Карточка публикации
Информация об авторе публикацииБУ ХМАО-Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Таукси", Нижневартовск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 24.03.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18331
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
в докладе освещены актуальные проблемы насилия в семье, виды семейного насилия, способы предотвращен...
Доклад Насилие в семье
 
 

 

«НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: ЧАСТНОЕ ДЕЛО ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА?»

 

Забродина Людмила Борисовна, Учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси», педагог дополнительного образования, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск

 

Аннотация

В данной работе рассмотрены вопросы домашнего насилия, его виды, последствия, причины; представлены мысли о механизмах реализации работы по предотвращению и профилактики данного социального явления.

 

 

Нам хочется думать о своей семье как о надежном убежище, в котором всегда можно укрыться от стрессов  и перегрузок нашего беспокойного мира. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности личности и общества в целом.

В каждой четвертой российской семье совершается насилие, действие, посредством которого добиваются власти над человеком, порождая в нем чувство напряженности и страха, контроль над поведением, мыслями и чувствами другого человека

Разумеется, что насилие в семье – явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя.

Насилие всегда остается насилием, вне зависимости от степени его жестокости, является оно определенным образом узаконенным  или незаконным, так как оно глубоко травмирует человека: нарушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нарушения, чувство изолированности и потерянности.

Три основные компонента, инициирующие домашнее насилие: насильник, жертва, кризис, играющий роль пускового механизма, -  захлестываются потоком отрицательной энергии, жестокости, нетерпимости. Агрессивность приобретает различные формы:

  • Реактивная агрессия
  • Проактивная
  • Сверхактивная
  • Физическая
  • Вербальная
  • Враждебная
  • Инструментальная
  • Аутоагрессия

Всем хорошо известна ситуация, когда отец семейства, на которого накричал начальник, приходя домой, срывает зло на жене. Жена шлепает попавшего под горячую руку сына. Сын пинает прыгающего мимо пса, который кусает отца. В этой ситуации отцу остается идти с негативом к начальнику, но, видимо, мешает укушенная нога. Круг замкнулся…

На самом деле ситуация больше плачевная, чем смешная.

Что же толкает людей к применению насилия?

Это и

  • Предыстория семьи: наличие случаев применения насилия в прошлом
  • Общественные нормы в отношении: равенства полов, главенства в семье, поведение членов семьи
  • Особенности личности: агрессивность, нормы разделение и разделяемые ценности, уровень самоуважения, пристрастие к алкоголю
  • Семейные взаимоотношения: степень любви и уважения, степень глубины конфликта
  • Социальный статус: образование, род занятий, доход
  • Стрессы: профессиональные, финансовые проблемы, проблемы со здоровьем, обострение внутрисемейных отношений.
  • Ситуационные факторы: взаимодействие между членами семьи

 

Какова бы не была причина, главная жертва насилия в семье – ребенок, ребенок, который как цветок должен расти и развиваться в атмосфере любви, добра, уважения и взаимопонимания.

В нашем обществе преобладает стереотип, что дети являются движимостью и собственностью родителей, в связи с чем родители обладают абсолютным контролем над их жизнью, считая своим правом применение различных форм травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического, сексуального воздействия.

Эти четыре вида насилия, как стихийные бедствия, наносят непоправимый вред ребенку:

  • Пренебрежение, как наводнение, ведет к социальной и гигиенической  запущенности ребенка, отставании в физическом развитии, элементарному голоду.
  • Физическое насилие, как землетрясение, несет с собой вред физическому развитию, здоровью.
  • Ядро насилия – психологическое, как ураган, ведет к эмоциональным расстройствам, задержке психического развития, социальной изоляции
  • Сексуальное насилие, как пожар, влечет суицидальные попытки, депрессию.

Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом
, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Бес-
пристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений в отношении детей говорят о росте насильственных
действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обес-
печении безопасности и права на счастливое детство.

Ежегодно в России
7 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных
преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств.
Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате
совершения против них преступлений. При этом от 30% до 50% детей
убито родителями или лицами, их заменявшими. Отмечается рост числа- случаев убийства матерью новорожденного.

Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием  насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом.

Любые проявления насилия опасны и требуют защиты лиц, пострадавших от него и чем скорее придет помощь, тем легче будет разорвать круг насилия и начать новую жизнь.

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения.

Выйти из ситуации семейного насилия можно  с помощью норм гражданского, семейного, жилищного законодательства, опираясь на конституцию и Конвенцию ООН о правах ребенка.

Для предотвращения роста насильственных действий против детей
и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, тре-
буется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического,
медико-социального, педагогического и психологического характера.

В г. Нижневартовске проблема помощи семьям получает все больший отклик в обществе и наращивает потенциал ее разрешения.

Есть целый ряд служб и организаций, которые могут оказать помощь семье в случае наличия в ней насилия. Именно семье, а не только жертве, поскольку в подобных случаях вся семья оказывается вовлечена  в происходящее. Более того, сам насильник точно так же нуждается в помощи для коррекции своего эмоционального состояния и поведенческих моделей.

Работа направлена на то, чтобы противостоять деструктивному воздействию насильственных семейных стереотипов, снизить риск плохого обращения с ребенком. Акцент делается на укрепление личности самого ребенка и других возможных жертв насилия.

Пути реализации этой проблемы коллектив УСО ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков  с ограниченными возможностями «Таукси»  видит в следующих направлениях:

  • Диагностико-прогностическое
  • Коррекционное
  • Функционально-организованное
  • Правовое
  • Профилактическое

Комплексное взаимодействие всех структур направлено на  то, чтобы противостоять деструктивному воздействию насильственных семейных стереотипов, снизить риск плохого обращения с ребенком с помощью соответствующих методов: просветительские, обучающие, диагностические, терапевтические, консультационные, организационные, административные.

Предопределяет эффективность психосоциальной работы с лицами, потерпевшими насилие, слаженная работа группы специалистов, основанная на принципах:

  • признание ценности ребенка как личности
  • признание ребенка субъектом права
  • гуманизация отношения государственных структур, общества
  • приоритет государственных подходов в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
  • межведомственное взаимодействие
  • принцип преемственности, предполагающий модернизацию в создании учреждений нового типа
  • открытость системы
  • принцип комплексности
  • сочетание специализации и интеграции служб
  • организационно-функциональная обусловленность учреждений
  • адресность
  • приоритет профилактических мер

 

Оказание психосоциалъной помощи жертвам насилия является
многофункциональной деятельностью, предполагающей взаимодействие специалистов различного профиля, включая психологов, юристов, специалистов по социальной работе, медицинских работников и др.


Р
абота с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору
специалистов, которым необходимы следующие личностные качества:-
способность к сопереживанию,
деликатность, тактичность, эмпатия, оптимизм, сердечность,
понимание себя и других, толерантность к окружающим.

Основные направления деятельности заключаются в следующем:

  • выявление семей группы риска
  • обеспечение охраны  и здоровья подопечных, защиту от оскорблений, жестокости и насилия
  • предоставление убежища
  • реабилитационная работа с семьей в плане коррекции семейных отношений
  • профилактика насилия в школе и других учреждениях
  • работа с общественными организациями, СМИ, социальными службами с целью разъяснения опасности насилия, его источников, обучения навыкам самообороны
  • координация деятельности с органами здравоохранения в плане оказания медицинской помощи жертвам насилия, проведение программ полового воспитания
  • взаимодействие с правоохранительными органами с целью защиты прав и выявления жертв насилия, работа на повышение ответственности за насильственные действия любого рода.

 

Коллектив УСО ХМАО-Югры «РЦДПОВ «Таукси» под руководством директора Федоренко Галины Федоровны,  осознавая неоспоримый факт, что дети с ограниченными возможностями являются наиболее уязвимой категорией в системе домашнего насилия, уделяют большое внимание работе с семьей.

Для решения профилактических задач по предотвращению насилия в семье, для оказания ей необходимой помощи и поддержки  специалисты центра перешли от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга  (наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, метод экспертных оценок, психологические методики, социальный патронаж)

На основе этого осуществляется социально-педагогическая паспортизация семей.

В процессе мониторинга семьи  условно делим на функционально состоятельные и функционально несостоятельные («группа риска» - малообеспеченные, педагогически несостоятельные, конфликтные, неполные, ассоциальных семей нет)

Для эффективности работы с семьей группы риска изучаем подходы к воспитанию ребенка:

  • Демократический
  • Авторитарный
  • Гиперопека
  • Повышенная моральная ответственность
  • Анархический
  • Гипопротекция (безнадзорность)
  • Эмоциональное отвержение
  • Жестокое обращение

По нашим наблюдениям в этих семьях преобладают авторитарный, анархический подходы, гиперопека.

Существует множество типологий семьи.
Объектом социальной поддержки  в нашем центре может стать семья любого типа.
Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет раз-
лична. Работа с семьей включает различные типы семейного консультирования, психотренинги для снижения уровня семейной дисфункции с применением методик арт-терапии, сказкотерапии, ароматерапии и др.

Одним из наиболее эффективных профилактических направлений в нашем центре является работа в рамках Акции Милосердия «Состоялся сам – помоги другим», получившей гранд 3 степени на окружном конкурсе инновационных проектов.

Деятельность ведется как с общественностью, так и с каждой семьей. Таким образом, кропотливая профилактическая и просветительская работа среди населения способствует повышению общего уровня психологической культуры, формированию социальных установок, неприемлемости насильственных форм поведения.

Мы считаем, проблему насилия нужно рассматривать не как частное дело каждой семьи, а как социальную проблему, которая требует внимания и решения на государственном уровне.

Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Для более эффективной работы по предотвращению семейного насилия в масштабах страны, необходимо расширить пути и усовершенствовать механизмы реализации этой проблемы:

ü                 Закрепить законодательную базу в этом вопросе. Принять поправки к существующему законодательству, касающиеся уточнения, определения некоторых форм насилия, ужесточения правил наказания лиц, совершивших насилие, ужесточение правил досрочного или условного освобождения. Ввести поправки в статьи Уголовного кодекса РФ, направленные на введение специальной ответственности за насилие в семье.

ü                 Законодательно обязать лиц, работающих с детьми, сообщать о случаях насилия. Возложить юридическую ответственность на профессионалов, не докладывающих о данных злоупотреблениях. Закон должен предусматривать криминальную и гражданскую неприкосновенность докладчика.

ü                 Развитие и закрепление особого направления в юриспруденции – Ювенальной юстиции.

ü                 Принятие модификаций для облегчения судебных процессов над жертвами насилия и освобождения их от унизительных формальностей. Четкая классификация формулировок.

ü                 Создание Специального комитета  по предотвращению насилия над детьми, на базе комиссии по делам несовершеннолетних.  В обязанности Комитета должно входить:  уменьшение случаев жестокого обращения с детьми путем развития координированных, общественно открытых усилий в области предупреждения, предвидения, освещения, исследования, судебного преследования и лечения таких случаев.

ü                 Создание  специальных кризисных и лечебных служб, как интегральных компонентов выздоровления от травм насилия, так как нет специальных учреждений для жертв насилия. Дети концентрируются в приютах, где собирают не только их, но и детей с другими проблемами.

ü                 Разработка и внедрение Министерством образования совместно с правоохранительными  органами национальной превентивной образовательной программы безопасности, включение в каждое из направлений программы  диагностической и коррекционной части, тщательный отбор и адаптация существующих и разработка новых методик. Массовое скрининговое исследование по оценке эффективности программы.

ü                 Четкое взаимодействие с различными организациями – благотворительными обществами, законодательными и властными структурами, а так же профессионалами.

ü                 Законодательно ввести ограничение на показ информационных материалов, несущих негативное воздействие на психику людей.

ü                 Подготовка кадров. Организация «тренинга инструкторов». Специалисты учреждений обучаются в центре, затем обучают своих коллег на местах.

ü                 Создание методической базы для  заинтересованных лиц.

ü                 Создание групп самопомощи

ü                 Социальное патрулирование.

ü                 Для предотвращения самого факта семейного насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации.

 

Проблему депривации детства удастся решить только совместными усилиями, и, возможно, тогда ребенок, приняв эту комплексную помощь, найдет в себе силы идти по жизни дальше, вступив в общество полноценным достойным гражданином.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Г. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романова, Е. П. Антонова Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия//Социологические исследования, 2008, №1.
  2. Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал Жестокое обращение с детьми и его последствия»/Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1993
  3. http://rukapomoshi.ru/18-semejjnoe-nasilie.html
  4. http://www.7ya.ru/article/O-nasilii-v-seme

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев