"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "СОШ № 12", Новокузнецк
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 10.05.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 27466
Рейтинг публикации
15 оценок
Другие публикации автора
Урок литературы в 5 классе "Путешествие в мир Петрушки"
 
 

Сценарий урока «Путешествие в мир Петрушки»


Цель урока: знакомство c историей создания  народного кукольного  театра, активизация творческого потенциала учащихся.
Задачи:
обучающая: повторить жанры устного народного творчества, показать особенности народной комедии, определить значение фольклора в жизни человека.
развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся.
воспитательная: воспитывать бережное отношения к культуре своей страны, родного края.
коммуникативная: активизировать у учащихся желание взаимодействия.
Оборудование урока:
1) мультимедийное сопровождение;
2) музыкально - художественное оформление:  перчаточные куклы, выставка книг
«Советуем прочитать»,  фрагменты музыки  И. Ф.  Стравинского к балету
«Петрушка», предметы народного промысла: гжельские изделия, дымковская
игрушка, народная вышивка, декоративно – прикладные  изделия, различные
поделки, выполненные учащимися.

Ход урока.


I. Проверка домашнего задания.
Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок (задание № 11,
стр.  учебника 56).


II. Объяснение нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока: «Путешествие в мир Петрушки». Сегодня мы познакомимся с  историей создания народного кукольного театра ярмарок и гуляний, его главным героем Петрушкой,  определим  значение фольклора в нашей жизни. Эпиграфом к уроку выбраны такие слова: «Петрушка вечен, как вечен смех и народный юмор, как само искусство народа» (слайд №2).
2.Слово учителя о значении фольклора в жизни человека.
Произведения  устного народного творчества  обогащают наши нравственные чувства, наши представления об окружающей жизни, развивают наблюдательность. Они учат  видеть красивое в обычных предметах, вводят в мир народной словесности, помогают человеку осознавать себя в окружающем мире.
Как произведение фольклора долго существовала и комедия о Петрушке.
(комедия - это драматическое произведение, вызывающее смех)
Люди смотрят на кукол и видят в них отражение самих себя. Если меняются люди, меняются куклы. Великий английский писатель Дж. Свифт писал: «Для того  чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный спектакль».
На Руси на  ярмарках разыгрывались целые представления (слайд № 3).
Главными героями были скоморохи, потешники, гусляры, комедианты
(слайд № 4).
3. Выступления заранее подготовленных учащихся с краткими
сообщениями (используются  для показа перчаточные  куклы с выставки).
Первый ученик:
русские скоморохи, потешники, гусляры и комедианты - это народные актеры, которые разыгрывали на ярмарках, городских площадях, в селах и деревнях представления. Они смешили людей острой шуткой, пляской, игрой на дудке и балалайке, удивляли медвежьей потехой, ловкостью фокусников, веселили кукольными комедиями.
Второй  ученик:
на ярмарке на огромном участке в беспорядке располагались палатки и лотки, шатры и балаганы, кипела толпа веселых людей. Тут все возрасты и все сословия: народное гулянье  притягивает самых разных зрителей. Самым популярным видом искусства скоморохов была комедия с Петрушкой (слайд № 5).
Кукольник  устраивался неподалеку от медвежатника, начинал представление. Стоял кукольный игрец твердо на земле. Ноги широко расставлял. Рук не видно.
Первый ученик объясняет технологию   изготовления перчаточной  куклы.
Второй  ученик:
яркий кусок крашенины, будто поднятая вверх женская юбка, закрывает всю верхнюю часть туловища скомороха. Кусок крашенины заменялся иногда складной ширмой, на бортике которой и разыгрывалась пьеса.
Без Петрушки не обходилась ни одна ярмарка. Обычно на праздничной площади одновременно выступало несколько петрушечников, которые нисколько не мешали друг другу. Каждый собирал вокруг себя толпу зрителей, хотя они разыгрывали одну и ту же комедию.
Первый ученик:
у  Петрушки огромный нос, выступающий вперед подбородок и горб. Отличался  Петрушка и своим тоненьким, пронзительным голосом.  Для этого использовались специальные пищалки. На Петрушке красная рубашка, брюки заправлены в лаковые сапожки, на голове колпак с бубенчиками. Каждая комедия петрушечника начиналась с выхода Петрушки, который здоровался с публикой и поздравлял собравшихся с очередным праздником, заводил разговор на какую – либо злободневную тему, острил, «задирал» публику.
Второй ученик:
«А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур, славные девчушки, быстроглазые вострушки!  И вам бонжур, нарумяненные старушки,  моложавые с плешью старички! Я ваш старый знакомый –  мусью  фон – герр Петрушка. Пришел вас позабавить, потешить да и с праздником поздравить. Вот какой я!»
4. Работа с учебником (иллюстрации на стр.  63).
Рядом с Петрушкой в комедии и другие герои: Цыган, Доктор, Немец, Капрал, Лошадь, Мухтарка, Музыкант.
5. Продолжение рассказа учителя о народном кукольном театре,  театре имени С. В. Образцова, театре «Сказ».
Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. Текстов для кукольных представлений не было, был лишь краткий сценарий со стихами. Все зиждилось на импровизации.
6. Работа со словарем (слайд № 5).
Кукольный народный театр знакомит нас с корнями национального искусства, позволяет раскрыть духовную близость народов мира, мудрость  устного народного творчества.
В разных странах мира есть свой герой, похожий на Петрушку (слайд № 6).
Предком Петрушки в Индии, например, был Видушак, во Франции – Гиньоль и Полишинель, в Турции – Карагез, в Германии – Касперле,  в Чехии – Кашпарек, в Италии – Пульчинелло. Кукольный  герой мог  изображаться в  виде карлика с высовывающимися зубами, горбатым, с безобразным лицом, лысой головой и желтыми глазами.  Он возбуждал  во всех веселость своим поведением, видом,  он сохранил свой живот, кривой нос, горб и любовь к женщинам в течение почти трех тысяч лет своего существования.


В  России крупнейшим  кукольным театром  является московский театр имени С. В. Образцова, основанный в 1931 году  (слайд № 7).
Одна из любимых кукол артистов театра – Петрушка. В музее театра пять  тысяч кукол, среди них много собратьев нашего кукольного героя.
Кукольный театр является такой же достопримечательностью Москвы, как музеи Кремля, Третьяковская галерея, Большой и Художественный театры.
Каждый год кукольный театр посещают более 250 тысяч человек.
Любимца публики  Петрушку можно увидеть и на сцене нашего кукольного театра «Сказ» в  комедии «Приключения Петра Ивановича Уксусова»
(слайд № 8).


Наш театр, один из старейших кукольных театров  России, основан в  феврале 1942 года. В его репертуаре много спектаклей для детей.  Жители города Новокузнецка любят свой кукольный театр. «Сказ»- это достопримечательность нашего края.
7.  Обзор выставки, подготовленной  учащимися и учителем.


III. Обобщение. Беседа по вопросам.


1. Как помогает в жизни человеку народная мудрость?
2. Какие вы узнали  секреты в изготовлении перчаточных кукол?
3. Какую афишу вы бы нарисовали к  ярмарочным представлениям
вашего кукольного театра?
4. Как вы объясните смысл эпиграфа.
5. Каким вы себе представили и увидели «мир Петрушки»?


Домашнее задание.
1. Прочитать комедию  «Петрушка  Уксусов».
2. Подготовить  спектакль для младших школьников,  выступив как кукловоды,
художники, музыканты,  мастера по костюмам  (это задание для учащихся,
интересующихся театром, литературой).

Дополнительный  материал.

Из истории театра им. С. В. Образцова.

В течение первых 5 лет (с 1931 года) театр не имел собственного помещения и выступал перед детьми в школах, клубах, в московских двориках. В 1936 году театр получил собственную сцену на площади Маяковского (ныне Триумфальная).

В годы Великой Отечественной войны было создано16 концертных бригад, выезжавших на фронт.

Театр на гастролях побывал в 85 странах мира. Русский театр помогал  создавать  театры кукол на Кубе, в Польше, Словакии, Германии, Индии, Монголии и других странах. В 1970 году для театра было построено новое здание на Садовом кольце. На фасаде установили часы с куклами. Большой зал театра вмещает 500 человек, а малый - 237 человек Театр посещают главы государств и правительств, коронованные особы.

Из истории театра «Сказ».


Коллектив театра – профессиональная, опытная команда преданных своему делу людей. В 1999 году Новокузнецкий театр кукол совместно с Новокузнецким училищем искусств выпустил дипломированных специалистов по специальности - актер театра кукол.  На базе театра кукол проходит единственный в России региональный фестиваль детских любительских театров «Кукла в детских руках».
Актеры театра участвуют в различных фестивалях и конкурсах.
В 2007 -2008 году изменился фасад здания. В фойе установили огромный экран с проектором. В зрительном зале удобные, мягкие кресла.
Теперь зрители смогут увидеть интервью с артистами, узнать о грядущих премьерах. Появился райский уголок - фонтанчик в окружении декоративных растений. В 2008 - 2011 гг.  планируется  строительство отдельного здания театра, которое войдет в единый культурно – образовательный комплекс «Сказка». Наш кукольный театр - «старший брат» 16 театров Сибири и Дальнего Востока. Репертуар театра адресован самым разным зрителям, все находят зрелище по душе. Директор – заслуженный работник культуры РФ  Алексей Разуков. Главный режиссер – заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РК  Юрий Алексеевич Самойлов.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев