Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждено:
на заседании МО зам.директора директор школы
учителей по УВР _______________
Протокол №____ ___________ Гизатуллин С.А. От «____»________ 2013г Ахметова М.В.
«__»_______2013г.
Внеурочная программа
«Национальные блюда Пермского края»
Составила: Горская Е.С.
учитель II категории.
Чернушка 2013г.
Содержание
- Пояснительная записка …………………………… 2-5
- Актуальность программы…………………………. 6
- Содержание программы …………………………... 7
- Тематическое планирование ……………………… . 8 - 9
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса ……………………………………………… 10
- Литература …………………………………………….11
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся и направлена на развитие и укрепление межнационального отношения.
Программа предназначена для 8 класса МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида», рассчитана на один год обучения.
Программа ориентирована на личность ребёнка: ребёнок получает сведения о национальных традициях и о национальной кухне Пермского края.
Программа способствует внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения национальной культуры своего края.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: активная работа с интернет ресурсами, создание презентаций, создание электронного альбома «Национальные блюда Пермского края».
Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Главная идея программы проектно – исследовательская деятельность.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
- мыслительные навыки – обучение анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Для реализации программы необходимо привлечь работников библиотек, учителей истории, географии, экскурсовода краеведческого музея, жителей района.
Направленность: интеллектуально-познавательная.
Цель программы: формирование толерантного отношения детей между собой и воспитание чувства уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов, через изучение национальных блюд.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся через сеть мероприятий с культурными, бытовыми особенностями и национальной кухней населения Прикамья;
- формировать представление о взаимосвязи между разными народами и культурами на примере кухни народов Пермского края;
- воспитывать интерес и уважение к культуре Прикамья;
- организовать мероприятия, стимулирующие любознательность обучающихся к культуре народов Прикамья и обеспечивающие возможности развития их индивидуальности.
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
Ожидаемые результаты:
- приобретение школьником знаний об общественных нормах, об устройстве общества, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование коммуникативных и исследовательских компетентностей, организационных способностей.
- воспитание у детей толерантности, чувства уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Реализация программы.
- Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
- Проведение конкурсов презентаций.
- Посещение семей на дому.
- Посещение краеведческого музея.
Актуальность программы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с кулинарией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Содержание программы
Внеклассная программа рассчитана на 1 час в неделю
Тема 1. Мой родной край ( 5 часов)
Знакомство с географической картой и Административным делением Пермского края. Наш город входит в район (Чернушинский) в край (Пермский). Объяснение отдельных географических названий. Заочное путешествие по району.
Знакомство с историей возникновения нашего края.
Экскурсия по городу (знакомство с памятниками истории и культуры), в краеведческий музей родного города (знакомство с национальностями нашего края их традициями, культурой, кухней).
Исследовательские навыки. Сбор материала о национальностях нашего края и района.
Тема 2. Национальная кухня Пермского края в старину
Изучение стариной кухни, через беседу с жителями Чернушинского района, литературу, интернет сайты.
Знакомство с особенностями питания, культурой питания русского, татарского, удмуртского народа.
Исследовательские навыки: Собираем рецепты вкусных русских, татарских, удмуртских блюд.
Тема 3. Творческая мастерская
Оформление технологии приготовления рецептов разных национальностей в виде презентации. Защита презентаций на внеклассном мероприятии.
Исследовательские навыки: выбираем самые лучшие рецепты. Оформляем электронный альбом «Национальные блюда Пермского края».
Тема 4. Обобщение
На основе исследовательской работы разрабатываем проект «Национальные блюда Пермского края», защищаем на проектно-исследовательских конкурсах.
Тематическое планирование ( 34 часа).
№ |
тема |
Тип занятия |
Кол - во часов |
1 |
“Мой край на карте Родины” |
Беседа с учителем географии Знакомство с картой района, границы, история образования.
|
1 |
2 |
“Мой край в прошлом и настоящем” |
Беседа с учителем истории Знакомство с историей возникновения нашего края |
1 |
3 |
Памятники нашего города. |
Экскурсия по городу Знакомство с памятниками истории и культуры. |
1 |
4 |
Культура и традиции наших предков. |
Экскурсия в краеведческий музей Знакомство с национальностями нашего края их традициями, культурой, кухней |
1 |
5 |
Викторина «Национальности нашего края» |
Внеклассное мероприятие |
1 |
6 |
«Прежде ели просто, да жили лет со сто!» |
Беседа о питании наших предков |
1 |
7 |
Знакомство со старинной русской кухней |
Беседа с жителями района русской национальности |
1 |
8 |
Знакомство со старинной татарской кухней |
Беседа с жителями района татарской национальности |
1 |
9 |
Знакомство со старинной удмуртской кухней |
Беседа с жителями района удмуртской национальности |
1 |
10
|
Изучение технологии приготовления блюд русской национальности |
Работа с интернет сайтами, литературой |
1 |
11 |
Изучение технологии приготовления блюд татарской национальности |
Работа с интернет сайтами, литературой |
1 |
12 |
Изучение технологии приготовления блюд удмуртской национальности |
Работа с интернет сайтами, литературой |
1 |
13- 16 |
Создаём презентации с национальными блюдами Премского края |
Работа с программой Microsoft PowerPoint |
3 |
17 |
Конкурс презентаций |
Внеклассное мероприятие |
1 |
18-21 |
Создание электронного альбома «Национальные блюда Пермского края» |
Работа с программой Microsoft PowerPoint |
4 |
22 |
Внеклассное мероприятие «Юный поварёнок» |
Приготовление изученных блюд |
1 |
23-27 |
Создаём проект «Национальные блюда Пермского края» |
Работа с изученным материалом. |
5 |
28-30 |
Представление проекта на классном часу |
Классный час в начальных классах |
3 |
30-32 |
Подготовка к защите проекта |
|
2 |
32-34 |
Защита проекта |
Защита проекта на межмуниципальном и районном проектно -исследовательском конкурсе |
2 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Авторские разработки:
-разработка тем программы;
-описание отдельных занятий;
Учебно-иллюстративный материал:
- беседы с учителем географии и истории;
- экскурсии по городу и в краеведческий музей;
- беседы с жителями района разных национальностей;
-слайды, презентации по темам;
Методические материалы:
-методическая литература для учителя;
-литература для обучающихся;
-интернет сайты;
Материалы по результатам освоения программы:
-перечень творческих достижений;
-создание электронного альбома;
-разработка проекта;
Материально-техническое обеспечение:
-персональный компьютер.
Литература.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г.
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000.-256 с.
Ждуринский А.Н. Воспитание в моногонациональной школе: пособие для учителя / М.: «Просвещение», 2007.- 96с.
Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. – 2002. - №
- Здесь еще нет комментариев