Тема: «Город цветных чисел»
Цель: Развитие комбинаторных способностей у детей, формирование понятия числа с помощью палочек Кюизенера.
Задачи:
- Продолжать знакомство с образованием чисел, учить раскладывать числа на два меньших;
- Упражнять в умении находить предыдущее и последующее число;
- Закреплять навыки количественного (прямого и обратного счета), порядкового счета в пределах 10.
- Развивать зрительное восприятие, логическое и образное мышление, внимание, память, творческие способности, мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к математическим играм.
Методическое обеспечение: Комплекты палочек Кюизенера, магнитная доска, конверты с цифрами, плоскостная модель цветика – Семицветика, плоскостные фигурки птиц, ноутбук, карточки с цифрами, знаками «<», «>», «=» на каждого ребенка, плоскостная модель торта.
Интеграция с другими образовательными областями:
ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»
ОО «Чтение художественной литературы»
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»,
Беседа «Птицы зимой», игры и работа с палочками Кюизенера в ходе НОД, самостоятельной деятельности детей.
ХОД НОД:
Организационная часть (мотивация).
В: Ребята, мы с вами совершим путешествие в Город цветных чисел. Но чтобы отправиться в дорогу мы должны почувствовать. Насколько крепка наша дружба, ведь в дороге нас могут поджидать неожиданности, и поэтому всегда нужна помощь друзей.
Коммуникативное упражнение «Клубочек дружбы»
- 1. Вводная часть.
В: Нам пришла телеграмма, но не простая бумажная, а электронная.
Слайд 1. «Всех любознательных, старательных и внимательных приглашаем в наш Город цветных чисел. Вас ждут увлекательные приключения, интересные загадки и трудные задачи. Ваши друзья – жители Города цветных чисел».
В: Ребята, хотите совершить путешествие в Город цветных чисел?
Д: Да.
В: Попасть в него можно по волшебной лестнице. (слайд 2)
А у ворот города стоит стражник (слайд 3). Он говорит: «В наш город можно попасть, выполнив задание».
На магнитной доске цветные полоски, соответствующие цветам палочек Кюизенера.
В: Ребята, сложите все ступеньки лестницы по порядку.
Дети складывают.
В: Почему эта лестница волшебная?
Д: Потому что каждая ступенька обозначает какую – нибудь цифру, число.
В: Ребята, вам необходимо расставить все цифры по порядку, а потом спуститься и подняться по лестнице, при этом считая.
Количественный (прямой и обратный счет).
В: Пропустил нас стражник в город. А пред нами что?
Д: Цветок.
В: Из какой сказки этот цветок и кто главный герой?
Д: Из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», главный герой девочка Женя.
В: Вы помните, что этот цветок тоже волшебный? Каждый лепесток выполнял желание девочки. Наш цветок не выполняет желания, но на каждом лепестке написано задание. Посмотрим, что написано на первом лепестке.
- 2. Основная часть.
Задание 1.
В: Представьте себе, что к Жене пришли гости. Баранок у нее не осталось, есть только торт (на магнитной доске плоскостная модель торта квадратной формы, у детей на столах квадраты из бумаги).
В: Ребята, решите простую задачку «Женя была дома одна, к ней пришли еще трое ребят. Сколько стало детей?» На сколько частей нужно разделить торт?
Д: детей стало 4. Торт нужно разделить на 4 части (дети разрезают квадраты на 4 части)
В: Как называется самая маленькая часть торта?
Д: Одна четвертая.
В: А целый торт – это какая часть?
Д: Целая.
В: Что больше целая или одна четвертая?
Д: Целая часть.
В: Правильно ребята. Вы справились с первым заданием. А сейчас второй лепесток. Скажите, что можно делать чтобы не болеть.
Д: Можно закаляться, заниматься спортом, делать массаж.
В: А на лепестке задание «Ребята, помассируйте ваши ушки, поиграйте с ними»
Задание 2.
Проводиться игровой самомассаж по А. Уманской и К. Денеки.
Подходи ко мне дружок, становись скорей в кружок. |
Дети встают в круг |
Ушки ты свои найди и скорее покажи. |
Показывают ушки |
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами. |
Шевелят ушки |
А сейчас все тянем вниз, ушко ты не отвались. |
Слегка оттягивают ушки вниз |
А потом, а потом покрутили козелком. |
Сворачивают мочку уха |
Ушко, кажется, замерзло, отогреть его нам нужно. |
Слегка потирают ушки |
Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили играть! |
В: А теперь следующее задание (на столах стоят коробки с палочками Кюизенера).Эти коробки вы сможете открыть, набрав правильный код.
Задание 3. Игровое упражнение «Назови и покажи».
- Число, которое на 1 меньше, чем 5 (4)
- Число, которое на 1 больше, чем 5 (6)
- Число, которое на 1 больше, чем 4 (5)
- Число, которое на 1 меньше, чем 6 (5)
Дети называют числа 4,6,5,5.
В: Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием и можете открыть коробки, а теперь следующее.
Задание 4. Дети садятся за столы и с помощью палочек Кюизенера закрепляют состав чисел 3, 4, 5.
Сравнивают числа используя знаки «<», «>», «=».
В: Ребята, вы хорошо потрудились и на следующем лепестке для вас приготовлена разминка.
Физминутка (5-й лепесток).
1,2 – выше голова,
3,4 – руки шире,
5,6 – всем присесть,
7,8 – лень отбросим,
9,10 – тихо сесть.
В: Какие по счету лепестки у нас остались?
Д: Шестой и седьмой.
В: Сейчас зима, на улице холодно. Вспомните, как люди помогают птицам не погибнуть от голода.
Д: Изготавливают кормушки для птиц.
В: Правильно
Задание 6. «Решите задачку». Задача – иллюстрация.
На магнитной доске плоскостная модель кормушки и плоскостные фигурки птиц.
В: «На дереве кормушка. Сначала к ней прилетели 2 птички – синички, а спустя некоторое время прилетели еще две птички. Сколько птичек прилетело к кормушке всего?» (при решение задачи используется иллюстрирование)
Д: 4.
В: Ребята, я предлагаю вам придумать другие способы решения этой задачи.
- 3. Заключительная часть.
В: Ребята, у нас остался последний лепесток. Задание 7. «Выложите с помощью палочек Кюизенера жителя Города цветных чисел, как вы себе его представляете и дайте ему имя».
Итог. Молодцы ребята! А теперь нам пора отправляться домой. Возьмите в руки нашу ниточку дружбы и смотайте ее обратно в клубочек. Наше путешествие закончено.
- Здесь еще нет комментариев