"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 11.11.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 19927
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
О формировании основ национальной толерантности у детей дошкольного возраста и социокультурной, псих...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»
 
 

Проект

«Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»

Проблема, на решение которой направлен проект

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в ДОУ предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процессе гармоничного развития ребенка. В то же время данное направление соответствует требованиям государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования и идеям вводимого в российских образовательных учреждениях разного уровня курса по основам национальной, религиозной культуры и светской этики.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное и нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать фундамент для воссоздания национальной культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиции возрождения и сохранения национальных устоев.

Обращение к воспитательным традициям еврейского народа отражает глубокие процессы пробуждения национального самосознания. Национальная культура позволяет понять духовное единство нации, помогает детям войти в мир человеческих отношений, способствует утверждению гуманистических ценностей. Носителями этих ценностей являются традиции и праздники, которые на протяжении веков сплачивали еврейский народ во всем мире.

Еврейский мир многолик и разнообразен. Поиск универсалий еврейской культуры, важных для мирового сообщества, выступают как акт национальной идентификации, который приобретает особую важность в формировании межнациональных и межконфессиональных отношений. Детский сад может помочь детям оценить значимость еврейской культуры как механизма противостояния ксенофобии. Наряду с этим детский сад является важным звеном в воспроизведении новым поколением детей и родителей еврейской культуры, с которой они, возможно, были слабо связаны в прошлом или же были безучастны к ней.

Цель проекта:

  • формирование основ национальной толерантности у детей дошкольного возраста и социокультурной, психолого-педагогической компетентности родителей.

Задачи проекта:

  • содействовать становлению познавательного интереса у детей к истории и культуре еврейского народа;
  • способствовать развитию у детей национального самосознания, лучших черт еврейского характера;
  • познакомить детей  и родителей с еврейскими традициями, праздниками и включать их в детскую жизнь;
  • оказать помощь родителям воспитанников в возрождении и творческом развитии лучших традиций еврейского воспитания;
  • привлечь родителей к сотрудничеству  по созданию в детском саду домашней обстановки, предметно-развивающей среды.

Направления работы:

  • сохранение традиций еврейского национального быта (шахарит, шабат, цдака, браха, нетилат ядаем и др.);
  • создание предметно-развивающей среды с элементами еврейской культуры;
  • организация педагогического процесса по приобщению детей и родителей к истории, традициям, обычаям, праздникам еврейского народа, еврейской литературе, искусству, играм;
  • установление связи с другими социальными институтами еврейской культуры (еврейские общинные центры в Пермском крае и России).

Критерии оценки результативности реализации проекта:

  • педагогическая диагностика детей;
  • анкетирование родителей и педагогов;
  • фото- и видеоматериалы;
  • анализ проведенных мероприятий;
  • обобщение опыта.

Прогнозируемый результат:

  • проявление интереса детей к изучению еврейской культуры и истории;
  • наличие основ национального самосознания и национальной толерантности у детей;
  • необходимый минимум исторических знаний у детей и родителей;
  • обогащение знаний и представлений о традициях и праздниках еврейского народа у детей и родителей;
  • заинтересованность родителей в возрождении и сохранении еврейской культуры в своей семье;
  • объединение усилий педагогов, родителей  и социальных институтов при организации работы по приобщению детей к еврейской культуре;
  • пополнение предметно-развивающей среды в детском саду.

участники

количественный результат

качественный

результат

1.

дети младшей и старшей групп

участие 100% детей детского сада в мероприятиях проекта

имеют знания и представления об истории и культуре еврейского народа в соответствии с возрастными возможностями (этот результат может быть отслежен путем проведения педагогической диагностики)

2.

родители воспитанников

включенность родителей в деятельность детского сада по вопросам приобщения детей к еврейской культуре, возрождения и сохранения еврейских традиций в семье (80-90%)

компетентность родителей в вопросах семейного еврейского воспитания, сохранения и возрождения национальной культуры (результаты качества выполнения этих задач проекта можно будет определить путем  анкетирования родителей, а также их участием в совместных мероприятиях проекта)

3.

социум

возможное участие еврейских семей, дети которых не посещают детский сад, увеличение общего количества детей в детском саду;

привлечение к деятельности других д/с

повышение имиджа детского сада среди населения г. Перми

Стратегия и механизм реализации проекта

Реализация проекта осуществляется по трем этапам.

I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь):

  1. анкетирование родителей и педагогов с целью выявления уровня сформированности  знаний и представлений о традициях, обычаях и праздниках еврейского народа и отношение к патриотическому воспитанию детей;
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня национальной толерантности;
  3. анализ полученных результатов с целью выявления актуальности изучаемой проблемы;
  4. повышение компетентности педагогов и родителей по заявленной проблеме.

Для изучения уровня родительской компетентности по данному вопросу была  составлена  анкета, вопросы которой раскрывали не только уровень знаний еврейской культуры и истории, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Уровень знаний и представлений оказался невысок, но многие родители отметили необходимость воспитания у детей любви и уважения к семье, своему народу.

Был разработан план консультаций для повышения уровня компетентности педагогов  ДОУ и родителей воспитанников. Следующим шагом стало создание перспективного плана работы с детьми  по этнокультурному еврейскому компоненту образования.

С целью выявления уровня знаний и представлений у детей была разработана методика диагностирования и диагностические карты для фиксирования полученных результатов.

II этап – основной (сентябрь-июнь):

  1. еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников;
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста;
  4. ежемесячное пополнение предметно-развивающей среды в группах детского  сада;
  5. проведение выставок детских работ, совместных семейных вернисажей.

В группах детского сада  введены в сетку занятий дополнительные занятия по еврейским  традициям, ручному труду и ивриту.

Для закрепления знаний детей, формирования и поддержке познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре еврейского народа ежемесячно проводятся совместные мероприятия с родителями воспитанников или групповые мероприятия. Они включают в себя: ежедневный шахарит, цдака (пожертвование), браха (благословение на еду), еженедельный шабат (день отдыха), а также традиционные праздники (Рош-Ашана, Ханука, Ту-Бишват, Пурим, Шавуот и др.), заседания семейного клуба «Дружная семья», устные журналы для просвещения родителей и пр.

Чтобы помочь детям реализовать полученные знания в практической игровой деятельности были организованы мини-центры еврейской культуры и истории в каждой возрастной группе. Данные центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (тематические альбомы, буклеты, наборы открыток, карты, календари, плакаты и т.п.), так и игровой (настольно-печатные игры на иврите, с еврейским алфавитом, с атрибутами и символами традиционных праздников и т.п.). Материалы мини-центров  пополняются, изменяются в соответствии с тематическим планом интеграции этнокультурного еврейского компонента образования «Паутинка», разработанным Н.Д.Чистяковой.

В детском саду традиционно проходят тематические выставки детского творчества

  • «Новый год деревьев – Ту-Бишват»;
  • «Маца на праздник Пейсах»;
  • «Свиток Торы. Шавуот» и др.

Кроме того, регулярно организуются вернисажи совместной работы родителей и детей.

III этап – итоговый (май-июнь):

  1. итоговое диагностирование детей;
  2. повторное анкетирование родителей и педагогов;
  3. педагогический совет «Взаимодействие  детского сада и семьи в приобщении дошкольников к культуре и истории еврейского народа».

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года в процессе реализации проекта.

Особо важным для нас будет определение дальнейших перспектив сотрудничества с родителями, с еврейским общинным центром, с другими организациями и  образовательными учреждениями г. Перми и Пермского края.

Таким образом, реализация данного проекта позволит  познакомить детей с еврейской культурой и историей, родной речью, что  будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные и исторические  ценности еврейского народа. Приобщая детей дошкольного возраста к истокам еврейской культуры, мы также способствуем развитию личности каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт еврейской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.

План-график мероприятий реализации проекта

№ этапа

мероприятия

сроки

результат

ответственные

I

анкетирование родителей

сентябрь

данные анкетирования, аналитическая справка

Н.В.Югова

С.И.Молчанова

О.А.Поспелова

анкетирование педагогов

сентябрь

аналитическая справка

Н.В.Югова

М.Н.Высоковская

диагностирование детей

сентябрь

диагностические карты

О.А.Поспелова

С.И.Молчанова

консультирование педагогов

сентябрь,

октябрь

протоколы заседаний, повышение компетентности педагогов

С.Х.Дойч

С.И.Молчанова

II

заседание творческой группы «Еврейская культура – детям»

каждый четверг

повышение уровня компетентности педагогов

С.Х.Дойч

еженедельные занятия с детьми по традициям и ивриту + ручной труд в соответствии с перспективным планом

сентябрь-май

повышение детской компетентности, устойчивый интерес к истории и культуре еврейского народа;

конспекты занятий, фотоматериалы

С.И.Молчанова

О.А.Поспелова

Х.М.Букет

еженедельный Шабат (день отдыха)

каждая пятница

фотоматериалы

С.И.Молчанова

совместные мероприятия с детьми всех возрастных групп и семьями воспитанников:

- праздник «Рош-Ашана»;

- развлечение «Суккот»;

- развлечение

«Симхат Тора»;

- игровое занятие «Поведение еврейского ребенка»;

- праздник «Ханука»;

- развлечение «Ту-Бишват»;

- праздник «Пурим»;

- праздник «Пейсах»;

- спортивное развлечение «Лаг-Баомер»;

- праздник «Шавуот»

сентябрь

октябрь


октябрь


ноябрь


декабрь

2 февраля

28 февраля


март-апрель

май

май-июнь

повышение детской и родительской компетентности, устойчивый интерес к еврейским традициям и праздникам; сценарии праздников и развлечений, конспекты, фотоматериалы, отзывы родителей

Н.В.Югова

С.И.Молчанова

Н.Б.Жукова

тематические выставки детского творчества и вернисажи семейных работ:

  • «Здравствуй, Рош-Ашана!»;
  • «Сегодня празднуем Суккот»;
  • «Светлая Ханука»;
  • «Новый год деревьев – Ту-Бишват»;
  • «Веселый Пурим»;
  • «Маца на праздник Пейсах»;
  • «Гори, костер, веселый… Лаг-Баомер»;
  • «Свиток Торы. Шавуот».

 

мини-центры еврейской истории и культуры

сентябрь

октябрь

декабрь

январь

февраль

март-апрель

май

май-июнь

 

постоянно

фотоматериалы выставок

 

пополнение предметно-развивающей среды, фотоматериалы

С.И.Молчанова

О.А.Поспелова

Л.В.Агнивина

 

С.И.Молчанова

О.А.Поспелова

заседания семейного клуба «Дружная семья» в соответствии с годовым планом работы по взаимодействию с семьей

1 раз в квартал

повышение уровня компетентности родителей по вопросам еврейского воспитания, культуре и традициям; протоколы заседаний, еженедельные информационные листы для родителей

Н.В.Югова

С.И.Молчанова

О.А.Поспелова

III

педагогический совет «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре еврейского народа»

апрель

повышение уровня родительской компетентности, педагогического мастерства;

протокол педагогического совета

Н.В.Югова

М.Н.Высоковская

итоговое диагностирование детей

май-июнь

выявление уровня сформированности знаний и представлений детей;

диагностические карты, анализ

С.И.Молчанова

О.А.Поспелова

повторное анкетирование родителей

май

Выявление уровня сформированности представлений и знаний родителей о еврейской культуре, семейных традициях;

удовлетворенность родителей работой ДОУ, сравнительный анализ

Н.В.Югова

С.И.Молчанова

О.А.Поспелова

повторное анкетирование педагогов

май-июнь

выявление уровня профессиональных умений, компетентности в области еврейской культуры

Н.В.Югова

М.Н.Высоковская

Распространение

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев