- Спасибо, папенька и маменька, что меня на ноги поставили!
Интересно, есть ли сегодня семьи, где такие слова однажды слышат родители от пяти-шести годовалого ребенка? А наши предки считали это особенно важным! Как иначе, ведь именно в этот день их дитяткО (среднего рода) получал половой статус - мальчик или девочка, теперь ему можно было кушать за общим столом со всей семьей, а не "с баранкой" возле печки сидеть...
Воспитание... Знали, понимали и чтили наши предки особые традиции, владели особой народной педагогикой. Я не о розгах и "лавке поперек", а о позабытых удивительных устоях в семейном воспитании русского народа. Именно они были взяты за основу разработки учебных занятий в День открытых дверей в нашем втором классе для мам, пап, бабушек и дедушек. Вышло очень интересно, поэтому хочу поделиться с Вами, уважаемые коллеги, таким опытом. Идею этой основы можно взять и в среднем звене - убедитесь сами!
На этот раз это будут интегрированные учебные занятия (2 часа) - за один урок нам не успеть. Основным содержанием будут два предмета - математика и технология, но обязательно фрагментарно включены и другие дисциплины, одно из условий межпредметного взаимодействия. Интеграция, как ни какая другая форма, наиболее эффективно способствует формированию у ребенка целостного взгляда на мир, пониманию им сущностных взаимосвязей явлений и процессов.
В курсе математики УМК "Начальная школа XXI века" есть традиционные темы для всех УМК: "Меры длины", "Периметр", "Прямая", "Луч" и т.п., а также темы из геометрии, которые встречаются не в каждой школьной программе начальной школы во втором классе: "Взаимное расположение фигур на плоскости", "Принадлежность точки", "Пересекающиеся и непересекающиеся фигуры", "Обозначение буквами латинского алфавита, чтение и запись" и т.д. Такие темы в учебнике выделены зеленым цветом, сигнал о том, что тема предназначена для повышения уровней математической подготовки учащихся, готовности к саморазвитию, способности к дальнейшему изучению математики в основной школе.
Нам учителям очень хорошо знакома проблема понимания и принятия учеником учебного материала - проблема формирования внутренней мотивации. Как часто ребенок не хочет учиться, потому что не осознает для чего он это делает. Как часто тема пройдена и забыта... Да, да, забываются очень важные правила, способы. Именно поэтому концентрический принцип построения программы любого предмета от простого с расширением по ступеням очень важен. Но как быть с темами, которые проходим единожды и встретим только в среднем звене? Неужели целый урок потрачен на ветер?
Для чего мы это изучаем? Сегодня все говорим о нашествии ФГОС, где так четко прописана необходимость научить ребенка применять изученное в школе в самостоятельной, настоящей жизни. Действительно, было бы здорово - узнал на уроке ребенок об орфограмме "Разделительный твердый знак", пришел домой, поел, а собираясь в гости к однокласснику написал маме записку:
"Я у Сережки из второго подЪезда"
Эх, хотелось бы верить и надеяться, но... к сожалению, стойкой грамотности не формирует одно только желание и знамя: "Работаем по ФГОС". Если стоит такая задача - надо менять методы, подходы, технологии.
Честно, я с трудом представляю каждого ученика, успешно и эффективно применяющего полученные в школе знания и умения в самостоятельной жизни. Но если использовать в своей работе современные технологии, приемы и методы работы + постоянно провоцировать интеграцию учебных предметов, воспитательной работы в жизнь, создавать имитацию выхода школьного материала за пределы класса - в дом, в семью, улицу - думаю многое может получиться, стать настоящим.
В представляемом Вам учебном занятии для детей мне пришли в голову интересные, на мой взгляд, идеи включения геометрического материала, который мы изучаем, но так редко встречаем в дальнейшем в учебнике, в так называемый клубок математики, технологии, истории, русского языка, воспитания и т.п. Обязательно продумана групповая работа и работа в парах.
Итак, у нас есть необходимые знания и умения, мы уже умеем применять их в типовых заданиях. Теперь попробуем включить их в незнакомую, измененную (конструктивную) - приближенную к жизни, ситуацию. Самым лучшим будет использовать для этого День открытых дверей. Почему? А потому, что помимо всего прочего, в основе всего лежит еще и идея уважения к родителям.
Урок первый, он почти целиком посвящен математике, но в тоже время является подводкой к теме и цели дальнейшего интегрированного урока "технология+математика".
(Этап актуализации знаний)
Остановимся только на основных частях учебного занятия.
Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности:
Этап начинается с обсуждения текста задачи. Говорим, что семья состоит из пяти человек - трое детей - сейчас такие семьи называют многодетными. Есть лишние данные, а также надо быть внимательным - возраст отца указан не прямо, есть важно слова - СКОРО УЖ 33 будет - значит пока 32.
С помощью инструментов программного обеспечения RM Easiteach Next Generation для ИД elite Panaboardочень удобно и эффективно делать анализ задачи. Дополняем и объясняем чертеж, записываем решение в тетрадь и тут еще раз обращаем внимание, что в ответе мы не можем записать ни мальчик, ни девочка - дитятко! Непонятно кто.
Дети с разной скоростью выполняют задания, кто-то записал, а есть те, кто еще выводит в тетради цифры и буквы. Предлагаю первым еще раз посмотреть на картинку к задаче, что особенного в этой семье?
Все готовы - рассуждаем. Замечаем, почти вся семья за столом, едят из одной посуды, только дитятко у печки с баранкой... Почему?
Варианты были разные, интересные... Попробуйте предложить своим ученикам ответить на возникшие вопросы:
Почему дитятко?
Почему не со всеми?
Почему так одет? и т.п.
Сидит дитятко у печки... а для чего нужна была в доме печь? Встречаются ли еще сейчас в домах печи. С помощью "Рентгена" (инструмента программного обеспечения RM Easiteach Next Generation для ИД elite Panaboard) знакомлю детей с изображениями современных красивых печей разных форм и видов.
Этап применения знаний и умений в новой ситуации.
Групповая работа.
В этот раз деление на группы было распределено таким образом:
Почему? Очень хотелось, чтобы каждый ребенок в группе смог проявить себя в полную силу, не быть зрителем - как решают другие, а активно участвовать в работе.
Мы переходим на страницу, где скрыты ответы на наши вопросы. Видим часть печи (только одну из ее сторон)! Как называется профессия человека, который кладет печи? С помощью какого суффикса было образовано это название?
- Печник почти закончил работу, осталось несколько задач, которые вам предстоит решить в группе.
Открываю "шторку", за которой было скрыто лукошко. А в лукошке что-то есть. Это что-то имеет странное название:
ОТДАРОК НА ПОДАРОК
Пытаемся понять значение этого словосочетания, разбираем слова по составу. Приходим к важному выводу - здесь скрыто то, что отдают на подарок другого человека. Сегодня очень популярны подарки из императорского фарфора. Еще одна загадка. Учимся удерживать несколько задач в голове, пытаться найти в них связующее...
Лукошко покажет нам "отдарок на подарок", если группа найдет на лукошке решение своей задачи, объяснит всем остальным.
Начинается работа в группах.
Какая-то группа (базовый уровень) с большим трудом пытается понять, что печнику необходимо вычислить ПЕРИМЕТР многоугольной стороны, чтобы узнать какой длины нужна металлическая окантовка. Делаю для себя выводы, что в этой группе детям с большим трудом дается перенос своих знаний в другую ситуацию. Решай мы это задание фронтально - я бы и не заметила такой серьезной проблемы - отсиделись бы за спинами других детей.
Вторая группа быстро приходит к ответу - СЛОЖЕНИЕ, приходится им дать почувствовать сомнительность быстрого ответа.
- Попробуйте определить длину каждой стороны - подсказка есть, быть может у вас изменится мнение?
Вот тут группа ушла в активный здоровый спор, замечаю серьезные ошибки, вижу как один в группе пытается доказать правильный ход... Оставляю их... будет интересно узнать, к чему же они придут в итоге и увидят ли одинаковые слагаемые!
Третья группа читает задание, не сразу понимают, что от них требуется. Ничего не делают. Нужна помощь! Направляю, их смутило "сколько длин сторон надо сложить". Отмечаю трудность в осознанности чтения, понимания научного языка. Уверена, сокращенное - сколько сторон надо сложить (убрать только слово "длин") - им уже было бы легче. Разобрались и оказалось, что задание-то легче некуда.
Четвертая группа - теперь сомневаюсь в сложности составленного задания - как орешки - без помощи, самые первые быстро нашли сам периметр, быстро сообразив по подсказке как найти сторону, даже применяют умножение. Молодцы, делаю вывод, в следующий раз задание им надо будет составить гораздо сложнее. Отправляю каждого ученика из этой группы на помощь другим группам - там другие задания.
Пятая и шестая группы - находят ответ правильно, но затрудняются объяснить почему, как здесь важно то, что выполняет не один человек такое задание, а вместе. Наконец находится ученик, который почти кричит: "Эврика!" Объясняет своим детским языком математическое решение.
На таком уроке родители могут увидеть не "хорошее поведение и ровно поднятую руку", а настоящего ученика - ошибающегося, спорящего, доказывающего другому, приходящего к истине в команде. Главное, увидеть и принять это ЗАТРУДНЕНИЕ, искать из него выход. Сделать привычкой - не опускать руки перед трудностями.
Группы готовы к раскрытию лукошка. Один или два ученика от группы выходят к нашему интерактивному экрану, находят решение - и объясняют его на чертеже.
И здесь вылезают наружу все трудности - могу ли я другим донести, то что нашла группа, объяснить наши ответы. Не всегда! Выбегают переживающие товарищи за группу - помогают!
Все вместе мы открываем постепенно наше лукошко и... внутри видим куклу. Вот оказывается как выглядит "отдарок на подарок"
У нас почти не осталось времени ни первом уроке (помимо наших поисков были и другие этапы), но дети с замиранием слушают историю куклы "отдарок на подарок". В ресурс я включила аудиорассказ, из которого становится понятным почему дитяткО сидел у печи, почему не за общим столом, почему ни мальчик, ни девочка.
Пока ребенок не научался делать такую куколку в благодарность РОДИТЕЛЯМ за ПОДАРОК - ЖИЗНЬ ПОДАРИЛИ, нельзя ему было за общий стол - не готов еще соблюдать правила за столом (вспомните, как часто можно наблюдать несоответствующее поведение в местах общепита детей самого разного возраста), быть принятым, быть мальчиком или девочкой. Только когда он научался, вся семья торжественно готовилась к тому, что их ребенок произнесет очень важные слова и протянет маме с папой отдарок на подарок.
Известно, что великий поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин такую куколку смог сделать в возрасте четырех лет.
Казалось бы, все просто - ан нет! Есть в изготовлении свои трудности, с которыми нашим предкам помогали справляться бабушки, а нам на уроке? У нас есть группа, пара, родители, кстати, и бабушки тоже пришли! Справимся!
Мы же очень хотим сделать своим родителям отдарок на подарок. Цель следующего урока для ребенка определена, перемена.
Второй урок технология+математика - изготовление изделия с решением практических задач с геометрическим содержанием. Здесь группы переформировываю, потому как возникает необходимость присутствия в одной группе детей разного уровня усвоения материала.
У детей файл с кусочками ткани - многоугольники. Теперь важно выбрать нужные для работы, для этого надо найти правильно периметр.
Если в группе кто-то затрудняется - ему помогают ребята, объясняют! Дальше легче, кто не смог самостоятельно найти первый прямоугольный кусочек с нужным периметром - со вторым справляется легко.
Все стороны измеряют, складывают длины - нашли!
Разбираемся с понятием - спираль, отделяем его от зигзага и волнистой линии.
Что такое "вдоль" и "поперек", рисуем с помощью инструментов программного обеспечения линии сгиба, определяем, как это "пополам"?
Находим углы и обозначаем буквами латинского алфавита, называем правильно.
Нити пересекаются - что это обозначает, на геометрическом материале отрабатываем понятия еще раз!
Так у нас получается куколка - отдарок на подарок!
Не легко нам далась, один мальчик постоянно недоверчиво говорил: "Не может быть, что в четыре года, не может быть". Пальчики его еле-еле слушались, нити пересекались не там где надо, путались... Сложно, но возможно. Есть помощь и поддержка!
Сколько через себя пропустит ребенок выполняя куколку с такой историей, для своих любимых родителей, используя полученные знания в школе?
Делали мы это до Нового года, а до сих пор вспоминают. Особенно, когда слышат слова: "дитятко", "подарок", "периметр". Запомнили - значит приняли! Значит, у нас понемногу формируется понимание - учусь, мне это пригодиться, мне это нужно. Я очень надеюсь на это.
Ячменева М.А. написал(а) 3591 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Елена Николаевна, в этом году наш первый педсовет в школе начинался с того, что мы - учителя все до одного, начиная с первого класса должны идти на урок и думать об успешной сдаче ЕГЭ! Вот такая интерпритация нашей цели в работе? Не личность ребенка - нет! Его балл! Ребенка заслоняют от нас всем чем можно: бесконечными бумагами, таблицами, раскладывающими ученика на сто критериев уровней сформированности той или иной компетентности, галочками, галочками, галочками, а на финише ЕГЭ. Даже встречая знакомых, чей ребенок закончил школу, мы слышим баллы, а не о том как дела, какие цели РЕБЕНКА, а не возможности по количеству баллов.
А шли-то мы работать к детям (а не к баллам), с наполеоновскими планами))) Как бы и ребенка не упустить и требования к сдаче? Мне очень нравится идея выхода из предмета - интеграция.
Если вчера на уроке окружающего мира дети сами начинают указывать на слова при записи с суффиксами -ик, - ек и объяснять написание - вот это радость и выход предмета из своих рамок. Как мы учителя всегда удивляемся разнице тетради по русскому языку - минимальное количество ошибок и тетрадь по биологии, географии, истории... - миллион, как будто и жи-ши не учил! Я уже давно пришла к выводу, что даже оценивание знаний по предмету не должно быть только в рамках этого самого предмета. Ошибаешься в написании слов по русскому языку в записи ответа в тетради по математике - это снижение балла, на уроке литературного чтения не можешь отличить художественное произведение от научного, потому что уверен - заяц в природе действительно питается морковкой и капустой - ошибочное представления об окружающем мире НЕ ДАЮТ возможности полноценно работать на других предметах. Разве можно сказать, что это ошибка другого урока - нет, если говорить о том, что мы воспитываем и формируем гармонично развитую личность. Конечно, здесь не идет речь о музыкальном слухе, художественном таланте и спортивных способностях. Только об умении применять знания и умения базового уровня! Не должна их жизнь заканчиваться со звонком, иначе зачем все эти умные целеполагания 40 минут назад?
Спасибо Вам большое за поддержку и интерес к моим работам, мне очень важно всегда.
С уважением и признательностью, Мария Александровна
1 очкоКупцова Е.Н. написал(а) 3592 дней назад (позитивно) 1Вы знаете, Мария Александровна, когда я читаю Ваши публикации (а я их все читаю), то с ужасом осознаю, сколько потеряла старшая школа, начиная с того момента, как туда "подгрузили" ЕГЭ. Мы сбиваемся, задыхаемся и скачем на наших хилых часах, чтобы дать детям хотя бы базу, а о воспитании вообще только по ходу урока вспоминаем, делая короткие замечания или одобрительный кивок. И вот здесь с моей точки зрения совершенно правильно - реализация интегрированного подхода, задача современными стандартами поставлена верно: воспитание целостной и интегративной личности. Вот только условий пока нет. Я так думала. Но, вчитываясь в публикацию, понимаю - есть они, условия эти, если их начать создавать пораньше, когда дети маленькие. Совершенно так же, как и на занятиях по подготовке к ЕГЭ, ведется Вами анализ математического условия, это уже огромный плюс. Достаточно часто, читая задачу, мы сталкиваемся с тем, что дети не слышат данных, заложенных между строк, а сколько упускают из тех, которые написаны. И ведь действительно неправильно читают латинские обозначения, о графике молчу, спираль и зигзаг, сколько этих спиралей в ЕГЭ-работах неверно интерпретируют дети на чертежах, теряя драгоценные баллы, а с ними и мечту поступить туда, куда действительно хочется. Технология и математика - такую интеграцию надолго запомнит ребенок. Каждая деталь урока важна и с точки зрения познания, и с точки зрения воспитания. Вот читаю сейчас и думаю, насколько Вы действительно хорошо здесь Вы срабатываете, готовя детей к восприятию огромного и сложного материала в среднем и старшем звене. Даже если что-то не получается, результат все равно должен быть прекрасным. Это жизнь, ее просто так не спрогнозируешь.
Удачи Вам, Мария Александровна. С уважением, Евгения Николаевна.
1 очко