Замещающая семья и социальное окружение: взаимодействие или противодействие?
Гумерова Г.Ф., г. Уфа
Не секрет, что в современном обществе к сиротам, инвалидам относятся с пренебрежением, равнодушием и даже с некоторой опаской. Двояко и отношение к замещающей семье: одни одобряют и поддерживают, другие ищут какую-то корысть со стороны принимающих родителей. Желает лучшего и уровень психологической грамотности населения – многие не знакомы с понятиями «депривация», «возрастной кризис», «синдром нарушения привязанности» и т.д. Поэтому какие-либо нарушения в поведения приемных детей, связанные с ранней депривацией и дезадаптацией, вызывают бурную негативную реакцию, осуждение ребенка и приемной семьи, «навешивание ярлыков». Например, воровство (по данным Ослон В.Н.) – «это не проявление неблагодарности и тем более не желание оскорбить. С помощью этого поведения приемный ребенок выражает свою близость и появление привязанности. Предмет воровства символизирует для него ту любовь, которой его когда-то лишили, и стремление идентифицироваться с новой семьей. Своим поведением ребенок также старается сделать отношения в семье более близкими. Дело в том, что общее негативное переживание по поводу «неблагодарного ребенка» объединяет остальных. Поэтому воровство начинает активизироваться в ситуации, когда члены семьи ослабляют свои близкие связи и у них появляется много противоречий, дестабилизирующих их отношения. Боулби считал, что вторичная привязанность формируется через агрессию и проступки». Приемный родитель, прошедший специальную подготовку в «Школе принимающих родителей», адекватно отнесется к деликтам со стороны приемного ребенка, поможет ему пройти этот этап развития. Но социальное окружение семьи, под постоянным и пристальным вниманием которого она находиться, не будет «списывать» негативное поведение ребенка как неизбежное психологическое проявление. Семья окажется в ситуации конфликта.
Я считаю, что помимо профессиональной подготовки принимающих семей, необходимо повышать уровень психологической грамотности населения, прежде всего, в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, куда, в первую очередь, придет приемный ребенок. Знание элементарных вопросов об особенностях психического развития детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностях их поведения, стадиях адаптации в замещающей семье позволило бы повысить престиж замещающего родительства, ускорить процессы становления семьи, дало бы семьям возможность «раскрыться», а не замыкаться на своих внутрисемейных проблемах, как это происходит сейчас. Менее острым бы стал вопрос социализации выпускников детских домов и замещающих семей – к ним относились бы с меньшим равнодушием и непониманием.
Ответственность за жизнь и благополучие «государственного» ребенка должны нести все, а не только замещающая семья.
Использованная литература:
1. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.- М.: Генезис, 2006. – 368 с. – (Ребенок сирота: семейное жизнеустройство и социализация.)
- Здесь еще нет комментариев