Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКГУ "Калиновская средняя школа", Рузаевка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.01.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16452
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Цель: обобщить и закрепить знания о частях речи. орфографические словари, карточки с заданиями. ...
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%....
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учителей начальных классов....
Анализируя уровень готовности моих учеников к обучению в школе первой ступени, я пришла к выводу о ...
Анализируя уровень готовности моих учеников к обучени...
Возраст: 9 – 11 лет (3-4 класс) Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное меропр...
Обобщение знаний о частях речи
 
 
Задачи 
-образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению информации о частях речи;
-развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;
-воспитывающая: способствовать воспитанию у учащихся умения слушать и уважать другое мнение;
-здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради,

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (3 мин)  (слайд 1)

1. Психологический настрой.

- Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Упражнение на внимания. (На доске рисунки солнышек: одно – весёлое, другое – хмурое, третье – грустное) (слайд 2)

- Какое солнышко вам больше нравиться?

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

3. Работать мы будем группами. Каждый ученик в группе за правильный ответ получает жетон, в конце урока количество жетонов будет подсчитано. Группа, набравшая

наибольшее количество жетонов, будет победительницей. (разделить на группы  по цветам)

II. Актуализация знаний, целеполагание (3 мин)

1. Формулировка темы и целей урока.

- Посмотрите на данный шифр и на ключи к нему:

1       2        3       4         5          6         7         8

1       ч       м        л       р         а         й         к         н

2       т        и        в       е         о         ь          ы        с

1-1,  1-5,  2-8,  2-1,  2-2

1-4,  2-4,  1-1,  2-2,

- Разгадав ключи данного шифра, вы узнаете тему нашего урока

- Что вы уже знаете о частях речи? Все ли могут назвать,  на какие группы делятся части речи, определить, к какой части речи относится то или иное слово?

- Значит, цель нашего урока какая?

- Обобщить и закрепить знания о частях  речи,  уметь определить, к какой  части  речи  относится то или иное слово.

2.  Минутка каллиграфии. (5 мин)

-1. Внимательно посмотрите на данную запись:

большой – маленький

сушить -          ?

старый (человек) -  ?

война -             ?

- Если вы правильно сформулируете задание и правильно выполните его, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.

-К словам левого столбика надо подобрать слова-антонимы, начинающиеся на букву «м»:

сушить – мочить;     старый – молодой;   война – мир

значит, мы будем писать букву «м».

- Я с вами согласна. Письмо букв Мм, письмо гласных букв в соединении со строчной буквой «м».

- Для чего прописываем буквы?

( Обращаю внимание на посадку, правильное положение тетради.)

- Что вы ещё можете сказать об этих словах?

-Есть среди них имена существительные, имена прилагательные, глагол.

- Докажите.

3. Словарная работа (10 мин)

Работа с орфографическим словарем:

1. Запишите трехсложное неизменяемое слово с удвоенной согласной
– Какие слова записали? (медленно)
Аналогично.
2. Запишите двусложное слово, в котором ударение падает на гласную в первом слоге, обозначающее, признак предмета  (желтый, русский, черный)
3. Запишите слово, которое нельзя разделить для переноса (язык, класс, овес, обед, орех)
4. Слово, обозначающее количество предметов с мягким знаком показателем мягкости согласного звука (одиннадцать)
5. Слово с парной согласной в слове (народ, город, салазки)
6. Слово с непроизносимой согласной в слове (лестница, праздник, чувство)
7. Имя собственное (Москва, Кремль, Алла, Анна, Кирилл)
8. Слово, в котором букв больше, чем звуков (язык, заяц, расстояние)
9. Запишите слово, обозначающее действие предмета (жужжит, пошел)
– Прочитайте записанные слова.
– Определим части речи у этих слов… (корабль, желтый, жужжит, одиннадцать, медленно…)

 

– К какой группе относятся эти части речи?  (Это самостоятельные части речи) Какая еще часть речи относится к данной группе? (Местоимение)

Самостоятельные части речи

 

– Назовите главные признаки самостоятельных частей речи. (Имеют лексическое значение и изменяют грамматическую форму, играют синтаксическую роль в предложении)
– Какая часть речи отличается от других? Чем? (Это Наречие – оно не изменяет форму)

4. Работа в группах (5 мин)

– А теперь вы попробуйте сами рассказать о каждой части речи. Каждая группа подготовит сообщение о своей  части речи по плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь справочной литературой (справочник для учащегося, учебник). Распределите во время подготовки кто и о чем будет рассказывать по плану.

Время на подготовку – 5 минут

* Ребята записывают ответ письменно на предложенных листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске.

План

  1. 1. На какие вопросы отвечает.
  2. 2.Что обозначает?
  3. 3. Как изменяется?
  4. 4. Какую роль играет в предложении?
  5. Примеры (Составить и записать предложения)

Вот мы в 1 районе. Здесь живут Имена существительные. Познакомимся с их обычаями.
И Т. Д.

Защита групп – (появление на доске информации о частях речи)

* В ходе защиты учитель оценивает общую работу групп.

– Какие умения развивали?
– Все ли получилось так, как вы задумывали?
– Что не получилось?
– Почему? Что надо было сделать иначе?

5. Всесторонняя проверка знаний. (5 мин)

Я предлагаю вам послушать музыку великого композитора П.И. Чайковского. (Звучит музыка “Весна”)

- Какое время года вы услышали? (Плакат “Весна”)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА? (Названные ассоциации записываю маркером на плакате)

Молодцы. Теперь, используя эти слова составьте рассказ на тему “Весна”.

Чтение рассказов. (группы)

- Хорошие получились рассказы. Какой вам больше понравился? Почему?

- Какие части речи вы использовали при составлении рассказов?

МАРТ – в Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и садов.

АПРЕЛЬ – Родина – Древний Рим. Оно означает “тёплый”, “солнечный”. Наши предки, в древние времена, называли этот месяц – цветень.

МАЙ – название пятого месяца года, последнего месяца весны. Произошло от собственного имени МАИЛ. Так звали богиню земли и плодородия.

6. Физминутка – закрепление изученного материала (5 мин) «Игра на внимание»

На доске подсказки движений:

Имя существительное   хлопаем
Имя прилагательное      руки на поясе
Глагол                             шагаем
Местоимение                 приседаем
Числительное                 руки вверх
Наречие                          крутим головой

Учитель читает стихотворение и с ребятами проверяет правильность определения частей речи.

Самуил Маршак


Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.


 

7. Самостоятельная работа  (5 мин)

Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.

Тест

1. У  какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

А) скакуны – имя существительное
Б) двинулись – глагол
В) медленно – прилагательное

2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный

А) глаголом
Б) именем прилагательным
В) наречием

3. В предложении  «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:

А) числительным
Б) прилагательным
В) местоимением

4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?

А) потом, мы, второй, он
Б) сам, весь, этот, себя
В) мой, мал, твой, ваш

5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:

А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб
Б) веселый, радость, солнечные, теплая
В) пять, одиннадцать, сорок восемь, мы

6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:

А) -ая,-яя, -ой, -ый, -ое, - ее, -ой, -ие, -ые                            1. Имя существительное
Б) -ет, -ут, -ют, -ешь                                                              2. Имя прилагательное   
В)  -а. –я, -о,  -е ,  -ь, - ,                                                        3. Глагол

Проверка

8. Самоанализ

Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив кружок рядом с его номером:

Зеленым – легко, без затруднений;
Желтым  – с некоторыми затруднениями;
Красным – самостоятельно с заданием не справился(лась).

– Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно исправить, чтобы ее повысить?

IV. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

-Давайте проверим  ваши знания по таблице

Игра «Путаница».

Часть речи.

Вопросы.

Что обозначает?

Имя существительное.

Как? Когда?

Действие предмета.

Имя прилагательное.

Что делает?

Предмет.

Глагол.

Кто? Что?

Признак предмета.

Имя числительное.

Какой? Какая?

Признак действия.

Наречие.

Сколько?

Количество предметов.

 

- С чем вы не согласны?

- Молодцы.

По каким признакам определяем часть речи? (Вопросу, лексическому значению, грамматической форме, синтаксической роли в предложении)

V. Рефлексия

– Какое задание вам больше всего понравилось?
– Что было легко? Что показалось трудным?
– Всем спасибо за активную и плодотворную работу на уроке!

VI. Д/з. Задания по выбору.

-Предлагаю вам три задания, вы выберите то, которое вам по силам.

1. Найдите в каждой цепочке слов лишнее и напишите их, вставив пропущенные буквы. Определите части речи.

Б . рёза, пч . ла, лё . кий, м . лина.

С . леный, з . б . жать, з . леный.

В . сёлый, к . рмушка, п . лезная.

У, п . тнадцать, ок . ло, за.

2. Распределите слова на 3 группы и напишите их в 3 столбика. Вставьте пропущенные буквы.

Л . нивый, ска . ка, п . ла, х . дить, сла . кая, тр . винка, т . пло, со . нце, по . вился,

б . жит,  грус . ный.

3. Составьте текст по опорным словам, озаглавьте.  Подчеркните глаголы.

Потемнели, дороги,  посинел, на реке, грачи, поправляют, лед,  на  деревьях, гнезда, звенят, ручьи, надулись, увидали, ребята, пахучие, почки,  первых, скворцов.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев