. Большие окна, которые украшались своеобразным растительным орнаментом, становились более изящными и привлекательными. Но и стены становились более красивыми, чем раньше. Этого удалось достичь не только за счет витражей, но и за счет нанесенных на стены узоров.
По типу сундука делали буфеты для хранения посуды. В этот период впервые появились столы-конторки; стулья и кресла шлифовались и украшались резьбой. Кровать, неотъемлемый атрибут обстановки любого дома, устраивалась из большого массивного основания, а его устанавливали на четыре ножки, продолжающиеся в стойки.
Стиль эпохи Возрождения старых традиций.
Устав от помпезности мрачного Средневековья, его возвышенных морализованных форм, человечество опять обращается к утерянным идеалам античности. Это проявилось, прежде всего, в стремлении к простоте, ясности, жизненности как в архитектуре, скульптуре, живописи, так и в обустройстве собственного жилища. Главным становится не только простота, но и экономия материала. Для украшения использовались четкий рисунок и основные элементы типичных античных ордеров. Так строились открытая галерея на первом этаже, лоджия, большие коридоры, парадные залы, кабинеты. В качестве орнамента использовались переплетения различных ветвей растений, геометрических фигурок, которые стилизовали под античность.
Также из античности была взята и стукковая лепная декорация, которая могла быстро принимать нужную форму, а в застывшем виде была похожа на мрамор.
Для декорирования стен использовали бархат, парчу, тисненую кожу. В современной квартире можно ограничиться только небольшим орнаментом в виде перевивающихся веток растений и геометрических узоров под потолком и устройством ниш, в которые можно установить статуэтки. Для украшения широко использовались витражи из разноцветного стекла.
Что касается мебели, то предпочтение отдавалось ценным породам, привозимым из-за границы. Украшалась мебель античным орнаментом или вставками из слоновой кости, перламутра, черепахового панциря. Ножки мебели представляли собой лапы хищных животных. Неотъемлемым атрибутом такой мебели являлось наличие колонн античных ордеров.
Мебель становилась не только прочной, удобной, красивой, но и полезной. Появилось бюро, которое позволяло в одном месте держать бумаги, расчетные документы, деньги. Хотя столы еще продолжали оставаться такими, но уже претерпевали изменения. Столешницы богато украшали резьбой, обивали бронзой. Ножки стали изящными, изогнутыми в виде фигурок человека. Появились легкие складные стулья, а также большие и тяжелые кресла, обитые парчой и бархатом.
Весь быт строился на основе удобства: минимум вещей, максимум пространства. Свободные места помогали скрыть многие мелочи: подсвечники, статуэтки, большие зеркала.
Стиль барокко.
Человечество возвращается к изысканности и роскоши. Это театральный, непредсказуемый стиль, симметричность и прямолинейность отодвигаются на второй план.
Интерьеры в это время отличались особой торжественностью и величием. Возвышенность царила во всем. Потолки и стены напоминали небесный свод. Благодаря стукковому орнаменту и позолоченной лепнине создавалась иллюзия объемного изображения. Этому способствовала и фресковая роспись, обильно украшавшая своды потолков и стен. Стены украшались множеством пилястр, колонн, отделанных тисненой кожей и золотом. Украшением интерьера служили ковры и зеркала от потолка до пола. Для того чтобы создать единство природы и интерьера, на противоположную окну стену устанавливали зеркало, по форме напоминавшее окно. При этом зеркало превращалось в еще одно окно, позволявшее расширить площадь комнаты.
Мебель усложняла и так непростой интерьер. Здесь главенствовали массивность формы и обилие украшений. Предметы мебели устанавливали не только на 3-4 ножки, но и 5, 6, 8. В отличие от других эпох здесь использовалась мягкая мебель, которая обивалась дорогими тканями, привозимыми с Востока. Нередко использовалась тисненая кожа, итальянский гобелен, французский бархат, а также глазет - ткань с серебряными и золотыми нитями. Изменилась конструкция столов. Кроме больших трапезных, появились маленькие консольные столы. На них ставили часы, шкатулки, канделябры.
Не менее изящными в эту эпоху становятся шкафы, которые устанавливали на шарообразные ножки, снабжали множеством ящичков.
Барокко характеризуется четким распределением интерьера по комнатам. Для каждой из них подбиралась определенная мебель, каждая из них выполняла определённую функцию. Так, например, в интерьере кабинета обязательно должны были присутствовать письменный стол, шкафы для книг и бюро. Иногда такой интерьер украшали глобусом или картами.
Спальня выполняла роль гостиной. Но и для этого времени характерно наличие балдахина над кроватью, но уже более изысканной формы, чем в предыдущую эпоху.
Фаянсу в этот период придавали в основном голубые и синие тона, получаемые путём нанесения рисунка синим кобальтом перед обжигом.
Популярны были фиолетовая и чёрная краски. Широко использовалась посуда из стекла.
Стиль рококо.
Характерной особенностью этого стиля является сочетание внешней сдержанности и внутренней роскоши, которая была предназначена для комфорта.
Помещения не всегда выдерживались в одной цветовой гамме, обустраивали их с учетом наклонностей хозяина и его рода занятий.
Внутри дом всегда украшали настенной живописью, достаточно часто встречалась и роспись потолков, продолжавшая сюжетную линию стен.
Конусообразный или овальный свод отделялся стукковым орнаментом, однако более легким, чем в барокко. Да и сама комната строилась в форме вытянутого овала или круга.
Стены украшались не фресками, а шпалерными развесками - коврами с расшитыми узорами по шелку и атласу.
Менее броской, менее тяжелой и более спокойной становилась цветовая гамма комнат, да и все убранство теперь строилось на основе музыкальной утонченности. Особой популярностью пользовались светлые тона, приглушенные и забеленные краски, полутона.
Округлость форм присутствовала во всем: множество зеркал, встроенных в стену, обрамляли легкими овальными рамками.
Для этого времени характерно увлечение зеркалами и портретами.
Пышное убранство комнат не требовало больших затрат на меблировку. Значительное внимание уделялось стульям, креслам, диванам и маленьким столикам, на которых подавались угощения или велась игра в карты.
Для рококо характерной становится округленная, изысканная, в изобилии украшенная мебель.
Углы комнат несколько скрадывались за счет угловых комодов и шкафчиков для посуды и книг. Наряду с драгоценными породами древесины использовались и слоновая кость, моржовые пластины.
Нередко залы и кабинеты украшались каминами, которые располагались посередине большой стены.
В отделке полов присутствовали и каменная мозаика, и паркет. Для освещения комнат на стенах устанавливали множественные канделябры для свечей в виде статуэток и небольших сюжетных композиций. В большинстве случаев светильники размещали напротив зеркал.
Посуда становилась тонкой и изящной. Чаще использовались фарфор, стекло немного облагораживалось. Более, чем в другие времена, ценился хрусталь.
Стиль классицизма.
Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, опять на первый план выдвинул традиции античности, идеалы простоты и рациональности.
Классицизм - достаточно широкое понятие, включающее в себя сразу несколько стилевых вариаций. Это классицизм XVIII века, стиль ампир, неоклассицизм середины и конца XIX века.
Большинство деталей, заимствованных из античности, скорее играли чисто декоративную роль, а не эстетическую, как раньше. Среди «возрожденных» большое место занимают ордера, декоративный орнамент и скульптурные композиции. Но их использование сочеталось, прежде всего, с новыми веяниями. Стукковый орнамент чаще всего заключался в прямоугольные рамки с целью сделать акцент на античных деталях.
Нередко распределенные по квадратам картины еще обрамлялись и линиями разграничивающего бордюра, состоявшего из всевозможных цветов, переплетенных веток.
Предпочтение отдавалось горизонтальным линиям, все находилось в строгой симметрии и при этом должно было логически сочетаться друг с другом.
Стены, потолки и полы не так изобиловали орнаментальными деталями, которые присутствовали в отделке мебели и украшений интерьера. Мебель становилась менее массивной, более изящной, предпочтение отдавалось тем же прямолинейным и симметричным линиям, которые присутствовали в интерьере.
Лёгкость мебели подчёркивалась и небольшими вставками из севрского фарфора, слоновой кости и позолоты. Нередко всё это украшалось изящной утончённой резьбой и эмалевой росписью.
Достаточно легкими становились не только стулья, но и комоды, секретеры, туалетные столики, которые теперь снабжались большими зеркалами. Ножки различных кушеток, диванов, столиков становились более изящными, акцент был направлен на чуть изогнутые формы.
В начале эпохи в моду входят предметы из светло-бежевого фаянса, имитирующего светлый агат. На таком фоне достаточно четко вырисовывались пейзажи, гербы знатных домов, просто цветы или просто натюрморты.
Дегтяренко В.И. написал(а) 3793 дней назад (нейтрально) 0А к этому конспекту презентация прилагается?
0 очков