ВОСПИТЫВАЯ ЛЮБОВЬ…
В последние годы все чаще мы слышим о «толерантности» как типе поведения современного человека, способствующего становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма. Но ведь при всем многообразии значений слова «толерантность» универсального определения этому понятию до сих пор нет.
Как известно, понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе означает способность переносить, терпеливость.
И в России до конца XVIII века это слово также переводилось как «терпеливость». Уже позднее стало использоваться слово «терпимость», подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости (В.И.Даль).
Однако сегодня мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого слова, которое пришло к нам из Англии от английского слова «tolerance», означающее «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются».
Как видим, здесь очевидна лукавая подмена одного термина «терпимость» на другое понятие — «готовность», которая – и это совершенно понятно каждому – обозначает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления мира сего, который «во зле лежит» (1 Ин. 5:19), включая всякую гадость, которые не соответствуют их нравственным и культурным представлениям и традициям.
Это означает, по словам епископа Пермского и Соликамского Иринарха, «навязывание исподволь совершенно иной, чуждой российскому обществу культуры, в основе которой лежит протестантская этика, культивирующая индивидуализм, вытекающий из протестантского понимания учения апостола Павла о «божественном предопределении» (Рим. 8:29-30) и спасении каждого человека, уверовавшего в Бога одной только верой, вне зависимости от его дел и поведения (Рим. 3:28). Вот откуда ведет начало данная философия терпимости (толерантности) к любым проявлениям человека, живущего в мире сем прелюбодейном и грешном».
Православное вероисповедание, которое заложило основы российской государственности и основы отечественной культуры, является источником подлинных нравственных ценностей нашего общества и предполагает культивирование в человеке любви к Богу и любви к ближнему, сострадания и товарищеской взаимопомощи, миролюбия и иных добродетелей.
Именно наш православный, терпеливый и многострадальный народ отвратил от западного мира множество угроз и переварил в себе и нашествие кочевников, и полчища Наполеона, и германский фашизм, и советский коммунизм, и многие другие исторические вызовы, сохранив при этом свою православную культуру и веру своих отцов — тот внутренний стержень, который прочно удерживает самобытность православной цивилизации русского народа.
Мы все чаще говорим о воспитании толерантности, но не говорим о воспитании человека, способного любить и себя, и мир вокруг. Мир, состоящий из людей, предметов и явлений – разных, но одинаково ждущих и заслуживающих любви.
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
На первое место в любви, как мы видим, святой апостол Павел ставит терпение, потому что это – одна из тех добродетелей, необходимость которой естественна и понятна всем людям: ведь оно (терпение) «всякое приключившееся бедствие преодолевает и ожидает или избавления, или облегчения в бедствии» (по слову святителя Тихона Задонского). Терпение – это работа души.
Мы пытаемся понять и осмыслить пришедшее к нам из чужого мира слово «толерантность», а стоит ли это делать? Ведь на Востоке строили свою жизнь по добродетелям, а на Западе - по понятиям свободы. В своей личной и общественной жизни мы провозглашаем такие святые христианские добродетели, как мирность, терпение, дружба, любовь и святость. А оторвавшийся от народных и церковных традиций Запад берёт на вооружение философию Карнеги. Именно в ряду провозглашённых им ценностей и стоит толерантность. «Запад, заявляя о толерантности, провозглашает свободу общественным порокам, таким как наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, извращённость» (Епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА (Давыдов).
Но ведь, скажем, СПИД, несмотря на все заклинания западных гуру, почему-то не хочет проявлять толерантность, продолжая усердно и избирательно косить гомосексуалистов, прочих блудников и извращенцев, наркоманов и т.п. (протоиерей Георгий Городенцев).
Всем хорошо известно, что злое и порочное часто с легкостью усваивается человеком, в то время как для созидания в себе добродетелей, противления греху и соблазнам, требуются немалые усилия и помощь Божия. Вот где, поистине, проявляется терпение к нетерпению!
Детям нужно рассказать правду о том, что нужно жить, ориентируясь на высшие ценности. Источником подлинных нравственных ценностей нашего общества является православная вера, которая заложила основы российской государственности и основы отечественной культуры. На огромной территории сложилось разноплемённое государство, в котором больше тысячи лет не без сложностей, но всё же уживались разные народы. Под кровом этой цивилизации, а часто благодаря ей, они смогли сохранить свои верования, традиции, свои культуры. Потому что в основе этой цивилизации лежало православное исповедание Христа, Бога Любви. Всё, что мы так любим и ценим, чем так гордимся – литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура – и всё, что создаёт своеобразие национального характера – открытость, душевность, милосердие, потребность в сопереживании – всё имеет корни в культуре, фундаментом которой является Православие. Можно не исповедовать эту веру, но как не любить её плоды?
Однако в течение уже многих лет создаются искусственные препятствия на пути преподавания детям «Основ православной культуры» или дисциплин по выбору в рамках духовно-нравственного комплекса.
Из школьных учебников литературы постепенно изымаются произведения православных классиков русской литературы. Да и интересно ли было бы нам читать Достоевского или Гоголя, если бы они писали не о человеческих ценностях; Бунина или Некрасова, если бы они «воспевали» толерантность?
– Самое главное – «изменять человеческое сердце», - будучи еще митрополитом, отметил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (Москва, 16 ноября 2005 г.) – Преподобный Серафим Саровский, наверное, никогда не слышал о толерантности, но разве можно представить себе, чтобы он не помог человеку только потому, что у него другая национальность и другая вера.
Вот другой пример. Святая Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна … «на третий день после трагической смерти мужа поехала в тюрьму, где содержался убийца Великого князя Каляев. Сама Елизавета Феодоровна не испытывала ненависти к тому, кто своей страшной рукой разрушил ее счастье. Она жалела Каляева, жалела его заблудшую душу. Она хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и просил у Господа прощения… Эта нравственная сила Великой княгини и величие ее духа, которые она проявила, чтобы встретиться лицом к лицу с убийцей Сергея Александровича, поразила всех…
Елизавета Феодоровна была такой всю жизнь. Жертвуя собой, забывая о себе, она думала только о других. Это ее чувство было проявлено и в отношении умирающего кучера Андрея, когда ей сказали, что положение безнадежно, и он может скоро умереть. Тогда Елизавета Феодоровна, чтобы не огорчать умирающего, сняла с себя траурное платье, надела то же самое голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь, чтобы, пересилив себя, улыбнуться своей ласковой улыбкой и сказать: «Он направил меня к вам». Успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович спасен, преданный кучер Андрей скончался в ту же ночь».
Вот завещание Николая Второго. Записано рукой Великой Княжны Ольги Николаевны в 1918 году: "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь..."
Помните стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»:Мама спит, она устала... Ну, и я играть не стала! …
Нелепо было бы трактовать смысл этого стихотворения с позиции толерантности.
Для детей вообще в жизни должно быть как в хорошей сказке, всё по местам, – свет и тьма, добро и зло, где добро обязательно побеждает. Но вначале необходимо учить детей различать, «что такое хорошо, и что такое плохо». И надежды здесь возлагаются на курс «Основы православной культуры». В моей школе он преподается уже в течение нескольких лет. С согласия родителей. Ученики, которые первыми стали изучать ОПК, уже в восьмом.
Ученический состав школы поистине интернациональный. И начальные классы не исключение. На введение этого предмета дали свое согласие родители всех учащихся: в том числе, и азербайджанцы, и чеченцы, и казахи. В беседах с администрацией школы родители (а это, в основном, семьи, переехавшие в наш поселок по разным причинам) говорили: – Раз мы живем у вас, то мы должны знать, чем живете вы. Эти уроки – о вашей культуре, а своей религии мы научим детей дома (Мама Рукет, Таиса).
Однако, как известно, основы добродетелей или пороков закладываются в семье. И работа с родителями заслуживает не меньшего внимания. Именно поэтому в рамках кружковой работы по православной культуре начал свою работу «Православный кинозал» для родителей. Заранее обговорили тематику встреч (в учебном году их запланировано 4), чтобы посещать «кинозал» смогли и родители учащихся других национальностей, потому что нравственность и безнравственность, пороки и добродетели не имеют ни границ, ни национальных различий.
Русский народ всегда отличался великим терпением и смирением, которые он стяжал за многие века своей православности. Так что учить его европейскому терпению, которое не от Бога, не надо. Терпеть можно немощи ближнего, свои скорби, но не зло, не безнравственность, ни растление всех и вся, даже детей. Всякое зло (грех) следует обличать, говоря настоящее его имя и разъяснять людям, какое несчастье оно может принести - человеку, народу, всему человечеству.
Наш народ учить терпению не надо. Неплохо бы другим поучиться великому терпению многонационального русского народа и преклонить перед ним колени.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам (13: 4-8)
2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» (Электронная
версия. Вологодская областная универсальная научная библиотека)
http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/01/1705.htm
3. Епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА (Давыдов). Толерантность – это манифестированное равнодушие. http://sakhalogos.ru/index.php/-5-19-2007.html
4. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: Самшит, 1996. – 1180
5. Неволина Е.В. Воспоминания матушки Надежды – последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия; Москва: издательство «Горлица», 2005
Карнизова Н.В. написал(а) 4486 дней назад (нейтрально) 0Светлана Николаевна! Очень полезна и необходима такая форма информации. Спасибо за трудолюбие!
1 очкоЖакулина И.В. написал(а) 4544 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Светлана Николаевна! Большое спасибо за полезную информацию. С уважением, Ирина Валентиновна.
1 очко