Занятие «Кислотные дожди»
Цель: дать элементарное представление о кислотности и кислотных дождях, научить определять кислотность осадков различными способами; научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов. Научить детей заботиться о своём здоровье. Расширять кругозор детей
Оборудование: плакат «Кислотные дожди», лабораторный штатив, пробирки, универсальный индикатор. Вода, лимон, яблоко, дождевая или талая вода, стакан. Мультимедийный проектор, экран.
Ход занятия
Педагог: Ребята, отгадайте загадки, которые нам подскажут, о чем на занятии пойдет речь?
1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это? (Вода)
2. Шел долговяз,
В землю увяз (Дождь)
3. По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода. (Туча)
4. Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая.
Плыла, с неба сыпала
На поля - озерушки
Белый пух да перышки. (Снежная туча)
5.Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
6. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут! (Дождь)
Несколько десятилетий назад, дождевая вода считалась полезной.
Тогда дождевая вода была чистой, и её польза была несомненной. Эта вода очень мягкая. Наши прабабушки и бабушки собирали дождевую воду и использовали ее для питья, хозяйственных нужд. Дождевую воду использовали и для мытья волос, и для стирки белья, и для приготовления на ней пищи. Её можно было пить и мыть ею посуду. Дождевой водой умывались, поливали растения.
К сожалению, в наше время этого делать ни в коем случае нельзя. Из-за значительного загрязнения человеком окружающей среды, дождевая вода стала не только вредной, но и опасной для жизни. Дело все в том, что дождевая вода может содержать вредные вещества.
Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попадать. Почему так? Постараемся сегодня выяснить это.
Педагог. Собрались на небе тучи, и полился на горячую, сухую землю летний дождь. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьется, да и человеку в жаркую погоду угодить под прохладный дождик – одно удовольствие. А что он вымокнет до нитки – не беда: просохнет рубашка. Она и высохла. Но на этот раз … глянул на нее хозяин и глазам не поверил: была новая, целая, а стала старой, вся в мелких дырочках, как решето. Листья на деревьях пожелтели, трава не посвежела, а пожухла. Вот так дождик! Да, страшный дождик, опасный, ядовитый. Такие дождики называют кислотными. Для того чтобы понять, почему дождь стал таким, необходимо вспомнить, какую роль в природе играет вода.
Обобщение ответов обучающихся.
- Почему вода может стать опасной?
Давайте посмотрим сюжет из программы «Мир природы».
Просматривание сюжета с комментарием педагога.
- Один завод дымит, два завода дымят. Сто заводов дымят. А от чего дымят? Оттого, что в топках горят уголь и нефть, и в них обязательно есть сера. Пролетает туча над таким заводом и вместе с дымом сера попадает в тучи. Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так и выпадает кислотный дождь.
Заводы и машины помогают человеку сделать его жизнь проще и легче, но при этом выбрасывают в воздух очень много дыма. В воздухе находится при этом очень много воды, она обычно невидима, но можно ее увидеть при некоторых условиях (вспомните туман). Эти капельки воды соединяются с дымом автомобилей и заводов, также образуя кислоту. Это опасная кислота! Капельки воды (уже кислые) поднимаются вверх, образуя облака, а затем тучи, и над землей начинает идти дождь с кислым вкусом. Сейчас почти любой дождь в той или иной степени «кислотный», а потому эту воду человеку лучше не использовать. Ну, на самом деле, не будете же вы поливать себя лимонным соком. Но лимонная кислота – это не так страшно. А вот ядовитые частички смога, растворяясь в дождевой воде, превращаются в гораздо более вредные для природы азотную и сернистую кислоты.
Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Послушаем репортаж с одного из комбинатов по производству химических материалов.
1-й «Корреспондент»:
- Мы находимся рядом с химическим комбинатом. (Демонстрация иллюстрации). Вокруг него почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли. Вывозятся в отвалы миллионы тонн золы.
Педагог:
- Какую мрачную картину представил нам корреспондент. А какое влияние оказывает загрязнение воздуха на растения и животных?
2-й «Корреспондент»:
- У меня такие данные для вас. 1/3 деревьев поражены кислотными дождями. В разгар лета опадает листва, отмирают корни. Исчезает рыба в озерах. Животные покидают привычные места обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут.
3-й «Корреспондент»:
- Большинство живых организмов кислую воду, не любят, и жить в ней не могут. Если в реке или озере, над которым идет такой дождь, вода становится слишком кислой, начинают погибать мелкие рачки, водоросли. Рыбам становится нечего есть, и они тоже начинают вымирать. Озеро постепенно становится пустым, там никто не живет. Если "кислый дождь" идет над лесом, то гибнут мелкие корешки деревьев и лес начинает засыхать.
Разыгрывается сценка.
Действующие лица: Ведущий, Росток. 1-е дерево, 2-е дерево
Ведущий: Возле нашей школы вырос крепенький росток.
Через восемь лет он будет стройный, славный тополек
Рад он солнечному свету, с нетерпеньем ждет дождя.
Вот и тучка налетела, будет для тебя вода!
Выходит Кислотный дождь. У него в руках черная туча, на которой написаны формулы кислотных оксидов).
Росток:
Что случилось? Что со мной?
Я какой-то сам не свой!
Эта жгучая вода…
Пользы нет, одна беда…
Что же это подскажите?
1-е дерево: Тот дождь, который прошел сейчас содержит кислоту. От него гибнут листья, а упав на землю, он уничтожает и почву.
Поет:
В жару и стужу жгучую,
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Кислотной ты воды.
Водичку очень грязную
Завод прибавил к ней,
И ты ее заразную,
Не пей, не пей, не пей…
2-е дерево: Посмотрите на меня, мои листья пожелтели, засохли, покрылись черными пятнами. Это все от того, что я расту близко к дороге, меня окружают заводы.
Кислотный дождь:
Ты нытье мне это брось!
Я же все-таки твой гость.
Будь поласковей со мной,
Напою тебя водой.
Будешь ты совсем другой!
Росток:
Ну напился, караул!
Как отравы я хлебнул!
4-й «Корреспондент»:
Очень сильно, кислотные осадки вредят здоровью человека. Страдают люди, которые вынуждены потреблять питьевую воду, загрязненную токсичными металлами - ртутью, свинца, кадмием. Кислотные дожди могут вызвать у человека разного рода аллергии, негативно влиять на кожу и волосы, раздражать слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей.
1-й «Корреспондент»:
Кислотные дожди влияют даже на архитектурные памятники! Мраморные и известняковые скульптуры и памятники архитектуры Древней Греции очень сильно страдают от кислотных дождей. Так, храм Парфенон разрушился за последние 24 года сильнее, чем за 24 столетия до этого. Кислотные дожди разъедают металлы, краски, синтетические соединения.
Педагог:
- Загрязнение воздуха оказывает влияние на все компоненты природы, особенно здоровье человека. Что же делать? Необходима охрана воздуха от загрязнения.
Растительность и, прежде всего, деревья являются хорошим поглотителем большинства вредных соединений, выбрасываемых в атмосферу. Сохранение и увеличение площади зеленых насаждений улучшает состояние окружающей среды: один гектар деревьев и кустарников в течение часа поглощает столько же углекислого газа, сколько выдыхают за это же время 200 человек.
Практическая работа:
На каждом столе стоит лабораторный штатив с тремя пробирками, стакан с водой, индикаторные бумажки.
- Какая кислота делает дождь ядовитым? (Кислота, содержащая серу)
- Существуют и другие кислоты, которые делают дождь кислотным. Однако, что такое кислота? Кислота - вещество, имеющее кислый вкус.
Ребята, где мы встречались с кислотой?
Ответы обучающихся.
- Правильно, кислоту содержит лимон, кислое яблоко, щавель, кефир.
Проведем эксперимент, капните несколько капель лимонного сока в стакан с водой. Что-нибудь изменилось? А теперь попробуйте её на вкус. Какой она стала?
Уксус тоже кислота и на вкус кислый. Все кислоты кислые, но многие из них настолько опасные, что их нельзя пробовать на вкус, они могут повредить язык и горло.
Для определения кислотности применяется специальная шкала (показ). С её помощью можно узнать, насколько сильна та или иная кислота. Мы будем использовать универсальный индикатор и цветную шкалу. Слово «индикатор» обозначает указатель. Он укажет нам (изменив свой цвет), что перед нами кислота и может указать силу этой кислоты.
Для первого опыта нам понадобится: вода, лимонный сок, яблочный сок. Опускаем индикаторную бумажку в каждую из трех пробирок и исследуем, сравнивая со шкалой. Результаты заносим в таблицу.
Жидкость |
Цвет индикатора |
Заключение |
Вода |
|
|
Лимонный сок |
|
|
Яблочный сок |
|
|
- Давайте, сравним результаты. Зачем человеку необходимо определять кислотность? А как эти знания могут пригодиться нам?
Демонстрационный опыт.
Педагог:
- Сильная кислота - смертельный яд. Посмотрите, что произойдет с листом растения, если я опущу его в пробирку с серной кислотой. Что произошло? Теперь вы понимаете, чем опасны кислотные дожди?
- Как предотвратить появление таких дождей?
Практическая работа:
- При выпадении снега или дождя примеси из воздуха переходят в воду, поэтому анализ (исследование) дождевой или талой воды указывает на
загрязнение воздуха. А теперь, проведем анализ дождевой воды и узнаем, о
загрязнении воздуха в районе нашей школы.
Учащиеся опускают индикаторную бумажку в пробирку с дождевой водой и
сравнивают её со шкалой.
В заключение занятия делается вывод о чистоте воздуха в исследуемом районе. Класс делится на две группы. Одна группа с помощью рисунков доказывает, что дождь полезен, другая — что дождь вреден.
Педагог: Узнать, идут ли в нашей местности кислотные дожди можно и по лишайникам. У них нет корней, воду они берут из воздуха, и если вода кислая, то лишайники погибают в первую очередь. Поэтому, если на крышах домов, на камнях растет много лишайников, кислотные дожди проходят мимо населенного пункта.
Домашнее задание:
Дождь: на благо и во вред?
Ребята, я предлагаю вам нарисовать дома рисунок «Когда дождь не в радость».
- Здесь еще нет комментариев