№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Оборудование |
Дата |
|
Введение (3 ч.) |
|
|
|
1. |
Биология – наука о живой природе. |
Знать предмет, отрасли биологии, значение биологии в современном мире. Уметь объяснять предмет и задачи курса биологии.
|
Таблица «Царства органического мира».
|
|
2. |
Экскурсия «Осенние явления в жизни дикорастущих растений родного края» |
Уметь проводить наблюдения, сезонными изменениями в природе. |
|
|
3. |
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и правила работы с ней». Лабораторная работа №2 «Устройство микроскопа и правила работы с ним». |
Знать устройство увеличительных приборов, правила работы ними. Уметь пользоваться увеличительными приборами.
|
Таблица «Увеличительные приборы», микроскопы, лупы. |
|
|
Клеточное строение организмов (4 ч.) |
|
|
|
4. |
Строение клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клетки кожицы чешуи лука». |
Знать строение клетки. Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом. |
Таблица «Клетка». |
|
5. |
Строение клетки (пластиды). Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи (кожицы яблока или томата)». |
Знать строение растительной клетки Уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки.
|
Таблица «Клетка». |
|
6. |
Жизнедеятельность клетки. |
Знать строение и функции клетки, деление клетки, основные ее жизненные свойства. Уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки, объяснять основные процессы жизнедеятельности клетки. |
Таблица «Клетка». |
|
7. |
Ткани растений. |
Знать особенности строения и функционирования основных растительных тканей. Уметь определять тип ткани на микропрепаратах, таблицах и рисунках, и объяснять ее строение и функции. |
Таблица «Ткани». |
|
|
Царство Бактерии. Царство Грибы (6 ч.) |
|
|
|
8. |
Строение и жизнедеятельность бактерий. |
Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий Уметь объяснять особенности строения и жизнедеятельности бактерий.
|
Таблица «Бактерии». |
|
9. |
Роль бактерий в природе и жизни человека. |
Знать роль бактерий в природе, значение их в жизни человека. Уметь соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. |
Корни бобовых растений с клубеньками. |
|
10. |
Общая характеристика грибов. |
Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов. Уметь пользоваться таблицами, схемами. |
Таблица «Грибы». |
|
11. |
Шляпочные грибы. Грибы Тульской области. Лабораторная работа №5 «Строение шляпочных грибов» |
Знать особенности строения шляпочных грибов. Уметь узнавать съедобные и ядовитые грибы нашей местности; соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами.
|
Муляжи плодовых грибов. |
|
12. |
Плесневые грибы и дрожжи. Практическая работа №1 «Изучение плесневых грибов». |
Знать особенности строения плесневых грибов и дрожжей. Уметь проводить наблюдения, оформлять отчеты. |
|
|
13. |
Роль грибов в природе и жизни человека. Паразитические грибы Тульской области. |
Знать роль грибов, в природе, значение их в жизни человека. Уметь соблюдать меры профилактики отравления ядовитыми грибами, заболеваний, вызываемых бактериями и грибами. |
Таблица «Грибы – паразиты».
|
|
|
Лишайники (1 ч.) |
|
|
|
14. |
Лишайники. Многообразие лишайников Тульской области. |
Знать характерные особенности строения лишайников. Уметь доказывать, что лишайники – симбиотические организмы.
|
Таблица «Лишайники». |
|
|
Царство Растения (7 ч.) |
|
|
|
15. |
Разнообразие, распространение и значение растений. |
Знать и объяснять разнообразие, распространение и значение растений. Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. Пользоваться биологическими справочниками и определителями. |
Гербарии. Комнатные растения. |
|
16. |
Одноклеточные водоросли. Обитатели местных водоёмов. Лабораторная работа № 6 «Строение зелёных водорослей». |
Знать характерные особенности строения одноклеточных водорослей. |
Таблица «Одноклеточные водоросли».
|
|
17. |
Многоклеточные водоросли. Зелёные водоросли Тульской области. |
Знать характерные особенности строения многоклеточных водорослей. Уметь узнавать растения разных отделов.
|
Таблица «Многоклеточные водоросли».
|
|
18. |
Мхи Тульской области. Лабораторная работа № 7 «Строение мха». |
Знать характерные особенности строения мхов. Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. |
Таблица «Мхи». |
|
19. |
Папоротники, хвощи и плауны Тульской области. Лабораторная работа № 8 «Строение спороносящего папоротника и летнего (весеннего) побега хвоща». |
Знать характерные особенности строения папоротников, хвощей, плаунов. Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. |
Таблица «Папоротники. Хвощи. Плауны». |
|
20. |
Голосеменные. Растения отдела голосеменных Тульской области. Лабораторная работа № 9 «Строение шишек и хвои голосеменных растений». |
Знать характерные особенности строения голосеменных. Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. |
Таблица «Голосеменные». |
|
21. |
Покрытосеменные. |
Знать характерные особенности строения покрытосеменных. Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. |
Таблица «Покрытосеменные». |
|
|
Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч.) |
|
|
|
22. |
Строение семян двудольных и однодольных растений. Лабораторная работа № 10 «Строение семени фасоли». Лабораторная работа № 11 «Строение зерновки пшеницы» |
Знать особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Уметь проводить наблюдения. |
Таблица «Строение семян двудольных и однодольных растений», гербарии. |
|
23. |
Виды корней и типы корневых систем (на примере растений Тульской области). Лабораторная работа №12«Стержневая и мочковатая корневые системы». |
Знать особенности строения корневых систем растений.
|
Таблица «Виды корней и типы корневых систем». |
|
24. |
Зоны корня. Лабораторная работа№13 «Корневой чехлик и корневые волоски». |
Знать особенности внутреннего клеточного строения корня. Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения. |
Таблица «Зоны корня», микроскоп.
|
|
25. |
Видоизменения корней (на примере растений Тульской области). |
Знать основные типы видоизменения корней. Уметь работать с рисунками, таблицами.
|
Таблица «Видоизменение Корней». |
|
26. |
Побег и почки. Лабораторная работа №14 «Строение почек. Расположение почек на стебле». |
Знать особенности строения побега и почки. Уметь соблюдать правила проведения опытов по изучению жизнедеятельности организмов, бережного отношения к ним. |
Микроскоп, Таблица «Побег и почки». |
|
27. |
Внешнее строение листа (на примере растений Тульской области). Лабораторная работа №15 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». |
Знать особенности внешнего строения листа. Уметь различать простые и сложные листья.
|
Таблица «Внешнее строение листа», микроскоп.
|
|
28. |
Клеточное строение листа. Лабораторная работа №16 «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа». |
Знать клеточное строение листьев. Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения. |
Таблица «Клеточное строение листа».
|
|
29. |
Видоизменения листьев (на примере растений Тульской области). |
Знать и показывать влияние внешней среды на строение листьев. |
Готовые коллекции видоизменений листьев.
|
|
30. |
Строение стебля (на примере растений Тульской области). Лабораторная работа №17 «Внутреннее строение ветки дерева». |
Знать особенности строения стеблей. Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения. |
Живые побеги различных растений, микроскоп. |
|
31. |
Видоизмененные побеги (на примере растений Тульской области). Лабораторная работа №18 «Строение клубня и луковицы». |
Знать основные видоизменения побегов. уметь сравнивать и различать видоизмененные побеги. |
Таблица «Видоизмененные побеги, картофель, луковицы, лупы. |
|
32. |
Строение цветка (на примере растений Тульской области). Лабораторная работа №19 «Строение цветка». |
Знать особенности строения цветка; использовать биологические модели при изучении организмов. Уметь проводить описание частей цветка, составлять его формулу. |
Таблица «Строение цветка».
|
|
33. |
Соцветия (на примере растений Тульской области). Лабораторная работа №20 «Описание соцветий». |
Знать особенности строения соцветий, уметь различать их типы. Уметь определять тип соцветия на гербарном материале. |
Таблица «Типы соцветий».
|
|
34. |
Плоды (на примере растений Тульской области). Практическая работа №2 «Классификация плодов». |
Знать особенности строения сочных и сухих плодов, уметь их отличать, определять тип плода. Уметь узнавать на живых объектах, таблицах органы цветкового растения.
|
Таблица «Типы плодов».
|
|
35. |
Распространение плодов и семян (на примере растений Тульской области) |
Знать способы распространения плодов и семян. Уметь приводить примеры: приспособлений у растений к распространению плодов и семян.
|
Таблица «Приспособление семян к распространению».
|
|
|
Процессы жизнедеятельности растений (15 ч.) |
|
|
|
36. |
Химический состав растений. Лабораторная работа №21 «Химический состав растений». |
Знать особенности химического состава растений. Уметь ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты. |
|
|
37. |
Минеральное питание растений. |
Знать особенности минерального питания растений. |
Коллекции удобрений. |
|
38. |
Фотосинтез. |
Знать и понимать особенности фотосинтеза. |
Таблица «Фотосинтез».
|
|
39. |
Дыхание растений. |
Знать и понимать особенности дыхания растений. |
|
|
40. |
Испарение воды растениями. Листопад. |
Знать механизм испарения воды листьями. Уметь объяснять причины листопада, значение испарения воды листьями. |
|
|
41. |
Передвижение воды и минеральных веществ. Лабораторная работа №22 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». |
Знать и понимать: особенности биологических процессов (транспорт веществ). |
|
|
42. |
Передвижение по стеблю органических веществ. |
Уметь соблюдать правила проведения опытов по изучению жизнедеятельности организмов, бережного отношения к ним. |
|
|
43. |
Прорастание семян. |
Знать особенности прорастания семян.
|
Таблица «Прорастание семян».
|
|
44. |
Растительный организм как единое целое. |
Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения. Доказывать, что растительный организм – единое целое. |
|
|
45. |
Способы размножения растений (на примере растений Тульской области). |
Знать способы размножения растений.
|
Таблица «Вегетативное размножение». |
|
46. |
Размножение споровых растений (на примере растений Тульской области). |
Знать способы размножения растений. Уметь приводить примеры.
|
Таблица «Размножение споровых растений». |
|
47. |
Размножение голосеменных растений (на примере растений Тульской области). |
Знать способы размножения растений. Уметь приводить примеры.
|
|
|
48. |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений (на примере растений Тульской области). |
Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. |
Таблица «Вегетативное размножение». |
|
49. |
Способы опыления у покрытосеменных растений (на примере растений Тульской области). |
Знать особенности опыления, уметь объяснять механизм и значение двойного оплодотворения цветкового растения. |
|
|
50. |
Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. |
Знать способы оплодотворения покрытосеменных растений. |
Таблица «Оплодотворение».
|
|
|
Классификация растений (8 ч.) |
|
|
|
51. |
Основы классификации растений. |
Знать основы систематики растений; владеть сведениями о таксономических единицах. Узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. |
Таблица «Классификация растений». |
|
52. |
Деление покрытосеменных на классы и семейства. |
Знать характерные особенности представителей семейства. |
Таблица «Классификация растений». |
|
53. |
Семейство Крестоцветные. Крестоцветные Тульской области. Практическая работа №3 «Составление морфологического описания растения» |
Знать характерные особенности представителей семейства; охраняемые растения своей местности. |
Таблица «Семейство Крестоцветные».
|
|
54. |
Семейство Розоцветные. Розоцветные Тульской области.
|
Уметь сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений семейства своего региона; классифицировать объекты живой природы. |
Таблица «Семейство Розоцветные». |
|
55. |
Семейство Пасленовые. Пасленовые Тульской области. Практическая работа №4 «Составление морфологического описания растения» |
Знать характерные особенности представителей семейства. |
Таблица «Семейство Пасленовые». |
|
56. |
Семейство Мотыльковые. Мотыльковые Тульской области. |
Знать характерные особенности представителей семейства. |
Таблица «Семейство Мотыльковые». |
|
57. |
Семейство Сложноцветные. Сложноцветные Тульской области. Практическая работа №5 «Составление морфологического описания растения». |
Знать характерные особенности представителей семейства; охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране.
|
Таблица «Семейство Сложноцветные». |
|
58. |
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (на примере растений Тульской области). Лабораторная работа № 23 «Строение пшеницы» |
Знать характерные особенности представителей семейства. |
Таблица «Семейства Лилейные и Злаки». |
|
|
Природные сообщества (4 ч.) |
|
|
|
59. |
Основные экологические факторы. |
Знать основные экологические факторы и их влияние на растения. Уметь характеризовать влияние экологических факторов на растения. |
|
|
60. |
Характеристика основных экологических групп растений Тульской области. Практическая работа №6 «Особенности строения растений разных экологических групп». |
Знать характеристику основных экологических групп растений. Уметь приводить примеры природных и искусственных сообществ. |
|
|
61. |
Растительные сообщества флоры Тульской области. |
Знать взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах.
|
Таблица «Сообщества леса, луга». |
|
62. |
Взаимосвязи в растительном сообществе на примере смешанного леса Тульской области. |
Уметь обосновывать влияние деятельности человека на сообщества, необходимость применения знаний о сообществах для обоснования мер по их охране. |
|
|
|
Развитие растительного мира (4 ч.) |
|
|
|
63. |
Многообразие растений и их происхождение. |
|
|
|
64. |
Основные этапы развития растительного мира. |
Знать основные этапы развития растительного мира. Уметь приводить примеры усложнения растений в процессе эволюции. |
|
|
65. |
Влияние деятельности человека на растительный мир. Глобальный и местный аспекты. |
|
|
|
66. |
Обобщающий урок. Летние задания. |
|
|
|
|
Резерв (4 ч.) |
|
|
|
- Здесь еще нет комментариев