Цель: воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания о воде, как о главном и определяющем химическом веществе живого организма,
- сформировать у учащихся представление о несоответствии объемов потребления и наличия водных ресурсов в Московской области.
Развивающие:
- развитие аналитических умений (умение работать с текстовой и видеоинформацией, анализировать ее, определять главные аргументы),
- развитие коммуникативных умений (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов),
- развитие социальных умений (оценка поведения людей, умение слушать, толерантность по отношению к чужому мнению).
Воспитательные:
- воспитание у учащихся гуманного отношения к естественным природным ресурсам,
- формирование активной гражданской позиции учащихся, их способности совершать значимые поступки в своей жизни и жизни окружающих.
Наглядно – методическое обеспечение:
1. Электронное пособие к уроку (включает фотографии, видеоматериалы из документального фильма «Великая тайна воды», цитаты, текстовые материалы).
2. Статья «Водица Менделеева» из газеты «Московская правда», 21 июня 2004г. (4 копии для работы 4 лабораторий).
3. Карточки – задания для сотрудников лабораторий.
4. Комплекты учебной, справочной, периодической литературы для работы лабораторий.
5.Таблички с названиями лабораторий.
6. Аудиозаписи «Голос воды» - капли дождя, шторм, шум водопада…
ХОД УРОКА:
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Учитель предлагает продолжить разговор, начатый на прошлом уроке: об экологических факторах. Но поговорить более подробно только об одном из них.
- На экране проецируется фрагмент-заставка к фильму «Великая тайна воды» (электронное пособие)
- Учитель предлагает учащимся в течение 1 минуты записать свои самые первые ассоциации, которые возникли в тот момент, когда они увидели эти кадры. Выразить их в виде отдельных слов или коротких словосочетаний.
- Учащиеся пишут (звучит в аудиозаписи «Голос воды» - капли дождя, шторм, шум водопада…).
- Индивидуальное зачитывание высказываний «по цепочке».
- Учитель обобщает прочитанное. Как правило, учащиеся чаще всего, пишут: «Вода – это жизнь!». Учитель предлагает вниманию учащихся высказывание А.Экзюпери (электронное пособие):
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя не возможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство
на свете, но и самое прихотливое…
- Учитель объявляет тему урока: «Великая тайна воды» (электронное пособие)
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Учитель предлагает обсудить следующий вопрос: Для каких жизненных процессов нужна вода в любом живом организме?
- Обсуждение. Как правило, учащиеся вспоминают такие процессы в организме, как фотосинтез и испарение у растений, обмен веществ – основной процесс на клеточном уровне, который обеспечивает явление жизни, питание, вода, как среда обитания многих живых организмов…/необходимо сделать акцент на использование воды человеком, в том числе, на хозяйственные нужды.
- На экране – фрагмент таблицы «Водные ресурсы и потребление пресной воды в некоторых странах мира» (электронное пособие). Акцентируется внимание, что потребление пресной воды в России самое высокое в мире.
- Наш родной город Королев находится на реке Клязьме (электронное пособие – фото, репродукции В.Д.Поленова, И.И.Левитана…).Когда-то она была великой судоходной рекой, по ней торговые суда шли в Оку, а далее в Волгу. Именно наша река вдохновляла поэтов, писателей и художников. Именно на берегу этой реки расцвел «Вишневый сад» А.П.Чехова.
- И именно с этой высокой ноты я хочу пригласить вас к круглому столу для обсуждения одной статьи в популярной газете «Московская правда» - «Водица Менделеева» («Московская правда», 21 июня 2004г.)
- На экране цитата: «Подмосковные водохранилища, из которых идет забор воды для нужд столицы и области, постепенно превращаются в болота». Почему?
- Чтобы ответить на этот вопрос я приглашаю вас к диалогу. В нашем диалоге будут принимать участие разные специалисты: биологи и географы, экологи, медицинские работники, экономисты и юристы. Ведь нам интересно услышать сегодня самые различные точки зрения по данной проблемной ситуации.
В классе у нас сегодня 4 группы. При помощи жеребьевки давайте мы с вами определим, какая группа в какой лаборатории будет работать.
8. Жеребьевка.
9. Задания для групп. Безусловно, каждая лаборатория получает, прежде всего, главный источник информации – статью (для удобства работы – несколько экземпляров), а так же пакет дополнительных материалов, которыми вы можете воспользоваться.
В течение 3-4 минут вы знакомитесь с материалами. Следующие 3 минуты обсуждаете в лаборатории вопросы своей компетенции, готовите на них ответы, приходите к общему мнению, делаете выводы и выдвигаете представителя для выступления.
III. Изучение нового материала.
- Идет активная работа в группах.
- По истечении времени – обсуждение данной проблемы с различных точек зрения. Порядок выступления:
- лаборатория естественных наук (биология, география),
- лаборатория экологических исследований,
- медицинская лаборатория,
- лаборатория по экономическим и юридическим вопросам.
- Задания:
ЛАБОРАТОРИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.
- Определите протяженность реки, ее исток, устье.
- Как изменилось русло реки в настоящее время (какие водохранилища построены, много ли забирается воды, на какие нужды)?
- Видовой состав животных и растений в водной среде и по берегам (сравнить ранее и сейчас, не вскрывая причин).
- Может ли нынешнее состояние Клязьмы повлиять на другие реки?
Какой биогеоценоз придет на смену водохранилищу?
ЛАБОРАТОРИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
- Какими средствами контроля за состоянием водоемов располагает Министерство природных ресурсов Москвы и Московской области?
- Химический состав воды в Клязьменском водохранилище (одинаков ли он в фарватере и в прибрежной зоне?).
- Назовите основные источники загрязнения.
- Каково их влияние на растительный и животный мир водоема?
ЛАБОРАТОРИЯ
МЕДИЦИНСКИХ НАУК.
1. Можно ли пить такую воду?
2. Каково влияние загрязняющих химических веществ на организм
человека? К каким заболеваниям это может привести?
- Какие меры можно предпринять, чтобы вода стала чище?
ЛАБОРАТОРИЯ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ
- Что является главной причиной загрязнения вод Клязьменского
водохранилища?
- Каким образом законодательно решается этот вопрос в нашей стране?
- Какова юридическая ситуация по данному вопросу в других странах?
- Какой юридический выход из этой ситуации должен быть?
4. По ходу выступления представителей каждой лаборатории на экране
появляются выводы:
Лаборатория №1: ВОДОЕМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БОЛОТО.
Лаборатория №2: РЕКА КЛЯЗЬМА И КЛЯЗЬМИНСКОЕ
ВОДОХРАНИЛИЩЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТНОСЯТСЯ
К ЧИСЛУ НАИБОЛЕЕ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ВОДОЕМОВ (ФЕНОЛЫ,
НИТРИТЫ,ФОРМАЛЬДЕГИД, ХЛОР,ЖЕЛЕЗО, БРОМ,СТРОНЦИЙ)
Лаборатория № 3:ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ ХИМИЧЕСКИМИ
ЭЛЕМЕНТАМИ ПРИВОДИТ К ПОРАЖЕНИЮ НЕРВНОЙ СИСТЕ-
МЫ,НАРУШЕНИЯМ В РАБОТЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ,ВОЗ-
НИКНОВЕНИЮ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Лаборатория № 4: НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЙ-
СТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ,
КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛИ БЫ БОЛЕЕ ВЕСОМЫЕ ЭКОНО-
МИЧЕСКИЕ САНКЦИИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕ-
ДЫ.
- Учитель предлагает посмотреть видеоряд из документального фильма Российского ТВ «Великая тайна воды» (электронное пособие):
- Гипотеза – у воды есть память,
- Эксперименты в различных университетах мира по выяснению структуры воды,
- Интервью Р.Роя – профессора Пенсильванского университета (США)
IV. Систематизация и обобщение полученных знаний.
- Учитель создает проблемную ситуацию: Обсудив статью в газете «Московский комсомолец» и получив неутешительные выводы, теперь после просмотра видеоряда у каждого из вас наверняка возник вопрос. Какой вопрос? (учащиеся озвучивают, как правило, вопросы – какую память о себе мы передадим следующим поколениям посредством воды из Клязьминского водохранилища? – Что возможно сделать уже сегодня для изменения ситуации?)
- Для усиления социализации учебной деятельности учитель предлагает обсудить высказывание лауреата Нобелевской премии А.Швейцера «Спокойная совесть – изобретение дьявола» (электронное пособие).
- Звучат стихи Р. Рождественского» (электронное пособие):
…Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, закатов и болот.
У самого огромного восхода,
У самого ничтожного малька…
Пока нам это делать неохота.
Нам, в общем, не до этого пока…
Роберт Рождественский.
Не опоздать бы…
- Составляется перечень мероприятий, которые предлагают организовать учащиеся по привлечению внимания общественности к проблемам загрязнения реки Клязьмы (учащихся гимназии, родителей, муниципальной прессы, ТВ «Подлипки»). Как правило, это: фотовыставка «Клязьма. Вчера и сегодня»; открытый просмотр документального фильма для всех учащихся гимназии с последующим обсуждением; цикл бесед и уроков для учащихся начальной школы; организация субботников по уборке прибрежной зоны; выступление на страницах муниципальной прессы и другие.
Очень важно установить конкретные сроки проведения мероприятий и распределить ответственных, учитывая пожелания учащихся.
5. Учитель предлагает в заключение урока «сотрудникам лабораторий»
составить синквейн с ключевым словом «вода». Правила составления
синквейна – на кадре электронного пособия:
СИНКВЕЙН:
- Имя существительное – 1 слово;
- Имя прилагательное – 2 слова;
- Глагол – 3 слова;
- Предложение – 4 слова;
- Одно слово – любая часть речи.
Вода –
Чистая, прозрачная
Течет, журчит, наполняет.
Утоляет жажду каждому путнику –
Спасибо!
(звучит песня Ю.Антонова – «Как прекрасен этот мир»
- на экране мелькают кадры удивительных мгновений фоторепортажей о природе
- Здесь еще нет комментариев