Разработка и использование логопедических игр и тетрадей как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы.
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требуют от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что это накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработка и внедрение авторской системы логопедических игр и домашних логопедических тетрадей учителем- логопедом Азовой Е. А. г. Москвы и учителем- логопедом Черновой О.О. г.Щелково МО.
Игры представляют собой красочно оформленный дидактический материал для детей старшего дошкольного возраста. Через привычные виды предложенных игр ( подвижные, настольно- печатные, игры с предметами и словесные игры) на логопедических занятиях решаются различные коррекционные задачи:
-автоматизация и дифференциация звуков (игры «Звуковые шапочки», «Звуковые дорожки», «Звуковое домино», «Один и много», «Чудесный мешочек»)
-развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов (игры «Звуковые шапочки», «Звуковой кубик», «Чудесный мешочек»)
-преодоление аграмматизмов (игры «Звуковое домино», «Один и много»)
-развитие связной речи ( с помощью всех игр)
-развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации ( с помощью всех игр)
-развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти ( с помощью всех игр)
Игровые задания, которые мы предлагаем детям от 5 до 7 лет, позволяют принимать участие в игре как детям с легкой степенью речевой патологии (дислалия), так и со средней и тяжелой (ФФНР и ОНР).
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребенка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.
Предложенный комплекс логопедических игр и домашних тетрадей учитывает принцип от простого к сложному и позволяет логопеду поэтапно работать в течении учебного года над каждой группой звуков.
1. Логопедическая игра «Звуковые шапочки».
(на примере игр «Жук» и «Гусь» для автоматизации звуков Ш Ж)
Цели:
-четкое изолированное произношение звуков Ш Ж
-развитие навыков звукового анализа
-обучение составлению и чтению прямых и обратных слогов
-различение неречевых и речевых звуков
-развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти
-развитие зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве
Ход игры:
В игре принимают участие 1-2 ребенка. Дети выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены листочки и цветочки с гласными. По инструкции логопеда: «Солнышко поднимается, гусь и жук просыпаются», дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука: жжж… и шипение гуся: шшш… По сигналу колокольчика или дудочки дети по очереди останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например, жук «летит и жужжит», останавливаясь на цветочке с буквой «а», произносит слог «жа». Гусь «идет и шипит», останавливаясь на листочке с буквой «о», произносит слог «шо». Игра продолжается до тех пор, пока не будут составлены все слоги.
2. Логопедическая игра «Звуковая дорожка»
(на примере игры «Гусеница» для автоматизации звука С)
Цели:
-автоматизация звука Ц в словах в различных позициях
-развитие звукового анализа слов
-формирование у ребенка навыков самоконтроля за речью
-развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти
-развитие зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве
Ход игры:
В этой настольной игре, созданной по аналогии с любимыми детскими «ходилками», принимают участие 2-4 игрока. С помощью считалки дети выбирают первого игрока. Игрок кидает кубик и ходит, четко называя слова со звуком С, столько клеточек подряд, сколько очков выпало на верхней грани кубика. Затем ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинке на дорожке, правильно называя картинки- слова со звуком С.
Игровой момент: На тропинке встретились два воробья. –Смотри,- сказал первый, -что это за странная зеленая палочка лежит? -Нет, это чей-то хвост!- ответил другой. –Ой, как интересно! Давай пройдем по нему до конца и узнаем кто это?! -Вперед!
3. Логопедическая игра «Логопедическое домино».
(на примере игры для автоматизации звука Р)
Цели:
-автоматизация звука Р в словах в разных позициях
-согласование числительных с существительными в роде
-развитие звукового анализа слов
-формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью
-развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти
-развитие зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве
Ход игры.
Игра проводится по принципу «домино». В ней могут принимать участие от 2 до 4 игроков. Разделите карточки между всеми игроками поровну. Выберите при помощи считалки того, кто начнет игру первым.
Предложите первому игроку выложить любую из своих карточек и назвать изображенные на ней предметы: например, радуга- ракета. Следующий участник игры подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на его карточке и карточке предыдущего игрока совпали, с одной или другой стороны: например, ракета- гитара.
Если подходящей карточки у игрока нет, то он пропускает ход и ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной карточки.
Вариант игры: «Сколько всего?». Выкладывая свои карточки, участники игры называют общее количество изображенных предметов- своих и предыдущего игрока. Например, «одна радуга и одна ракета», «две ракеты и одна гитара».
4. Логопедическая игра «Чудесный мешочек».
Цели:
-автоматизация звуков в словах в разных позициях
-формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью
-развитие звукового анализа слов
-развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти
-развитие зрительно-моторной координации и ориентировки в пространстве
Ход игры. Для игры необходимы: полотняный мешочек, 10-15 игрушек размера 2-3 см. на все позиции автоматизируемого звука (звук в начале слова, в середине, в конце слова), 3 схемы слов с обозначением места звука в слове. В игре принимают участие от 1 до 3 детей.
В начале игры дети вместе с логопедом называют каждую игрушку, выделяя изучаемый звук голосом. Например, «ложка», «колобок» и т.д. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Детям предлагается на ощупь угадать игрушку. Затем, определив место звука в угаданном слове (звук в начале слова, в середине, в конце слова), ребенок кладет свою игрушку возле нужной схемы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все игрушки.
5. Логопедическая игра «Звуковой кубик».
Цели:
-совершенствование навыка звукового анализа слов
-предупреждение дисграфии
-развитие связной речи
-развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти
Ход игры:
В игре принимают участие 2-4 игрока. Считалкой выбирается первый игрок. Игрок кидает кубик. На ребре кубика выпадает схема слова. Ребенку прелагается проанализировать свою схему: назвать общее количество звуков, а так же посчитать гласные, согласные и определить их место положение в схеме слова. Затем ребенок подбирает одну картинку к своей схеме и соотносит со схемой название изображенного на картинке предмета. Следующий игрок делает то же. Выигрывает тот, кто подберет к каждой схеме картинку и к концу игры соберет больше карточек.
6. Домашние игровые логопедические тетради для закрепления произношения звуков.
- «Игровая логопедическая тетрадь «Закрепляем звуки Р, Рь».
- «Игровая логопедическая тетрадь «Закрепляем звуки Л, Ль».
- «Игровая логопедическая тетрадь «Различаем звуки Р-Л, Рь-Ль».
- «Игровая логопедическая тетрадь «Закрепляем звуки Ш, Ж».
- «Игровая логопедическая тетрадь «Закрепляем звуки С, Сь».
- «Игровая логопедическая тетрадь «Закрепляем звуки З, Зь, Ц».
- «Игровая логопедическая тетрадь «Различаем звуки С-Ш, З-Ж».
- «Игровая логопедическая тетрадь «Закрепляем звуки Ч, Щ».
Каждая из этих тетрадей содержит множество картинок, увлекательных игр и игровых упражнений, с помощью которых поэтапно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки. Вместе с героями тетрадей Речевичком, Иришкой и Щенком ребенок учится изолированно произносить звук, «проходя по лабиринтам»; соединять с помощью «дорожек» два «потерявшихся» звука в слог; произносить слова с трудным звуком, раскрашивая картинки; составлять предложения «с несколькими картинками», рассказывать стихи, обводя угаданные изображения по контуру и пересказывать интересные истории. Для повышения мотивации ребенка в тетрадях представлена «игровая шкала оценок».
Цель данного пособия – помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Повышая интерес к заданиям с помощью предлагаемых игр и игровых упражнений, мы легче и быстрее закрепляем трудные звуки в речи, преодолеваем аграмматизмы, развиваем фонематический слух и связную речь, тренируем слуховую и зрительную память, готовим руку к письму.
Преимущество этих тетрадей состоит в том, что перед вами готовый комплект игр и упражнений для закрепления произношения звуков в речи. Родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать и наклеивать картинки.
Внедрение в логопедическую работу комплекса игр и тетрадей позволяет нам говорить о повышение результативности работы по исправлению речевых нарушений у детей в ряде направлений:
-повышение мотивации к логопедическим занятиям,
-повышение эффективности логопедической работы и сокращение периода ввода поставленных звуков в речь
-развитие интереса к словообразованию, словоизменению и работе со звучащим словом
Созданию эмоционально положительного фона к занятиям и преодолению речевых нарушений во многом способствует яркий и доступный материал, созданный художником, педагогом по ИЗО деятельности Озеровой Е.Ю. Красочные образы художника, созвучные с восприятием ребенка, создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности.
Данный логопедический игровой проект, разработанный учителями-логопедами Черновой О.О. и Азовой Е.А,.участвовал в выставке педагогических инноваций ЮЗАО г.Москвы и получил диплом 1 степени и признание многих педагогов, посетивших эту выставку. В связи с этим возникла идея о творческом сотрудничестве с коллективами издательств «Гном» и «Сфера», в которых логопедические игры («Звуковые шапочки», «Звуковые дорожки», «Звуковое домино») и домашние тетради готовятся к выпуску.
- Здесь еще нет комментариев