Комитет по образованию муниципального образования
Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
Конспект открытого логопедического занятия
Тема: «Мягкие и твёрдые согласные звуки». «Пословицы».
Боровской Елены Юрьевны,
учителя-логопеда
МДОУ детский сад
компенсирующего вида
№10 «Ручеёк»
г. Тихвин
2008 г
Цель:
- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласные и согласные звуки».
- Продолжать формировать фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие. Закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
- Продолжать учить выполнению звукового, звукобуквенного разбора слов.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Активизировать речевую и мыслительную деятельность на материале пословиц. Развивать умение обсуждать, доказывать, обобщать.
- Продолжать учить контролировать звукопроизношение.
- Обучать грамоте.
- Развивать:
- психические процессы (внимание, память, мышление)
- самостоятельность и самоконтроль
- координацию движений
Материал к занятию:
ü Доска и мольберт
ü Игрушки: кукла «Буратино», мяч, кирпичики, подушечки
ü Предметные картинки
ü Индивидуальные карточки с картинками
ü Настольно-печатная игра «Домики для звуков»
ü Схемы слов с картинками
ü Таблички с текстом и рисунками пословиц
ü Табличка с зашифрованной пословицей
ü Карандаши, фломастеры
Ход занятия
Логопед |
Дети |
I.Орг. момент. (Дети стоят около логопеда на ковре) + Сядет тот, кто вспомнит, что такое звук?
+ Сядет тот, кто вспомнит, какие звуки бывают?
+ Сядет тот, кто назовёт гласные звуки. Почему они гласные?
+ Сядет тот, кто скажет, каким может быть согласный звук?
+ Что такое буква?
(Дети сидят на ковре).
II. Переход к теме. + Послушайте стихотворение. «У отца был мальчик странный- Необычный, деревянный. Всюду нос совал он длинный. Кто же это?» + Правильно, Буратино! (Показ игрушки Буратино). + Ребята, вы знаете сказку про Буратино? +Буратино после всех приключений начал ходить в школу, он стал умненьким и благоразумненьким. Но никак не может выполнить домашнее задание. Поможем Буратино. +Постарайтесь сами догадаться, что задано Буратино?
III. Формирование фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия. а) Закрепление понятий «Твёрдость – мягкость». 1.(Показ подушечки и деревянного кирпичика) + Посмотрите, что это? +Подушка, какая? +Кирпичик, какой? +Как вы думаете, какие звуки надо повторить Буратино? +Правильно! 2.(Делю детей на две команды). +Первая команда возьмёт по кирпичику, а вторая по подушечке. +Когда услышите твердый звук, покажите кирпичик, мягкий звук, покажите подушечку. Звуки: [д-д’], [к-к’], [л-л’], [ч-щ], [б’-в’],[р-ж], [ц-с’]. Слоги: ла-ли, ло-лё, ол-аль, ат-ать, стё-сто, сми-смы-сме. +Поменяйтесь предметами. Слова: мак, мир, чашка, кит, лак, медведь, рыба, девочка + Молодцы, помогли Буратино!
3.Игра «Наоборот» (с мячом). угол-уголь был - быль пар-парь мел-мель удар - ударь бит - бить цел - цель хор-хорь +Объясните, что такое «хор»? «хорь»?
+Закончите предложение нужным словом: «На концерте выступает……».
«В лесу живёт …». Молодцы! Буратино рад!
б) Определение твёрдого и мягкого звука в начале слова. 1.Индивидуальная работа за столами. На них лежат прозрачные папки с карточками, фломастеры синего и чёрного цвета.
+Буратино никак не может выполнить это задание. Запутался. +Назовите картинки. С подушечкой соедините только те картинки, в названии которых первый звук звучит мягко. +Каким цветом соединим? +С кирпичиком соедините картинки, в названии которых первый звук звучит твёрдо. Каким цветом соединим?
+Проверяем! Молодцы, ещё одно задание помогли выполнить Буратино.
2.Настольно-печатная игра «Домики для звуков». Раздаю по 1 карточке каждому ребёнку. Ребёнок выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, определяет букву, которая обозначает этот звук на письме и кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (синий домик) или твёрдому звуку (чёрный домик). Проверяют друг друга.
в) Деление слов на слоги. Вспоминают правило деления на слоги. +Определите количество слогов в слове, покажите соответствующую карточку с определённым количеством кружков. Называю и показываю картинку. + Молодцы!
г) Звуковой разбор слов. У доски. 1.Показываю схему с картинками (кит, кот). +Подумайте и скажите, какая из картинок подходит к звуковой схеме? Докажите.
Докажите. 2.Выполните звукобуквенный разбор слова мишка самостоятельно.
+Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга. +Посмотрите на доску, проверьте. Вы очень помогли Буратино, спасибо вам!
IV.Развитие речемыслительной деятельности. Пословицы. +Ребята, продолжим помогать Буратино (стоя у доски).
(На доске 6 картинок, над ними цифры) + Послушайте внимательно пословицу и скажите, в какой картинке она спряталась, назовите цифру. + «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи» + Объясните, почему так говорят?
+ «Кончил дело – гуляй смело». Объясните.
+ «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», объясните.
+ «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». + «Поспешишь - людей насмешишь». Почему так говорят, Чему учит пословица? + «Труд кормит, а лень портит». Объясните.
+ Молодцы, научили Буратино понимать пословицы!
+Ребята, пословиц много, сейчас узнаем, как вы их запомнили.
+ «Хочешь, есть калачи – не имей сто друзей». + «Без труда – людей насмешишь». + «Труд кормит – гуляй смело».
Работа в парах (раздаю карточки с пословицей). +Постарайтесь прочитать пословицу по стрелкам. +Что прочитали? Объясните пословицу. Сколько слов в пословице?
Вывешиваю пословицу. +Прочитайте пословицу, начертите схему предложения, проверьте схему предложения с доски.
V.Итог. + Ребята, вы молодцы! Вы помогли Буратино выполнить домашнее задание. И за вашу помощь и добрые дела Буратино угощает вас конфетами. +До свидания!
|
- Звук – это то, что мы слышим и произносим (ребёнок, отвечает и садится) - Гласные, согласные (полный ответ), садится.
(перечисляют гласные звуки и садятся). - твёрдым - мягким, звонким-глухим (отвечают, садятся) - Буква – то, что мы видим и пишем, садится.
- Буратино!
-Да.
-Да, поможем. (смотрят, слушают).
- Подушка мягкая. -Кирпичик твёрдый. -Буратино должен повторить мягкие и твёрдые звуки.
(Берут предметы).
(слушают, показывают нужный предмет) (меняются) (показывают предмет) (убирают предметы в шкатулку)
(играют, перекидывая мяч)
(объясняют)
-Хор
-Хорь
(Дети садятся за столы).
-Синим цветом (соединяют).
-Чёрным цветом (объясняют, почему и выполняют).
Играют, объясняют.
Определяют количество слогов в умственном плане. Показывают карточку.
Дети подходят к доске.
- Подходит кит. Доказывают.
-Подходит мышка. Доказывают.
Выполняют.
Взаимопроверка.
Слушают, называют, объясняют.
Дети исправляют пословицы (опора на картинки).
Читают. « За добро плати добром». Объясняют, перечисляют слова в пословице.
Выполняют.
Получают конфеты и уходят.
|
Якимчук Т.А. написал(а) 4479 дней назад (нейтрально) 0Елена Юрьевна! Конспект сильно пострадал при вставке? Загрузите его, пожалуйста в папку, находящуюся в Вашем профиле, а потом дайте на него ссылку в этом сообщении через кнопку РЕДАКТИРОВАТЬ. Таким образом можно загружать любые Ваши работы. Спасибо за активность.
0 очков