Морфологический разбор имени существительного
Сагирова Нурания Наримановна, учитель русского языка и литературы
МОУ Староермаковской СОШ Камышлинского района
Цели урока:
- научиться производить морфологический разбор существительного с учетом знаний, приобретенных в 6 классе;
- повторить некоторые орфограммы и пунктограммы ("Безударная гласная в корне, проверяемая ударением", "Запятая при однородных членах предложения");
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
- Записи на доске: спряжение, род, вид, падеж, время, склонение, лицо, число, одушевленное (неодушевленное),собственное (нарицательное).
- Раздаточный материал .
- Компьютерная оргтехника.
- Презентация к уроку.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап постановки целей урока.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Подведение итогов урока.
- Этап оценки эмоционального состояния учащихся на уроке.
Методы контроля учебной деятельности:
- Входящий контроль (восстановить алгоритм).
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
- Итоговый контроль по теме.
Ход урока
I.Организационный момент
- Слово учителя. Тема сегодняшнего урока "Морфологический разбор имени существительного". Наша задача состоит в том, чтобы научиться производить морфологический разбор существительного с учетом знаний, приобретенных в 6 классе.
- Что нового об имени существительного вы узнали?
Беседа - опрос по изученной теме в форме игры "Правильно - неправильно".
Предлагаю оценить каждое высказывание. Если оно правильное, то записать строчную букву п, а если неправильное - букву н.
- Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
- Склонение - это постоянный признак имени существительного.
- Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.
- Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
- Запись даты, темы урока.
- II. Основная часть.
- Учитель. Давайте обратимся к стихотворению А.С Пушкина. А.С.Пушкин - великий русский поэт, писатель. Беседа.
- Релаксация "У моря" Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальной записи) (учащимся раздается текст).
- Работа с художественным текстом:
Беседа по первичному восприятию:
Учитель. Каким же поэт изобразил лукоморье? Каковы ваши предположения, что скрывается за существительным "лукоморье"?
Учащиеся. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Учитель. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
Учитель. Какие вам встретились трудные непонятные слова?
Учитель. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.
Зарядка для глаз.
Учитель. Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:
Дети выполняют упражнения "По волнам" ( движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз) "Выезжаем погулять, серых уток пострелять" (закрыть, открыть глаза).
Словарная работа:(на доске записаны слова)
Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны…
Прихлынут
Брег песчаный
Витязь Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать
- Начнем с выяснения непонятных слов. Работа с толковым словарем Даля.
- Кто главный герой стихотворения?
- Сколько здесь предложений, сколько существительных?
- Проанализируйте текст с точки зрения частей речи: какие части из них отсутствуют, какие преобладают, почему?
- Перечислите существительные, встретившиеся в последней строфе, каково лексическое значение слова "дол"?
4. Морфологический разбор существительного: (слайды 2-6)
-
- что значит - произвести морфологический разбор существительного?
- сколько частей включает в себя морфологический разбор?
- обратите внимание на слайд, прочитайте морфологические признаки; выпишите признаки, характеризующие имя существительное, распределив их на 2 столбика: постоянные и непостоянные признаки;
- произведите морфологический разбор слова, помеченного цифрой "3", устно.
Составление опорного конспекта и алгоритма. Создание алгоритма.
- Находим имя существительное.
- Ставим вопрос.
- Называем постоянные признаки
- Называем непостоянные признаки
- Определяем, каким членом предложения является.
(один у доски, остальные в тетради).
- Существительное - отвечает на вопросы …
- Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
- Имеет постоянные признаки …, непостоянные … .
- Изменяется по … (числам, падежам).
- В предложении является…
Физкультпауза
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.
5. Работа по орфографии и пунктуации:
- выпишите слово в …блаках , обозначьте орфограмму на месте пропуска, сформулируйте правило (задание выполняется на доске);
- выпишите из текста все слова с пропущенными буквами (задание выполняется на доске); какая орфограмма объединяет данные слова?
- расставьте знаки препинания в стихотворении.
- найдите и подчеркните грамматическую основу предложения:
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт бредёт сама собой.
Объясните знаки препинания (запятая при однородных членах)
6. Работа над понятием "синонимы":
- какие слова называются синонимами?
- выпишите из текста синоним слова "тропа"
7. Морфологический разбор существительного
Учитель: Произведем морфологический разбор существительного "Русью" письменно (задание выполняется на доске).
III. Итог урока
Вопросы учителя:
- что значит произвести морфологический разбор существительного?
- перечислите постоянные признаки этой части речи;
- назовите ее непостоянные признаки.
IV. Оценка эмоционального состояния учащихся на уроке.
Чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны:
- желтый - на уроке было интересно, поучительно;
- зеленый - было интересно, но не все;
- синий - скучно, тоскливо.
V. Домашнее задание.
- § 42.
- Сочинение - миниатюра, построенное на основе олицетворения; главный герой творческой работы - месяц;
- морфологический разбор 1 существительного из текста сочинения
VI. Выставление оценок.
- Здесь еще нет комментариев