Проект
«Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»
Проблема, на решение которой направлен проект
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в ДОУ предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процессе гармоничного развития ребенка. В то же время данное направление соответствует требованиям государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования и идеям вводимого в российских образовательных учреждениях разного уровня курса по основам национальной, религиозной культуры и светской этики.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное и нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать фундамент для воссоздания национальной культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиции возрождения и сохранения национальных устоев.
Обращение к воспитательным традициям еврейского народа отражает глубокие процессы пробуждения национального самосознания. Национальная культура позволяет понять духовное единство нации, помогает детям войти в мир человеческих отношений, способствует утверждению гуманистических ценностей. Носителями этих ценностей являются традиции и праздники, которые на протяжении веков сплачивали еврейский народ во всем мире.
Еврейский мир многолик и разнообразен. Поиск универсалий еврейской культуры, важных для мирового сообщества, выступают как акт национальной идентификации, который приобретает особую важность в формировании межнациональных и межконфессиональных отношений. Детский сад может помочь детям оценить значимость еврейской культуры как механизма противостояния ксенофобии. Наряду с этим детский сад является важным звеном в воспроизведении новым поколением детей и родителей еврейской культуры, с которой они, возможно, были слабо связаны в прошлом или же были безучастны к ней.
Цель проекта:
- формирование основ национальной толерантности у детей дошкольного возраста и социокультурной, психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи проекта:
- содействовать становлению познавательного интереса у детей к истории и культуре еврейского народа;
- способствовать развитию у детей национального самосознания, лучших черт еврейского характера;
- познакомить детей и родителей с еврейскими традициями, праздниками и включать их в детскую жизнь;
- оказать помощь родителям воспитанников в возрождении и творческом развитии лучших традиций еврейского воспитания;
- привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду домашней обстановки, предметно-развивающей среды.
Направления работы:
- сохранение традиций еврейского национального быта (шахарит, шабат, цдака, браха, нетилат ядаем и др.);
- создание предметно-развивающей среды с элементами еврейской культуры;
- организация педагогического процесса по приобщению детей и родителей к истории, традициям, обычаям, праздникам еврейского народа, еврейской литературе, искусству, играм;
- установление связи с другими социальными институтами еврейской культуры (еврейские общинные центры в Пермском крае и России).
Критерии оценки результативности реализации проекта:
- педагогическая диагностика детей;
- анкетирование родителей и педагогов;
- фото- и видеоматериалы;
- анализ проведенных мероприятий;
- обобщение опыта.
Прогнозируемый результат:
- проявление интереса детей к изучению еврейской культуры и истории;
- наличие основ национального самосознания и национальной толерантности у детей;
- необходимый минимум исторических знаний у детей и родителей;
- обогащение знаний и представлений о традициях и праздниках еврейского народа у детей и родителей;
- заинтересованность родителей в возрождении и сохранении еврейской культуры в своей семье;
- объединение усилий педагогов, родителей и социальных институтов при организации работы по приобщению детей к еврейской культуре;
- пополнение предметно-развивающей среды в детском саду.
№ |
участники
|
количественный результат |
качественный результат |
1. |
дети младшей и старшей групп |
участие 100% детей детского сада в мероприятиях проекта |
имеют знания и представления об истории и культуре еврейского народа в соответствии с возрастными возможностями (этот результат может быть отслежен путем проведения педагогической диагностики) |
2. |
родители воспитанников |
включенность родителей в деятельность детского сада по вопросам приобщения детей к еврейской культуре, возрождения и сохранения еврейских традиций в семье (80-90%) |
компетентность родителей в вопросах семейного еврейского воспитания, сохранения и возрождения национальной культуры (результаты качества выполнения этих задач проекта можно будет определить путем анкетирования родителей, а также их участием в совместных мероприятиях проекта) |
3. |
социум |
возможное участие еврейских семей, дети которых не посещают детский сад, увеличение общего количества детей в детском саду; привлечение к деятельности других д/с |
повышение имиджа детского сада среди населения г. Перми
|
Стратегия и механизм реализации проекта
Реализация проекта осуществляется по трем этапам.
I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь):
- анкетирование родителей и педагогов с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о традициях, обычаях и праздниках еврейского народа и отношение к патриотическому воспитанию детей;
- диагностирование детей с целью выявления уровня национальной толерантности;
- анализ полученных результатов с целью выявления актуальности изучаемой проблемы;
- повышение компетентности педагогов и родителей по заявленной проблеме.
Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу была составлена анкета, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний еврейской культуры и истории, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений оказался невысок, но многие родители отметили необходимость воспитания у детей любви и уважения к семье, своему народу.
Был разработан план консультаций для повышения уровня компетентности педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Следующим шагом стало создание перспективного плана работы с детьми по этнокультурному еврейскому компоненту образования.
С целью выявления уровня знаний и представлений у детей была разработана методика диагностирования и диагностические карты для фиксирования полученных результатов.
II этап – основной (сентябрь-июнь):
- еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
- совместные мероприятия с семьями воспитанников;
- совместные мероприятия с детьми разного возраста;
- ежемесячное пополнение предметно-развивающей среды в группах детского сада;
- проведение выставок детских работ, совместных семейных вернисажей.
В группах детского сада введены в сетку занятий дополнительные занятия по еврейским традициям, ручному труду и ивриту.
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержке познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре еврейского народа ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или групповые мероприятия. Они включают в себя: ежедневный шахарит, цдака (пожертвование), браха (благословение на еду), еженедельный шабат (день отдыха), а также традиционные праздники (Рош-Ашана, Ханука, Ту-Бишват, Пурим, Шавуот и др.), заседания семейного клуба «Дружная семья», устные журналы для просвещения родителей и пр.
Чтобы помочь детям реализовать полученные знания в практической игровой деятельности были организованы мини-центры еврейской культуры и истории в каждой возрастной группе. Данные центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (тематические альбомы, буклеты, наборы открыток, карты, календари, плакаты и т.п.), так и игровой (настольно-печатные игры на иврите, с еврейским алфавитом, с атрибутами и символами традиционных праздников и т.п.). Материалы мини-центров пополняются, изменяются в соответствии с тематическим планом интеграции этнокультурного еврейского компонента образования «Паутинка», разработанным Н.Д.Чистяковой.
В детском саду традиционно проходят тематические выставки детского творчества
- «Новый год деревьев – Ту-Бишват»;
- «Маца на праздник Пейсах»;
- «Свиток Торы. Шавуот» и др.
Кроме того, регулярно организуются вернисажи совместной работы родителей и детей.
III этап – итоговый (май-июнь):
- итоговое диагностирование детей;
- повторное анкетирование родителей и педагогов;
- педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к культуре и истории еврейского народа».
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года в процессе реализации проекта.
Особо важным для нас будет определение дальнейших перспектив сотрудничества с родителями, с еврейским общинным центром, с другими организациями и образовательными учреждениями г. Перми и Пермского края.
Таким образом, реализация данного проекта позволит познакомить детей с еврейской культурой и историей, родной речью, что будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные и исторические ценности еврейского народа. Приобщая детей дошкольного возраста к истокам еврейской культуры, мы также способствуем развитию личности каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт еврейской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.
План-график мероприятий реализации проекта
№ этапа |
мероприятия |
сроки |
результат |
ответственные |
I
|
анкетирование родителей |
сентябрь |
данные анкетирования, аналитическая справка |
Н.В.Югова С.И.Молчанова О.А.Поспелова |
|
анкетирование педагогов |
сентябрь |
аналитическая справка |
Н.В.Югова М.Н.Высоковская |
|
диагностирование детей |
сентябрь |
диагностические карты |
О.А.Поспелова С.И.Молчанова |
|
консультирование педагогов |
сентябрь, октябрь |
протоколы заседаний, повышение компетентности педагогов |
С.Х.Дойч С.И.Молчанова |
II |
заседание творческой группы «Еврейская культура – детям» |
каждый четверг |
повышение уровня компетентности педагогов |
С.Х.Дойч |
|
еженедельные занятия с детьми по традициям и ивриту + ручной труд в соответствии с перспективным планом |
сентябрь-май |
повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре еврейского народа; конспекты занятий, фотоматериалы |
С.И.Молчанова О.А.Поспелова Х.М.Букет |
|
еженедельный Шабат (день отдыха) |
каждая пятница |
фотоматериалы |
С.И.Молчанова |
|
совместные мероприятия с детьми всех возрастных групп и семьями воспитанников: - праздник «Рош-Ашана»;
- развлечение «Суккот»;
- развлечение «Симхат Тора»; - игровое занятие «Поведение еврейского ребенка»; - праздник «Ханука»;
- развлечение «Ту-Бишват»; - праздник «Пурим»;
- праздник «Пейсах»;
- спортивное развлечение «Лаг-Баомер»;
- праздник «Шавуот» |
сентябрь
октябрь октябрь ноябрь декабрь
2 февраля
28 февраля март-апрель
май
май-июнь |
повышение детской и родительской компетентности, устойчивый интерес к еврейским традициям и праздникам; сценарии праздников и развлечений, конспекты, фотоматериалы, отзывы родителей |
Н.В.Югова С.И.Молчанова Н.Б.Жукова |
|
тематические выставки детского творчества и вернисажи семейных работ:
мини-центры еврейской истории и культуры |
сентябрь октябрь декабрь январь
февраль март-апрель май
май-июнь
постоянно |
фотоматериалы выставок
пополнение предметно-развивающей среды, фотоматериалы |
С.И.Молчанова О.А.Поспелова Л.В.Агнивина
С.И.Молчанова О.А.Поспелова |
|
заседания семейного клуба «Дружная семья» в соответствии с годовым планом работы по взаимодействию с семьей |
1 раз в квартал |
повышение уровня компетентности родителей по вопросам еврейского воспитания, культуре и традициям; протоколы заседаний, еженедельные информационные листы для родителей |
Н.В.Югова С.И.Молчанова О.А.Поспелова |
III
|
педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре еврейского народа» |
апрель |
повышение уровня родительской компетентности, педагогического мастерства; протокол педагогического совета |
Н.В.Югова М.Н.Высоковская |
|
итоговое диагностирование детей |
май-июнь |
выявление уровня сформированности знаний и представлений детей; диагностические карты, анализ |
С.И.Молчанова О.А.Поспелова |
|
повторное анкетирование родителей |
май |
Выявление уровня сформированности представлений и знаний родителей о еврейской культуре, семейных традициях; удовлетворенность родителей работой ДОУ, сравнительный анализ |
Н.В.Югова С.И.Молчанова О.А.Поспелова |
|
повторное анкетирование педагогов |
май-июнь |
выявление уровня профессиональных умений, компетентности в области еврейской культуры |
Н.В.Югова М.Н.Высоковская |
Распространение
- Здесь еще нет комментариев