"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ Первомайская СОШ Шипуновского района Алтайского края, п. Первомайский
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 01.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15570
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
"Когда Земля защиты попросила"
 
 

Комитет по образованию Администрации Шипуновского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Номинация: разработка урока по обществознанию в 6 кл.

 

 

 

Направление обучения: личностно – ориентированное

 

 

 

 

Тема: «Когда Земля защиты попросила…»

 

 

 

                                                                                 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                                     Дадынская А.И.,

                                                                                     учитель истории

                                                                                       и обществознания

                                                                                        ул. Тарасова, д. 26

                                                                      658380

 

 

 

2010 г.

Урок  на тему: «Когда Земля защиты попросила…»

Цель: формирование экологических знаний подростков; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы; способствовать воспитанию любви к природе родного края и к природе вообще.

Тип урока: изучение нового материала.

Подготовительная работа: учитель вместе с группой учащихся за 2 – 3 недели до мероприятия делает подборку материала на данную тему; учащиеся готовят доклады, связанные с проблемами экологии; выпуск газеты «Берегите Землю»

Оформление аудитории: на доску вывешивается тематическая газета, эпиграфы, музыкальное оформление (музыкальные композиции Жана Мишеля Жаара).

Возраст: учащиеся 6 класса.

Эпиграфы: «Мы не унаследовали Землю от своих предков. Мы берем ее в долг у наших детей».

                                                                                           А. де Сент – Экзюпери

                    

                    «Мы имеем один экземпляр вселенной и не можем над ней экспериментировать».

                    Виталий Гинзбург

                    

                    «Ища другие цивилизации, на всякий случай сохраните свою».

                           Феликс Кривин

                  

                    «Мое скромное опасение: боюсь, как бы у человека, завоевывающего новые звезды, не ушла земля из – под ног».

                 Ежи Лец

                    

                     «Цивилизация сделала людей гораздо уязвимее, потому что, сделав их сильнее, она не сделала их мудрее».

                  Андрей Григорьев

          

                      «Став богами, мы еще больше оскотинились».

            Аркадий Давидович

 

 

Ход урока

 

I. Вступительное слово учителя

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко.

 

             Что такое природа? Наверное, каждый из нас может дать свой ответ на этот вопрос. Но не каждый может осознать глубину этого слова. А ведь природа – это естественная среда обитания человека; огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни; окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать и жить в некоем искусственном подземном или инопланетном мире, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция крови и т.п. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род оборвется, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. В рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день» говорится о неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти все время проводить в убежищах. В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац… Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть… И вдруг … Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

             Жизнь на Земле есть в лесах, степях и пустынях, в океане и пресных водоемах, в высоких горах и почве. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом.

1 – й ученик (читает стихотворение Ю. Друниной):

И вышел на  трибуну как – то боком

С немодною бородкой человек,

Поправил микрофон, потом заокал –

Как спринтер, прямо с места взял разбег.

Его вполуха слушали вначале.

Но с первых слов понятно стало мне,

Что людям нес он не свои печали –

Его душа болела о стране…

Опять стада бульдозеров покорных

Рванутся в деревеньки на таран…

Морей нам, что ли, мало рукотворных,

Что превратились в лягушачий стан?

Зачем, кому такое было надо?

Иль Родина иным не дорога?..

Укором всем – затопленные грады,

В болота превращенные луга.

Нет зарослей веселых, камышовых:

Они, поильцы рек, осушены.

Теперь там свалки, целлофана шорох –

Пейзаж луны, захламленной луны…

Природа! Ты отплатишь нам жестоко,

Не постоишь ни за какой ценой…

Ушел с трибуны человек, что окал,

Как весь мой Север окает родной…

Мы все болеем родиной – Россией,

С нее влюбленных не спускаем глаз.

Когда Земля защиты попросила,

Забыли, что уволены в запас,

Фронтовики – святой эпохи дети,

Им, все познавшим, с теми по пути,

Кто хочет от грядущего столетья

Лавину равнодушья отвести.

 

2 – й ученик: Неразумное отношение к природе наносит ей значительный и непоправимый вред. Вдумайтесь в эту «страшную статистику»: 

v каждый день фауна зеленого шара становится беднее на один вид животных,

v каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений,

v в минуту вырубается двадцать гектаров тропических лесов,

v пять миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли,

v на грани превращения в пустыню двести миллионов квадратных километров, территория в два раза превышающая площадь Канады,

v ежегодно теряется 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель,

v тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми,

v под угрозой исчезновения находится не менее 25 – 30 тыс. видов сосудистых растений.

Учитель (выступает с докладом «Экология и новые условия»): в XX веке появился новый вид воздействия на экосистемы – современная промышленность. И стало ясно: она может разрушить природу. В течение всего столетия как – то незаметно исчезли тысячи видов животных и растений, населявших Землю. Что же нежелательное принес XX век? Уничтожение растительности. Леса вырубают, не сажая новые деревья. Гибнут леса Амазонии. А они дают кислород, которым дышит все живое на Земле. Вырубают хвойные леса Сибири. Кроме того, они то и дело горят. Неумелая пахота разрушает почву, и возникают «черные бури»: ветер поднимает и уносит тучи земли. А ведь разрушение мест обитания – первая причина вымирания животных. Когда им негде жить, негде пастись или охотиться, негде устраивать логово и выводить детей, когда не хватает пищи, - то численность вида падает. Это хорошо видно на примере тигра, орангутанга, панды, слона. Хищническая охота – самый простой способ погубить биологический вид. Так были уничтожены тур, странствующий голубь, морская корова, зебра квагга. Так едва не погиб бизон. Парниковый эффект приводит к постепенному повышению температуры на Земле. В результате изменяется климат, повышается уровень океанов, тают ледники, злее становятся засухи. И чем все кончится – предсказать сложно. Сегодня в атмосфере увеличивается количество молекул углекислого газа. Больше стало других газов, которых раньше не было. Они не «выпускают» тепловые лучи обратно в космос, и тепло удерживается в атмосфере. Эти газы образуются во многом в результате работы промышленных предприятий. Загрязнение воды и почвы. Лишь некоторые вещества, попавшие в почву и воду, разлагаются бактериями и грибками на безопасные составные части. Большинство вредных веществ почти не разлагаются. Тяжелые металлы вызывают медленное отравление. Таков свинец, попадающий из  выхлопных газов автомобилей в воздух, затем в почву и, наконец, в растения и грибы. Поэтому ничего, что растет вдоль шоссе, есть не следует. Ни ягоды, ни картофель, и особенно опасны грибы. Сточные воды промышленных предприятий, минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей, опасны. Радиоактивные вещества в воде и почве крайне опасны: попадая в организм, они незаметно разрушают его. Мусор – любой – вреден и опасен: пластмасса, стекло, лом металлов, строительные отходы. В мусоре может оказаться любое вредное вещество. И еще – мусор обезображивает нашу землю.

 

3 – й ученик: Что же натворили мы с природой? Как теперь ей посмотреть в глаза?

                         В темные отравленные воды, в пахнущие смертью небеса.

                         Ты прости нас бедный колонок, изгнанный, затравленный, убитый…

                         На планете, Богом позабытой, мир от преступлений изнемог.

Учитель: ребята, а теперь я вам загадаю несколько загадок о природных явления.

1. Без рук, без ног, под окном стучит, в избу просится.   (Ветер)                        

2. Сидит – зеленеет,

    Лежит – пожелтеет,

     Падает – почернеет.  (Листва)

3. Насупится, нахмурится, в слезы ударится – ничего не останется.      (Туча)     

4. Росло – повыросло, из куста повылезло,

    По рукам покатилось, на зубах очутилось.        (Орех)     

5. Никого я не боюсь, сам к любому прицеплюсь.        (Репей)

Молодцы, ребята, загадки легко отгадали.

 

1 – й ученик: Чем обычнее простое растение,

                        Тем милее волнует меня

                        Первых листьев его появление

                        На рассвете весеннего дня.

                        В государстве ромашек, у края,

                        Где ручей, задыхаясь, поет,

                        Пролежал бы всю ночь до утра я,

                        Запрокинув лицо в небосвод.

                        Жизнь потоком светящейся пыли

                        Все текла бы, текла сквозь листы,

                        И туманные звезды светили,

                        Заливая лучами кусты.

                        И внимая весеннему шуму,

                        Посреди очарованных трав

                        Все лежал бы и думал я думу

                        Беспредельных полей и дубрав.

 

 

 

II. Обобщение.

Учитель: Главным в деятельности людей должно стать правило – «Не навреди живой природе!». Человек должен отказаться от принципа «На наш век хватит!». Нельзя только брать природные богатства, не восполняя хотя бы того, что можно восполнить. Если же мы будем стараться как можно больше положительного сделать для окружающей среды этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм. Берегите природу, ребята! И она ответит вам всей своей красотой, своими плодами, своей благодатью. Удивляйтесь природе, она прекраснее всего. Учитесь у природы – это наш главный учитель. Будьте добры и благодарны природе. Ведь только благодаря ей мы живем.

В конце мероприятия звучит музыкальная композиция – шум леса, трели птиц, звуки природы и т.п.

 

 

Список используемой литературы:

1. Вокруг света // Ежемесячный научно – популярный журнал, № 6, июнь, 2004 г.

2. Копилка классного руководителя (5 – 11 класс), Брянск, 2006 г.

3. Поурочные разработки по обществознанию, 6 класс, Москва, «ВАКО», 2008 г.

4. 50 Сценариев классных часов, центр «Педагогический поиск», Москва, 2005 г.

5. Экология и новые условия // Земля, с. 34 – 35.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев