Использование CMS и LMS для подготовки аудиторных учебных занятий
Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования современных CMS и LMS для подготовки аудиторных учебных занятий. Выявляются проблемы внедрения CMS и LMS в образовательный процесс.
Ключевые слова: система управления обучением, интерактивные методы обучения, интернет-ресурсы.
Современный подход к реализации профессионального образования, повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов, престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий и специальностей и пропаганда их достижений и передового опыта неразрывно связан с использованием it-технологий в образовательном процессе. Сегодня обучающиеся активно используют интернет-ресурсы, свободно ориентируется в цифровом пространстве. Online-технологии, которые в большинстве случаев применяются для дистанционного обучения, могут стать для них понятным и привычным инструментом в аудиторных занятиях. Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем [1].
Применение online-технологий в образовании — это, прежде всего новая модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методическими пособиями и рекомендациями, подобранными на скорую руку контрольно-оценочными средствами и добавлением некоторых дополнительных функций. Во многих образовательных учреждениях и сегодня аудиторные занятия ведутся под запись материалов, предоставляемых обучающимся преподавателем. При этом не столь важно как это осуществляется - под диктовку или с использованием технических средств обучения.
Не случайно инновации в образовании связывают с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [2, с.144].
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения [1].
Основной особенностью и главным отличием предлагаемой формы проведения сетевого урока в режиме online от общепринятого использования Интернет-контента при подготовке и проведении урока, является структура и форма представления учебного материала. Такая форма проведения урока позволяет более наглядно, структурировано и максимально просто довести до обучающихся материал на аудиторном занятии.
На сегодняшний день наибольшей известностью пользуются несколько популярных LMS - Learning Management System (система управления обучением) – MOODLE [4], Веда, ELMS Pro; которые позволяют реализовать образовательный процесс в рамках дистанционного обучения и консультативных занятий. Кроме того, некоторые CMS - Content Management System (система управления контентом) со свободной лицензией (CMS Joomla, например), которые используются для создания сайтов различной тематики, позволяют с наименьшими временными затратами на освоение, а иногда с наибольшими возможностями в оформлении и размещении необходимых модулей подготовить равноценный online-урок.
Применение it-технологий в образовательном процессе позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала и в условиях аудиторного занятия. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Современный интерфейс полностью идентичен интерфейсу веб-страницы или веб-сайта, что делает урок доступным для самостоятельного изучения и интерактивной работы обучающихся. В современных условиях повсеместного использования веб-сайтов, работа с таким уроком – сайтом будет проста и удобна для пользователя, поскольку структура сайта знакома и практически универсальна.
При рассмотрении порядка подготовки и проведения традиционных форм аудиторных занятий (лекции, практические и лабораторные занятия, семинары) учебных занятий и применении современных образовательных технологий (проектный метод, кейс-метод, исследование) можно утверждать, что и содержательная часть учебного материала, и результаты работы могут быть оформлены и размещены в виде сайта.
Конкретный пример - учебное занятие для обучающихся по профессии "Продавец, контролёр-кассир" и специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" (Профессиональный модуль 01 «Управление ассортиментом товаров», МДК 01 «Основы управления ассортиментом товаров», раздел «Товароведные характеристики продовольственных товаров однородных групп». Тема: Ассортимент пищевых жиров. Товароведная характеристика горчичного масла) [3].
План-конспект урока, дидактический материал (текст лекции, иллюстрации, схемы и т.д.), проверочные задания расположены в виде структурированного сайта и дополняются практически неограниченными возможностями использования образовательного Интернет-контента (в зависимости от тематики урока возможны переходы по гиперссылкам на необходимые ресурсы, Интернет-экскурсии, Интернет-глоссарии, online-музеи, справочные ресурсы, нормативные базы и т.д.). Это позволяет разнообразить и максимально наполнить материал по изучаемой теме современным содержанием, сделать доступным интернет-ресурсы известных
online-библиотек и порталов в ходе изучения темы. Рекомендуемые источники и ссылки на них так же используются сразу, по необходимости; учебный материал транслируется для всей группы обучающихся, но, при необходимости, в любой момент можно вернуться к определенному вопросу самостоятельно [3].
Размещение на веб-сайте содержания урока позволяет увеличить количество транслируемых медийных материалов (аудио, видеосюжеты, слайд-шоу, галереи и т.д.), использование которых повышает наглядность изучаемой темы и повышает интерес, увеличивает процент усвоенного учебного материала. По итогам занятия обучающиеся получают возможность ответить на вопросы проверочного задания в специальной форме, результаты которых для проверки получит преподаватель. При условии дополнения программой тестирования в режиме online – результат получает сам обучающийся сразу после выполнения задания.
Если обратиться к конкретному примеру [3], каждый из модулей веб-сайта выполняет определенную функцию:
- Главная страница сайта оформлена в соответствии с темой занятия. Тема вынесена в верхнюю область сайта, ниже располагается модуль слайд-шоу, иллюстрирующий изучаемый учебный материал;
- согласно последовательности плана урока здесь размещены вводные материалы по каждому из пунктов плана с возможностью перехода для дальнейшего ознакомления, ниже вынесены схемы, которые используются в ходе лекции;
- верхнее горизонтальное меню выводит дополнительные материалы для повышения познавательного интереса обучающихся (ссылка на сайт музея, на сайт производителя изучаемого товара, видеоархив и фотогалерея);
- меню «Содержание урока» - аналог плана аудиторного учебного занятия, по гиперссылкам которого обучающиеся переходят для ознакомления с учебным материалом, глоссарием терминов, знакомятся с заданием для выполнения дома;
- меню «Интерактивный сетевой урок» содержит гиперссылки для ознакомления с методическим содержанием подготовки занятия, кроме того, через пункт «Контрольно-оценочные средства и домашнее задание» обучающиеся смогут выполнить задание для закрепления изученного материала, заполнив соответствующую электронную форму;
- справа расположены модули поиска по сайту, модуль с видеосюжетом и форма для регистрации. Регистрация на сайте необходима для заполнения электронной формы задания.
Свободный доступ в любое время к образовательному ресурсу урока упрощает домашнюю работу обучающегося. Кроме того, педагог имеет возможность дорабатывать, дополнять свой урок, усовершенствуя учебный материал. Размещать такой урок можно в локальной сети и в сети интернет на удаленном сервере – по желанию педагога. Online-урок может иметь отдельное доменное имя или являться веб-страницей тематического сайта. Учебный материал, расположенный на сайте можно использовать и при удаленном от образовательного учреждения проведении занятия (экскурсии, открытые уроки в других учебных заведениях и т.д.).
Обобщим преимущества, обусловленные возможностями применения CMS и LMS при подготовке и проведении аудиторных занятий:
- разнообразие форм и возможностей размещения и актуализации
учебно-методического обеспечения;
- расширения для дистанционного консультирования обучающихся, по каким либо причинам отсутствующих на занятии;
- мониторинг активности обучающихся и результатов выполненных работ;
- простой и эффективный веб-интерфейс;
- обработка и доступ к статистическим данным;
- обратная связь.
Попытка подробного ознакомления с результатами внедрения в образовательный процесс CMS и LMS позволяет сформулировать ряд проблем, связанных с различными аспектами.
Трудности с освоением и внедрением CMS и LMS:
- отсутствие знаний в области HTML и СSS у педагогов – авторов лекций и дидактического материала, что зачастую усложняет работу по размещению и редактированию учебного материала;
- как следствие – необходимость в привлечении дополнительных кадровых ресурсов к разработке курсов по дисциплинам – преподавателей и методистов, владеющих знаниями в данной области, что может оставлять определенный пробел в понимании инструментов и принципов работы с CMS и LMS для автора лекционного материала;
- отсутствие мотивации к освоению информационного пространства и ошибочное представление о понятиях «сайт» и «веб-страница». Зачастую педагогами используются веб-ресурсы, бесплатно предоставляющие место для размещения материалов. Такие ресурсы ошибочно воспринимаются как личные веб-сайты. Размещая учебные материалы в сети Интернет по такой, казалось бы упрощенной схеме, педагогами не всегда верно оценивается значимость использования сайтов образовательных учреждений или собственных сайтов по сравнению с выделенными веб-страницами;
- некоторые недоработки внутри CMS и LMS – отсутствие некоторых модулей, плагинов, громоздкость контента, ошибки разработчиков и уязвимости.
Наряду с перечисленными трудностями существует устойчивое мнение обучающихся, что использование Интернет-контента, размещенного в рамках специальных образовательных Интернет-ресурсов, полезно и актуально.
Это дает возможность использовать в процессе аудиторного и дистанционного обучения современные образовательные приемы и интерактивные методы, делать максимально наглядным и доступным изучаемый материал, повышать интерес к изучаемой профессии или специальности.
Создание такого качественного Интернет-ресурса – работа кропотливая и творческая. Деятельность, направленная на разработку таких уроков требует от преподавателя большого желания, знаний основ технических возможностей системы, для которой ведется разработка материалов, и умений использования различных методик обучения в CMS и LMS.
- Двуличанская Н. Н. «Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций» // Наука в образовании: Электронное научное издание [Электронный ресурс]. URL:http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
- Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.
- Сайт урока, разработчик Ясавнина С.Н. www.urok.arubon.ru
- https://moodle.org/
Устименко О.Ю. написал(а) 3684 дней назад (позитивно) 1Спасибо. Статья интересная. Давно хочу попробовать работать в MOODLE. Пока не знаю как. Буду благодарна за помощь.
1 очко