Внеклассное мероприятие
«Символы Чувашской Республики»
Автор: Иванова Лариса Алексеевна,
учитель чувашского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1»
Чебоксары-2012
Тезисы
Важность проблемы государственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения. В исполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», в Чувашской Республике ежегодно проводятся мероприятия по популяризации государственных символов.
29 апреля 1992 года Верховным Советом Чувашии принято постановление о Государственном гимне, гербе и флаге республики. Ежегодно наша республика отмечает эту знаменательную и памятную дату, 29 апреля – День государственных символов Чувашской Республики. В условиях усиления внимания к решению гражданского, патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому своей Родины, республики, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике сегодня является особенно важным.
Актуальность: Отношение граждан к государственной символике во многом определяет уровень общественного сознания. Статья 1 Закона « О дне государственных символов Чувашской Республики» гласит: «Государственные символы Чувашской Республики- достояние народа Чувашской Республики, его высшие святыни, охраняемые и защищаемые государством»
Отношение к символам государственности - один из показателей культуры общества. Ведь они отражают историю народа, его прошлое и настоящее, традиции наших предков и новые устремления в будущее. Как отметил Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров: "Государственный флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы, призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен".
По моему мнению, эта тема очень актуальна, так как в наше время мало кто знает историю создания государственных символов Чувашской республики, и тем более не многие флаг, герб и гимн воспринимает как достояние народа.. Мы живем в Чувашии и должны знать, уважать и гордиться ее историей, бережно относиться к традициям своего народа, Отношение к государственной символике сегодня является особенно важным.
Цели :
- популяризация государственных символов РФ;
- расширение исторических знаний и представлений учащихся;
- формирование уважительного отношения к символике собственного государства,
- активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи:
- Изучить историю государственных символов Чувашской Республики и Российской Федерации.
- Знакомить детей с разной символикой, способствуя к пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности.
- Расширить исторические знания государственных символов Чувашской Республики и Российской Федерации.
Участники: учащиеся 5-9 классов
Вывод: Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с разной символикой, тем способные они к ее восприятию, к пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности.
Внеклассное мероприятие «Своя игра»
Тема: «Символы Чувашской Республики»
Цели мероприятия:
- популяризация государственных символов РФ;
- расширение исторических знаний и представлений учащихся;
- формирование уважительного отношения к символике собственного государства,
- активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Оборудование:
- сигнальные таблички;
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- на доске эпиграф
Эпиграф
Чувашская земля – родимый край,
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце – словно пышный каравай,
Тут воздух – будто на меду настоян.
Живет тут удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться,
Который, как святыню, бережет
Жемчужины преданий и традиций.
Чарующе звучит грачиный край,
И песней колосится здесь пшеница…
Чувашская земля – родимый край,
Позволь мне пред тобою преклоняться.
- – 24 карточки-сектора с наименованиями тем и с указанным количеством очков:
Гимн Чувашской Республики |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Флаг Чувашской Республики |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Герб Чувашии |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Страна Чувашия |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Ход игры
- 1. Вступление
Ведущий 1.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях “Своя игра”. Это известная телевизионная игра, ее многие видели и знают. “Своя игра” состоит из основного раунда и “своей игры”.
Ведущий 2.
Тема нашей игры – “Символы Чувашской Республики”, и выбор именно такой темы далеко не случаен. Вы живете в России! А малая наша Родина - Чувашская Республика.
Ведущий 1.
Чувашия – небольшой живописный островок на бескрайних просторах России. Чувашская Республика – это государство в составе Российской Федерации. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Символы возникли и существуют с древнейших времен и будут существовать вечно. Государственные символы основаны на исторических традициях; любое надругательство над ним наказуемо.
Ведущий 2.
Государственными символами Чувашской Республики являются Государственный флаг ЧР, Государственный герб ЧР, Государственный гимн ЧР, олицетворяющие ее суверенитет и являющиеся обязательными атрибутами государственной власти ЧР.
Ведущий 1.
. Вы на различных уроках уже изучали возникновение и преобразование государственных символов нашей Родины. А сегодня, в ходе игры, мы воспроизведем в памяти наши знания и выявим знатока истории России.
Ведущий 2.
Перед вами таблица, разбитая на сектора по определенным темам. Каждая тема включает в себя 5 вопросов различной степени трудности, самый легкий вопрос “стоит” 10 очков, самый трудный – 50 очков. Игрок, давший верный ответ, получает право первым ответить на следующий вопрос. Если дан неверный ответ, то очки вычитаются, а право первого хода переходит к следующему участнику игры. На вопрос отвечает первым тот игрок, кто первым поднимет карточку.
2. Представление игроков (4 человека) и членов жюри.
Ведущий 1.
И так, мы начинаем игру! Участники, вы готовы?
3.Основной раунд
Сектор “Гимн ”
10 – Хвалебная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке.
(Гимн).
20 – Показ слайда №1 ( текст гимна)
Когда весны высокий свод
Лучи живые щедро льет,-
На добрый лад судьбу верша,
О крае родном поет душа!
Именно тогда был утвержден этот текст гимна.
( Государственный гимн ЧР принят 29 апреля 1992 года)
30 – Именно они являются авторами музыки и слов гимна.
(Музыка – Г. Лебедев, слова –И. Тукташ).
Показ слайда №2
40 – В какие моменты исполняется гимн?
В положении о Государственном гимне записано, что он исполняется во время торжественных и других мероприятий: при поднятии флага, при вручении государственных наград, при встречах и проводах посещающих ЧР с официальным визитом глав государств, при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и всенародным праздникам ЧР. Государственный гимн транслируется телерадиокомпаниями. В передачах радиовещания – ежедневно в начале чувашской программы в частичном исполнении (запев и припев один раз).
50 - Кто перевел слова гимна на русский язык?
( А.И.Дмитриев)
Сектор “Флаг Чувашской Республики”
Показ слайда № 3
10 – Что собой представляет флаг Чувашской Республики?
( Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца".)
20 – Именно такого цвета флаг Чувашской Республики.
(желтый и пурпуровый).
30-Какие символы имеются на государственном флаге Чувашской республики?
( эмблемы « Древо жизни» и « Три солнца»)
40- Что означает эмблема "Древо жизни"?
Эмблема «Древо жизни», силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб. Главный элемент «Древа» означает основное население ЧР – чувашей, проживающих на территории республики. Два нижних элемента, расположенных по обеим сторонам главного элемента, заканчивающиеся «ветвями » в виде национального орнамента означают чувашскую диаспору – чувашей, проживающих за пределами ЧР. Два средних элемента означают население ЧР других национальностей.
50-В каком году был утвержден Государственный флаг ЧР?
(29 апреля 1992 года)
Сектор “Герб Чувашии»
10 – Символическое изображение, составленное по определенным правилам и утвержденное органами власти.
(Герб).
Показ слайда №4
20 – Кто является автором герба
( Элли Юрьев)
Показ слайда №4
30 - Что представляет собой герб ЧР?
(Государственный герб ЧР представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой – «Древо Жизни». Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами «Чаваш Республики – Чувашская Республика», завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема «Три солнца».)
40 – Что обозначает символ « Пять летящих конвертом уток» на гербе г. Чебоксары
(На гербе этого города изображены – «пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно»)
50 – Появление государственного Герба ЧР связано с образованием в 1920 автономной области (с 1925-республики). Впервые государсвенный Герб зафиксирован в Конституции Чув.АССР, принятой 31 января 1926. Представлял изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца в обрамлении колосьев, с надписью на русском и чувашском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба – пяти конечная звезда. С тех пор облик неоднократно менялся. Современный государственный Герб ЧР принят?
(29 апреля 1992 года)
Сектор “Страна Чувашия”
10 – Именно в этот день отмечается День государственной символики.
( 29 апреля)
20 - Кто был первым президентом Чувашии?
( Н.В. Федоров)
30 - Сколько городов и районов в Чувашии?
( 21 район, 9 городов)
40 - Когда отмечается день республики?
( 24 июня)
50 - Назовите космонавтов, наших земляков?
( А. Г. Николаев, Н. М. Бударин
4. Подведение итогов основной игры
5. «Своя игра»
Ведущий 1
А теперь второй, решающий тур. Он называется “Своя игра”. Тур может совершенно изменить положение. Правило второго тура: я задаю вопрос, игроки на листочках пишут предлагаемый ответ, а рядом - количество очков. Если вы уверены в ответе – ставьте больше очков, если не уверены – меньше. Если ответ верный, то игроку присуждается количество очков, написанное им, а если ответ неправильный, столько же отнимается. Вы можете все потерять, или же наоборот – приобрести!
А сейчас, внимание, вопрос:
"Что означают цвета российского государственного флага?"
(красный – храбрость, удаль, красоту; голубой – величие, ясность; белый – цвет чистоты и святости)
6. Подведение итогов игры, награждение победителей
Ведущий 2
Страны ты патриотом будь,
Легендой выстлан был наш путь.
Историю ты не забудь,
Победы страны большие.
И для себя сумей понять,
С кого пример для жизни брать.
Жизнь со строки начни писать:
“Отчизна моя – Россия”.
Список использованной литературы:
- Иванова Л. Ф. Пятиклассники изучают символику современной России // Преподавание
истории в школе. – 2002. – №8.
- Наумов О. Н. Государственная и территориальная геральдика России: очерк истории
// Преподавание истории в школе. – 1999. – №4.
- Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. – М.:
“Русское слово”,2002. – 95 с.
- Соболева Н.А., Артамонов В. А. Символы России. – М.,1993.
- Владимирова Н. Герб, гимн, флаг в умах и сердцах.
- Федотова Л.А.Государственная символика// Народная школа.-2008.№2.-С.79-81.
- Здесь еще нет комментариев