Справка
по результатам анализа временной перспективы будущего учащихся 4-А класса МОУ лицея № 67
Февраль 2011 г.
Цель: выделение целевых объектов перспектив будущего учащихся 4-А класса.
Метод: методика Ньюттена.
Выборка: 22 человека.
Число возможных мотивационных объектов: 829
Группы объектов анализа:
- Личность субъекта;
- Самореализация;
- Активность и работа;
- Социальный контакт;
- Познавательная и исследовательская мотивация;
- Обладание – приобретение, совершение покупок, владение собственностью;
- Досуг, отдых;
- Трансцендентные объекты.
По результатам исследования наибольшее число мотивов относятся к сфере самореализации – 190 (22,9%). Из них наиболее значимые мотивы самореализации в учебе – 64 (7,7%), физическое саморазвитие – 36 (4,3%), развитие альтруистических черт характера – 30 (3,6%). К сфере психологического развития относится 17 мотивационных объектов – 2%.
Так же актуальным мотивационным фактором для учащихся 4-А класса выступает активность – 171 (20,6%) высказываний. Из них 68 (8,2%) мотивационных объектов связаны с желанием проявить активность в школе, 65 (7,8%) – иметь достижения в различных жизненных сферах, 19 (2,2%) – направлены на успехи в будущей профессиональной деятельности и 11 (1,3%) – имеют общегуманитарную направленность.
Третей по числу мотивационных объектов является сфера «Личность субъекта» - 132 (15,9%). Из них 40 мотивационных объектов (4,8%) указывают на наличие у учащихся альтруистических черт личности, 27 (3,2%) – на наличие желания развивать интеллект, способности и специальные умения, 15 (1,8%) – на стремление к физическому самосохранению, 14 (1,7%) – на стремление к физической самостоятельности, 13 (1,6%) мотивационных объектов связаны с экзистенциональным самосохранением.
Для выпускников начальной школы не актуальны такие мотивационные объекты, как: «Я как целое», «Я-концепция», «Экономическая автономия».
Четвертой по значимости группой мотивационных моментов выступает «Социальный контакт» - 112 (13,5%) выборов. Из них 56 (62,9%) указывают на желание вступить в контакт с конкретными людьми, 26 (3,1%) ориентированы на привязанность и любовь, 13 (1,6%) на оценку со стороны окружающих.
У детей отсутствует мотивационная тенденция к трансцендентному контакту, а так же к эгоцентрическому контакту и поддержке для достижения каких-либо своих целей.
Группа мотивационных объектов «Обладание – приобретение» включает 88 высказываний (10,6%). Из них 54 (6,5%) относятся к обладанию материальными предметами, 17 (2%) – к обладанию животными, 15 (1,8%) – к обладанию деньгами. Не актуальными мотивационными объектами выступают: обладание предметами, относящимися к обучению, относящимися к обучению, профессии и отдыху.
К группе «Досуг и отдых» относятся 81 (9,7%) мотивационных момента. Из них 19 высказываний (2,3%) относятся к категории «Спорт», 10 (1,2%) – к категории «Хобби», 13 (1,6%) – к досуговой деятельности.
Познавательная и исследовательская мотивация занимает предпоследнее место – 49 (5,9%) мотивационных объектов. Из них 30 (3,6%) относятся к познаниям в учебной деятельности, 7 (0,8%) – к стремлению познать жизнь вообще, 6 (0,7%) – к познанию в профессиональной деятельности.
Наименее значимые мотивационные объекты относятся к категории «Трансцендентные объекты» - всего 7 высказываний (0,8%).
Из общего числа мотивационных объектов – 829 – позитивными являются 747 (90,1%), остальные 82 (9,9%) – негативные.
Интернальными (имеющими внутренний локус-контроль) являются 529 мотивационных объекта (63,8%), экстернальными (имеющими внешний локус-контроль) – 300 (36,2%).
Стремление к объекту выявлено в 628 случаях (75,7%), избегание – в 83 (10,1%). Ориентация на созидание у учащихся проявилась в 118 мотивационных объектах (14,2%). Стремления к разрушению у учащихся 4-А класса не обнаружено.
Темпоральный код:
Характер будущего, отраженного в мотивационных объектах, имеет следующую частоту встречаемости:
- Школа – 191 (23,5%);
- Производственное обучение – 6 (0,7%);
- Работа – 38 (5%);
- Открытое настоящее – 226 (27,5%);
- Личное будущее – 334 (40,3%);
- Историческое будущее – 24 (2,9%).
Выводы:
- Поведение учащихся 4-А класса мотивируется в первую очередь потребностью самореализации, прежде всего в учебной деятельности;
- Учащиеся имеют высокую степень потребности в активности, в достижениях;
- Значимым мотивационным объектом является потребность в социальном контакте и развитии собственной личности;
- Мотивы «Обладание – приобретение» и «досуга – отдыха» имеют примерно равную мотивационную силу и занимают 4-е по значимости место;
- Не актуальными для учащихся 4-А класса являются познавательная и исследовательская мотивация, а так же трансцендентальные объекты;
- В целом мотивационная сфера учащихся 4-А класса является гармоничной. Разрушающие мотивационные тенденции отсутствуют, доминируют позитивные мотивации и интернальный локус-контроль.
Педагог-психолог Халтурина А.В
- Здесь еще нет комментариев