«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через проектную деятельность»
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. В дошкольном возрасте оно выражается в развитии таких качеств, как сострадание, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
В этой связи работа педагогов нашего детского сада направлена на решение комплекса задач:
–воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
–формирование бережного отношения к природе и всему живому;
–расширение представлений о городах России;
–знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
–развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
–формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в нашем детском саду стал метод проектов. Уже на протяжении трех лет педагоги МБДОУ детский сад №13 реализуют проекты, направленные на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию в нашем детском саду были реализованы следующие проекты.
Проект «Защитники Отечества» - воспитанники познакомились с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывали патриотические чувства относительно своей Родины, приобщались к духовным и историческим ценностям своего народа.
Проект «Живая память» - цель проекта состояла в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны, формировании у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
Проект «Моё имя» - этот проект позволил познакомить детей с тайной имени, формировать представление о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других, познакомил с правом ребенка на «имя».
Проект «Мой любимый город» - длительный познавательный проект в ходе реализации которого воспитанникам была представлена карта нашего города, района, где обозначены ближайшие улицы, познакомились с историей возникновения и развития нашего города.
Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и Подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.
В проектах участвуют дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Но педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми старшего дошкольного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Требование к проекту:
Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности вида продукта и формы презентации.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен презентацией.
Таким образом, проект – это “Пять П”
Проблема – Проектирование – поиск информации – продукт – презентация.
Шестое “П” проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.
Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умение и навыков.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа по реализации проектов дала положительные результаты. Проектная деятельность дала возможность детям еще больше проявлять себя как личность, чувствовать себя значимым звеном в цепи «семья - род - народ». Работа над разработкой и реализацией проектов продолжается и сегодня.
- Здесь еще нет комментариев