Аннотация
У каждого наверняка есть интересные фотографии, которые очень хочется повесить на стену или поставить на стол. Фотография в красивой оригинальной рамке для фото – украшение любого помещения. Конечно, в магазинах продаются рамки для фотографий на любой вкус. Но восхищение и восторг у детей и взрослых часто вызывают изделия, выполненные своими руками.
Технология изготовления рамки из коробочного картона разработана педагогом дополнительного образования Улемновой Ириной Владимировной и апробирована ею на занятиях объединения «Умелые ручки» в Центре детского технического творчества.
Данная методическая разработка предлагается для работников дополнительного образования, школ и всех, кто интересуется творчеством.
Пояснительная записка
Целью данной методической разработки является описание поэтапного изготовления рамки для фотографии.
Для изготовления рамки потребуются недорогие материалы. Эффект после создания изделия превосходит все ожидания.
Размер рамки определен не случайно. Этот размер подходит для фотографии размером 10´15 см. Таким образом, дети при оформлении фотографий смогут изготовить рамку самостоятельно.
Данная методическая разработка рассчитана на детей 8-10 лет без требований к уровню подготовки.
Тема: Работа с бумагой, картоном и природным материалом. Способы разметки заготовки. Приёмы изготовления мозаики из природного материала.
Изделие: Рамочка для фотографии.
Цель: Познакомить детей с технологией изготовления рамочки для фотографии. Заинтересовать детей изготовлением рамок для фотографий.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами рамок для фотографий. Научить детей технологическому процессу изготовления рамочек для фотографий.
- Дать понятие «мозаики». Учить выполнять мозаику из природного материала.
- Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей, крупа, природный материал) и приёмы владения инструментами (ножницы, линейка).
- Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев, воображение, память, мышление, фантазию, художественный вкус.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение и экономное использование материала.
Тип занятия: сообщение нового материала.
Форма занятия: занятие-игра.
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.
Наглядные: демонстрация готовых образцов, демонстрация слайдов, репродукций мозаичных картин.
Практические: показ способов изготовления изделия.
Возраст детей: 8-10 лет.
Материалы и инструменты:
- коробочный картон
- ксероксная бумага
- клей ПВА
- кисть для клея
- ножницы
- карандаш простой
- тонкие маркеры
- бумага для эскизов
- линейки
- трафаретные линейки
- ластик
- природный материал
- салфетки
- клеенки
Дидактические материалы:
- готовые работы, выполненные педагогом.
- таблица «Порядок изготовления рамки».
- технологическая карта «Порядок изготовления рамки»
- образцы изделий в сборе и в деталях.
- шаблоны деталей.
- слайды или репродукции мозаичных работ.
- различные открытки или фотографии.
- плакат ТБ (при работе с ножницами)
Хронометраж учебного занятия:
Организационный момент - 2 минуты
Теория (постановка целей и задач) - 10 минут
Практическая работа (описание действий, объяснение) - 25 минут
Выставка работ - 5 минут
Итог работы - 3 минуты
План-конспект занятия
План занятия:
1. Вводная часть.
- Организационный момент, приветствие.
- Озвучивание темы занятия.
- Демонстрация образцов.
- Беседа о фоторамках, мозаике.
- Беседа о предназначении предлагаемых изделий.
- Определение материалов и инструментов, необходимых для работы.
- Объяснение технологии изготовления изделия.
- Правила работы с картоном и бумагой.
- Техника безопасности при работе с ножницами.
2. Основная часть.
- Анализ конструкции изделия. Составление устного плана работы Возможные ошибки.
- Практическая работа. Изготовление рамочки для фотографии. Оформление изделия.
- Помощь педагога.
- Работа с технологическими картами.
3. Заключительная часть.
- Коллективный анализ работ
- Подведение итогов
- Рефлексия
- Уборка рабочий мест.
Конспект занятия
1. Вводная часть.
Педагог: Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
«Добрый день» скажем мы вместе.
«Добрый день!» взрослые и дети.
Педагог: Я очень рада видеть вас здесь, в нашем Центре детского технического творчества. Меня зовут Улемнова Ирина Владимировна. Я являюсь руководителем объединения «Умелые ручки». В своем объединении мы с ребятами мастерим различные игрушки из бумаги, картона, солёного теста, бисера, выполняем аппликационные и мозаичные работы из бумаги, ткани, крупы, ячной скорлупы и других материалов. Посмотрите, какие красивые картины, панно, игрушки дети делают своими руками.
(Рассмотреть с детьми выставку игрушек)
Педагог: Ну вот, кажется и всё про меня. А сейчас мне очень хочется узнать, как вас зовут дорогие ребятишки: девчонки и мальчишки. У вас на столах стоят цветочки: не простые, а волшебные. Напишите, пожалуйста, на них свои имена. Так я узнаю, как вас зовут.
(Дети пишут на цветочках свои имена)
Педагог: Ну вот и познакомились. Ребята, к нам на занятие сегодня обещал прийти гость, но почему-то я никого не вижу, вот только на столе лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нём находится. Оказывается, письмо!
(Педагог открывает конверт, читает письмо)
«Дорогие ребята! Мне очень хочется побывать у вас на занятии. Я услышал от друзей, что вы сегодня будете делать новые поделки. Какие? Хочу знать! Но я заколдован, а помочь меня расколдовать можете вы. Как только отгадаете загадку, я тут же явлюсь к вам.
Ваш гость».
Педагог: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.
Загадка:
Столяр Джузеппе – сизый нос –
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить.
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил?
Дети: Это Буратино.
Педагог: Правильно, Буратино.
(На доске появляется рисунок «Буратино»)
Педагог: Буратино очень хочет у вас поучится трудолюбию. Вы согласны принять его на занятие?
Дети: … отвечают.
Педагог: Ребята, Буратино предлагает нам отправится в волшебный город под названием…. Название волшебного города спрятано в кроссворде. Отгадав загадки, мы с вами выясним, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы и как называется волшебный город.
Загадки:
1. Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная...
(Бумага)
2. Пишет он, когда диктуют
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(Фломастер)
3. Я люблю прямоту, я сама прямая
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья, кто же я…
(Линейка)
4. Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я липучий, вязкий …
(Клей)
5. И белить, и клеить можно
Ею можно рисовать
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать.
(Кисть)
6. Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы)
7. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(Карандаш)
(Дети разгадывают кроссворд)
Педагог: Молодцы ребята. Правильно разгадали кроссворд. Волшебный город называется «Умейкин».
Педагог: Ребята, а сейчас отправляемся в город «Умейкин». Но Буратино предупредил нас, что попасть в город мы сможем только после того, как возьмём волшебный цветок и скажем «Волшебные слова».
Лети, лети, цветок
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Педагог: Вели, чтобы мы перенеслись в город «Умейкин».
(На доске появляется рисунок)
Педагог: Ну вот мы и в волшебном городе. Что же это за город такой?
Педагог: Ребята, в этом городе живут дети, которые умеют мастерить красивые игрушки из различного материала. Я думаю, что здесь вы тоже сможете многому научиться.
Педагог: Дети, обратите внимание в городе «Умейкин» стоит сундучок, а на сундучке лежит записка. Давайте её прочитаем.
(Педагог читает записку)
«Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в сундучке».
(Педагог загадывает загадку)
Педагог:
Этот глаз – особый глаз
Быстро взглянет он на нас
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Дети: Фотоаппарат
Педагог: Правильно, это фотоаппарат.
(Педагог достает из сундучка фотоаппарат)
Педагог: Дети, а зачем нам нужен фотоаппарат?
Дети: С его помощью мы можем делать снимки.
Педагог: А для чего нам нужны фотографии?
Дети: Снимки делают на память.
Педагог: Да, очень приятно полистать фотоальбом и вспомнить приятные моменты отдыха, праздника или поездки в лес, на речку.
Педагог: Ребята, мне тоже очень хочется сделать снимок на память.
(Педагог фотографирует детей)
Педагог: Дети, а сейчас я приглашаю вас посетить фотовыставку.
(Педагог приглашает пройти к выставке фотографий, оформленных в различные фоторамки)
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько разных фотографий! Фотография даёт нам возможность запечатлеть самые бесценные моменты нашей жизни. Говорят, что у фотографии есть душа и она живая. Так это или нет, но в каждом доме вы найдете семейный фотоальбом, перелистывая который, вас посетят самые тёплые чувства и приятные воспоминания. Это может быть фото ваших родителей в молодости, бабушек, дедушек, ваши детские фотографии, фото ваших друзей. Самые ценные фотографии люди часто обрамляют в красивую рамку и ставят на видном месте.
Педагог: Изначально фоторамки изготавливались в виде строгой классической прямоугольной оправы из дерева. Со временем их стали изготавливать из металла, стекла, пластика и т.д. В настоящее время в магазинах вы можете найти фоторамки, изготовленные из любого материала, любого дизайна и с всевозможными украшениями.
Педагог: Дети, а для чего нужна рамка для фотографии?
Дети:
- Чтобы поставить любимую фотографию на полку
- В фоторамке красиво смотрится фотография
- Можно по сюжету фотографии подобрать и фоторамку.
Педагог: Ребята, фоторамка – это отличный подарок, в котором можно разместить фото любимого человека, родных, друзей. А фоторамка, сделанная своими руками будет ценится намного больше, чем магазинный вариант.
Педагог: Дети, я предлагаю вам сегодня на занятии смастерить фоторамочки. Попробуйте создать свой шедевр. Сделать собственную фоторамку совсем не сложно. Главное наличие желания и полёт вашей творческой фантазии.
Педагог: Ребята, вы хотите сделать фоторамочки?
Дети: Да.
Педагог: Ну тогда нам просто необходимо отправиться в мастерскую «Умелых ручек». Но попасть туда мы «сможем» опять с помощью волшебного цветочка. Берем цветочек и говорим волшебные слова:
Лети, лети, цветок
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Педагог: Вели, чтобы мы перенеслись в мастерскую «Умелых ручек».
(Появляется макет домика-мастерской)
Педагог: Ну вот, мы и в мастерской. Ребята, обратите внимание, Буратино принёс вам красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней находится?
Дети: … отвечают.
Педагог:
В коробочку чудесную Буратино положил
То, что с ребятами он смастерил.
В ней не баночки, и не саночки,
А удивительные фоторамочки.
Педагог: Ребята, сейчас я достану фоторамки и поставлю их на выставочную полочку.
(Педагог выставляет фоторамки на полку)
Педагог: Дети, вам понравились эти фоторамочки?
Дети: … отвечают.
Педагог: В мастерской «Умелых ручек» вы сможете смастерить такие же красивые фоторамки.
2. Основная часть
Анализ изделия:
Педагог: Ребята, перед вами образцы фоторамочек. А теперь давайте расскажем об этих фоторамках. Из каких основных частей они состоят?
Дети: Рама, основа, подставка.
Педагог: Хорошо. Дети, посмотрите на эти фоторамки и скажите, что у них общего?
Дети: Они все прямоугольной формы. У них у всех есть рама, основа, подставка.
Педагог: Молодцы! А чем эти фоторамки отличаются друг от друга.
Дети: Цветом и украшением.
Педагог: Правильно. А как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Дети: Коробочный картон, цветная бумага, природный материал, крупа, клей, ножницы, линейка.
Педагог: Молодцы! Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами.
- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.
Педагог: Правильно.
План работы:
Педагог: Ребята, изготовить фоторамку нам поможет вот такая технологическая карта.
(Педагог показывает на доску, на которой прикреплена технологическая карта изготовления фоторамки)
Педагог: Технологическая карта помогает понять, из какой геометрической формы и в какой последовательности нужно делать то или иное изделие. Также технологическая карта помогает узнать форму, размеры деталей, материал, из которого они сделаны и способы соединения деталей между собой.
Педагог: Ребята, а сейчас давайте вместе определим ход работы.
План работы:
- На коробочном картоне чертим 2 прямоугольника 15´20 см (один для рамки, другой для основы).
- Вырезаем из картона 2 заготовки одинакового размера.
- Определяем ширину рамки. Отмечаем от всех сторон прямоугольника внутрь по 3 см, чертим внутренний прямоугольник.
- Подкладываем под картон разделочную доску. Вырезаем рамку канцелярским ножом. Соблюдаем технику безопасности.
- Накладываем рамку на лист ксероксной бумаги (приблизительно размером 21´26 см) и обводим контуры рамки.
- Приклеиваем рамку к бумаге (намазываем клеем и рамку и бумагу).
- Обрезаем углы ксероксной бумаги по периметру рамки с внешней стороны.
- По внутренней стороне рамки на бумаге делаем разметку, как показано на схеме и прорезаем бумагу по линиям.
- Приклеиваем бумагу к рамке с внутренней стороны.
- Приклеиваем бумагу к рамке с внешней стороны.
- Разметим и сделаем на основе по середине верхней стороны вырез для пальца.
- Соединяем раму с основой, наносим клей так, как показано на схеме (на нижнюю и боковые стороны). Чёрная линия - это граница, за которую не должен выходить клей (место для того, чтобы потом вставить фотографию).
- Делаем из картона подставку-опору, на которую будет опираться рамка, приклеиваем подставку на основу рамки.
- Рамочка готова.
Педагог: Дети, каждому из вас я приготовила технологические карты, которые помогут вам сделать фоторамочки.
Практическая работа.
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе.
(Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).
Педагог: Ребята, а сейчас мы немного отдохнём. Буратино хочет с вами поиграть.
Физкультминутка:
|
Мы немножко отдохнём,
|
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
|
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
|
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
|
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
|
Бабочки летали,
Крыльями махали.
|
Дружно хлопаем
Ногами топаем.
|
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Педагог: Итак, самое трудное позади, и наша фоторамка почти готова. Ребята, оставьте фоторамку, пусть она немного подсохнет. А сейчас самое интересное, полный разгул фантазии – мы начнём украшать фоторамочку. Способов украсить фоторамку существует множество – всё зависит от вашей фантазии и ловкости рук. Пожалуй, самый популярный способ украшения фоторамок – наклеивание различных аксессуаров. В качестве украшений можно использовать всё что угодно: бусины, фасоль, тыквенные и арбузные семечки, паетки, крупу и многое другое.
Педагог: Дети, сегодня вы познакомитесь с особым видом изобразительного искусства, в котором заданный художником рисунок воспроизводится путем соответствующего расположения кусочков какого-либо твердого материала, скрепленных между собой и с основанием тем или иным веществом. Можете ли вы сказать, как называется этот вид искусства?
Дети: Нет.
Педагог: Нет? А ведь многим из вас оно знакомо. Речь идёт о мозаике. Кто впервые додумался создавать мозаичные панно – неизвестно, однако их можно встретить в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей. С помощью мелких разноцветных кусочков, различных материалов можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид.
Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного стекла, кусочков бумаги, яичной скорлупы, крупы, опилок и т.п. Техника изготовления таких украшений тоже носит название «Мозаика».
Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне ещё 2000 лет до нашей эры украшали различные строения мозаикой. В Древнем Риме мозаикой выкладывали пол и стены дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла.
Множество примеров мозаичного искусства можно найти в Киеве (фрески Софийского собора). Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М.В. Ломоносов, который внёс большой вклад в оформление Исаакиевского собора.
В современную эпоху настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий, стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и торжественность.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что мозаика (в переводе с французского языка) означает изображение или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов.
Педагог: Мозаичная композиция может быть самостоятельным произведением. Но можно такую технику использовать и для украшения коробочек, шкатулок, фоторамок, подобрав соответствующие рисунки. Познакомимся с техников мозаики поближе.
Педагог: Дети, мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения.
(Педагог показывает образцы изделий)
Педагог:
Контурная мозаика – это узор, выполненный из различных материалов, расположенных по контурным линиям, т.е. по контуру фигуры.
Сплошная мозаика – это узор, выполненный из различных материалов, заполняющих всю фигуру.
Педагог: Ребята, давайте определим ход нашей работы. Что нужно сделать сначала?
Дети: Надо сделать карандашный эскиз оформления фоторамки.
Педагог: Правильно. Любая мозаичная работа начинается с выполнения эскизного рисунка.
Педагог: А что теперь будем делать?
Дети: Нужно нанести на основу контурные линии рисунка.
Педагог: Хорошо. Ребята, а что будем делать далее?
Дети: Нанесем клей на контур рисунка и приклеим к полоске клея различный материал.
Педагог: Верно. А что мы будем делать потом?
Дети: Материал, уложенный на нужное место, слегка придавливаем чистой тряпочкой. Если из под материала выступает много клея, то его удаляют чистой тряпочкой, т.к. он мешает в работе.
Педагог: Молодцы. Ребята в такой последовательности мы будем выполнять контурную мозаику. А что нужно сделать для выполнения сплошной мозаики?
Дети: Сначала нужно наклеить материал по контуру рисунка, а потом заполнить им внутреннюю часть.
Педагог: Правильно.
(План работы обговаривается с детьми и прикрепляется к доске)
Последовательность выполнения контурной мозаики:
- Сделать эскиз оформления фоторамки.
- Выполнить эскизный рисунок.
- Нанести клей на контур рисунка.
- Приклеить к полоске клея материал.
- Материал слегка придавить тряпочкой.
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нам время стать дизайнерами фоторамок для своих фотографий. Это достаточно увлекательное занятие. Заранее продумайте, каким будет оформление вашей фоторамки и подберите подходящие материалы.
Педагог: Дети, напоминаю, что ваши работы должны быть аккуратными. Вам необязательно выполнить фоторамки такого же цвета, как и образцы. Будет очень хорошо, если вы проявите свою выдумку и фантазию в оформлении фоторамок. Пусть ваша работа будет не похожа на другие, пусть она будет оригинальной, единственной.
Практическая работа.
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к оформлению своих фоторамок.
(Самостоятельная работа, во время которой педагог контролирует правильность приёмов работы, помогает тем, кто затрудняется).
Заключительная часть.
Педагог: Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Поставьте, пожалуйста, свои фоторамки на стол.
Педагог: Дети, ну что, понравилось работать с необычными материалами?
Дети: Да.
Педагог: Ребята, ведь раньше, когда вы если фасолевый суп или гороховое пюре, то не представляли себе, что из того, что лежит сваренным в ваших тарелках, можно сделать такую красоту.
Педагог: Дети, вы все сегодня успешно справились с заданием. Фоторамки получились оригинальными. Ведь каждый из вас по-своему оформил фоторамку, проявив творческую инициативу. Молодцы. Когда фоторамка высохнет, в неё надо вложить фотографию, просунув под неприклеенную часть основы.
Педагог: Ребята, а чему вы научились на занятии?
Дети: Мы научились изготавливать фоторамку.
Педагог: А какую технику использовали для украшения фоторамочки?
Дети: Мозаика.
Педагог: Из какого материала вы делали мозаику?
Дети: Природный материал.
Педагог: Как приклеивается материал к основе в мозаичных работах?
Дети: На основу наносится клей, сверху кладется материал.
Педагог: Какие виды мозаики вы знаете?
Дети: Контурная и сплошная.
Педагог: Что такое контурная мозаика?
Дети: Это узор, расположенный по контуру фигурки.
Педагог: А что такое сплошная мозаика?
Дети: Это узор, заполняющий всю фигуру.
Педагог: Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим понравились ваши фоторамки?
Дети: … отвечают.
Педагог: Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные фоторамочки, в которых вы можете разместить фото друзей, родных или кому-то подарить.
Педагог:
Говорю вам от души:
Результаты ваши хороши!
Многому вы научились,
Активно и дружно трудились!
Скорые вы и умелые,
Рукодельники отменные,
Каждый заслуживает оценки «пять»!
Молодцы, ребята, учитесь трудом побеждать!
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к конку. Если вам было интересно на занятии, то поставьте ваш волшебный цветок на самую верхнюю ступеньку, ведущую к нашей мастерской. Если не очень, то пониже. Если совсем было не интересно, то на самую нижнюю.
Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберём инструменты и приведём своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено.
Хисматуллина Н.Н. написал(а) 4362 дней назад (нейтрально) 0Работы очень понравились, возьму на заметку.
0 очков