Пояснительная записка
С 1 сентября 2012 года в 10 классе введен новый предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» за счет часов регионального компонента. Введение данного предмета проводится в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Основные задачи курса – получение устойчивых навыков использования различных программных средств для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий.
Содержание практических заданий связано с практическими потребностями человека для жизнедеятельности в информационном обществе. Ежегодно курс завершается выполнением и защитой творческого проекта.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- формированию современного научного мировоззрения;
- развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся;
- освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых обучающимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В курсе информатики и ИКТ основное внимание уделяется формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыту самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Особенности организации учебного процесса является ориентация на подготовку обучающихся к жизни в информационном обществе. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость.
Для организации учебного процесса по данному курсу программой предусмотрено проведение различных типов уроков: вводные уроки, уроки лекции, практические работы.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная
интеллектуальная и практическая деятельность, в сочетании с фронтальной,
групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Литература
I. Учебно-методический комплект для учеников
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. СПб.: Питер, 2008.
II. Учебно-методический комплект для учителя
- Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
- Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс. СПб.: Питер, 2008.
- Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
- Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
III. Технические средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Локальная вычислительная сеть
VI. Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837.
3. Программа-архиватор WinRar.
4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
5. Мультимедиа проигрыватель.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Оборудование |
Методы и формы работы
|
Вид контроля |
Домашнее задание |
|
план |
факт. |
||||||
1 |
|
|
Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности |
Учебник |
Ознакомление с новым материалом |
Устный опрос |
|
2 |
|
|
Неполадки операционной системы |
Учебник |
Комбинированный |
|
|
3 |
|
|
Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей |
Учебник |
Ознакомление с новым материалом |
Фронтальный опрос |
|
4 |
|
|
Поиск информации в сети интернет |
Компьютер |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
5 |
|
|
Электронная переписка |
компьютер |
Комбинированный |
взаимоконтроль |
|
6 |
|
|
Сетевое общение |
Компьютер |
Комбинированный |
Устный опрос |
|
7 |
|
|
Правовые основы работы с информацией |
Компьютер |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
8 |
|
|
Авторское право |
Компьютер |
Проверка умений и знаний |
Практическая работа |
|
9 |
|
|
Защита личной информации |
Учебник |
Систематизация умений и знаний |
Устный опрос |
|
10 |
|
|
Использование сети интернет для подготовки рефератов |
Учебник, компьютер |
Ознакомление с новым материалом |
Устный опрос |
|
11 |
|
|
Онлайн -сервисы в жизни |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
12 |
|
|
Онлайн- сервисы в жизни |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
13 |
|
|
Интернет и моя будущая профессия |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
14 |
|
|
Интернет –виртуальная лаборатория |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Самостоятельная работа |
|
15 |
|
|
Настройка параметров текстового редактора |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
16 |
|
|
Текстовый редактор. Работа с шаблонами |
Учебник |
Ознакомление с новым материалом |
Устный опрос |
|
17 |
|
|
Текстовый редактор. Работа с шаблонами |
Учебник |
Комбинированный |
Практическая работа |
|
18 |
|
|
Сканирование и распознавание текстовой информации |
Компьютер |
Систематизация знаний и умений |
Самостоятельная работа |
|
19 |
|
|
Создание оглавлений |
Учебник |
Применение знаний на практике |
Устный опрос |
|
20 |
|
|
Организация навигации в текстовых документах |
Учебник |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
21 |
|
|
Работа с таблицами |
- Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
22 |
|
|
Вставка и измерение объектов |
- Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
23 |
|
|
Вставка и измерение объектов |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Устный опрос |
|
24 |
|
|
Сохранение и защита документа |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
25 |
|
|
Разработка мультимедийных презентаций |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Практическая работа |
|
26
|
|
|
Разработка дизайна презентации |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Устный опрос |
|
27 |
|
|
Триггеры |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Устный опрос |
|
28 |
|
|
Разработка мультимедийных презентаций |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Устный опрос |
|
29 |
|
|
Работа со звуком и видео |
Компьютер |
Применение знаний на практике |
Устный опрос |
|
30 |
|
|
Переходы и презентации |
Компьютер |
Систематизация знаний и умений |
Практическая работа |
|
31 |
|
|
Разработка творческого исследовательского проекта |
|
Систематизация знаний и умений |
Контрольная работа
|
|
32 |
|
|
Разработка творческого исследовательского проекта |
|
Комбинированный |
Самоконтроль |
|
33 |
|
|
Разработка творческого исследовательского проекта |
Компьютер |
Комбинированный |
Устный опрос |
|
34 |
|
|
Защита творческого исследовательского проекта |
Компьютер |
Комбинированный |
Устный опрос |
|
35 |
|
|
Резерв |
Компьютер |
Комбинированный |
Устный опрос |
|
- Здесь еще нет комментариев