Карточка публикации
Информация об авторе публикацииАкмолинская область Целиноградский район СШ №33, Астана
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 16.01.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15973
Рейтинг публикации
4 оценок
Другие публикации автора
Занятие способствует осознанию своего поведения. Способствует формированию навыка самоанализа и сам...
Занятие направлено на формирование чувства коллективизма, способствует развитию навыков конструктивн...
Интегрированный урок по русскому языку для учащихся 8 класса. Способствует развитию навыков самостоя...
Тренинг " Мир моих чувств"
 
 

Цель:

познакомить  учащихся с понятием  «чувства», показать важность эмоциональной

 регуляции жизнедеятельности человека;

помочь подростку понять свои чувства и научиться обсуждать их с другими людьми, научить владеть и управлять собой.

Познакомить с методами саморегуляции.

  Материалы: бланк теста и ручка, презентация, музыкальные композиции, музыкальные шумовые инструменты.

                                       Ход работы:

1.Знакомство. /1 слайд/ 

Упражнение «Продолжи предложение»

- Я рад с тобой общаться, потому что (имя) …

2.Вводная часть занятия:

Повелевать собой - величайшая власть
Сенека     /2 слайд/

-Объясните смысл высказывания.

3. Беседа.

Целеполагание:

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а так же о том,  какую роль они играют в жизни человека.

Вы узнаете  о некоторых приемах, позволяющих человеку снятию эмоционального и физического напряжения. 

Роль чувств в жизни человека.

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником  которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.

       Чувства играют в жизни человека роль внутренних  регуляторов поведении, они сигнализируют о том, как  протекает деятельность, всё ли  обстоит в жизни благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не знает, отчего это произошло. Существует ведь даже такое выражение – беспричинная грусть. Но причина все-  таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку  о том, что случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы.

 

 Собственное поведение тоже вызывает у человека определённые чувства, и не всегда

приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести,  значит , какие – то поступки заслуживают  осуждения . И мучительное , непреходящее чувство вины заставляет искать ошибку , призывает исправить сделанное.

Таким образом, чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познаёт или делает.     

/3 слайд, 4 слайд/

4.Давайте попытаемся определить ваше состояние при помощи цвета «Мое настроение»  /5 слайд/

Цвет

Эмоциональное состояние

Красный

Восторг

Оранжевый

Радость, веселье

Желтый

Светлое, приятное настроение

Зеленый

Спокойное, уравновешенное состояние

Синий

Грустное настроение

Фиолетовый

Тревожное, напряженное состояние

Черный

Упадок сил, уныние

Белый

Равнодушие (трудно сказать)

Все чувства можно разделить на положительные и отрицательные.

 Как человек обычно передает свои чувства? (словесно-вербально, мимика, действия-поступки)

 

А можно ли при помощи мимики понять состояние человека?

 

5.Игра « Отгадай чувство» /5 + 8 слайдов/ 

А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?

а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи?

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. А.С. Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Страх, тревога.

БОРОДИНО. М. Ю. Лермонтов

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Гордость, патриотические чувства.

б) Репродукции картин. Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации-3 слайда). 

в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.

Петр Чайковский . Симфония № 6./ тоска/

Моцарт «Свадьба Фигаро» / восторг,радость/

Никола Пагание «Возвращение домой» / светлое, приятное настроение/

Можно ли слушая классическую музыку, созерцая картины известных художников, читая лирические стихотворения получать положительные чувства и избавляться от отрицательных?

Как вы думаете человек должен уметь контролировать свои чувства?

Конечно, должен уметь! Важно научиться не подавлять их,не держать внутри, не направлять против себя, а находить правильный выход отрицательных эмоций.

Злость, агрессия-это такие же необходимые чувства для человека, как и положительные чувства.

6. А как вы думаете вы агрессивные или нет? («Тест эмоций» Басса Дарки)(17 слайд)

Инструкция:

В листе ответов обведите номер ответа, если согласны с высказыванием. Если не согласны, пропустите.

Тест

1.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

Интерпретация результатов теста.(18 слайд)
На координатной плоскости отмечаем показатели по шкалам.
Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:

•    Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
•    Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
•    Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется – см. «физическая и косвенная агрессия».
•    Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
•    Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
•    Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
•    Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает. 

7.Методы снятия агрессии. (презентация « Методы снятия агрессии»)

Вот несколько способов сброса негативных эмоций гнева, раздражённости, агрессии.

 1. Дайте волю своим чувствам! Очень важно позволять себе злиться и испытывать гнев. Вы же не запрещаете себе смеяться? А радость – это такая же эмоция, как и гнев, только без ваших внутренних ограничений. Итак, возьмите подушку и начните лупить её – так вы всю злость выплесните и почувствуете, что вам стало намного легче, словно вы сбросили тяжкий груз. Если этот метод не особо вам подходит, то напишите письмо ненависти и злости. Пишите на бумаге, с силой надавливая на карандаш или ручку, вкладывайте в каждое слово всю свою ненависть и гнев. После написания обязательно сожгите письмо. Есть ещё одна альтернатива этому методу – закройтесь в машине и покричите во все горло либо уйдите туда, где меньше всего людей (лес, дача и т.д.), и прокричитесь так, как вам захочется!

2. Не доводите себя до предела, когда на вас кричат или критикуют! Лучший способ совладать с гневом – это заявить об этом тому, кто вас разозлил. Просто скажите: «Ты знаешь, мне не нравится, когда ты так говоришь со мной…» или «Я рассержена на тебя, потому что…» Конечно, далеко не всегда оправданно высказывать все в лицо. Можно обратиться к обидчику через зеркало. Проиграйте ситуацию, которая вас вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто вас задел, выскажите все, что вы о нем думаете. После того, как ваша злость иссякнет, постарайтесь его искренне понять и простить. Прощение поможет вам полностью освободиться от злости и агрессии.

 3. Научитесь делать паузу! Самый простой способ справиться с собой – это сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти. Об этом методе я уже упоминала выше. Если есть возможность, прогуляйтесь, ведь движение обязательно поможет справиться с разыгравшимся адреналином. Также можно негатив «смыть». Постирайте или помойте посуду. Контакт с водой даст разрядку. Когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды. Пусть вам в этом поможет сюжет из сказки о заговоренной воде: «Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И, хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет». Только она за дверь, как старуха начала старика пилить. А он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? Для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани…»
8. Практические приемы. ( презентация « Активные приемы»: танец, игра на шумовых инструментах)

 

9. Коллективное изображение настроения ( коллаж )

10. Подведение итогов. Просмотр фильма .

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев