"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ Верхнесолёновская СОШ, Ростовская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 28.08.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 32060
Рейтинг публикации
13 оценок
Другие публикации автора
Мероприятие «Здравствуйте, птицы!»
 
 

Мероприятие «Здравствуйте, птицы!»

В зал украшенный плакатами и картинками с изображением птиц  входят ведущие.

1-й Ведущий: Дорогие друзья! Сегодняшний праздник мы посвящаем птицам. Разве можно представить себе нашу Землю без птиц?! Прекрасен и многолик мир птиц. Подобно совершенным и ярким бабочкам, украшают эти птицы наши леса, луга и горы, сады и парки. Птицы неизменно сопровождают нас на всех дорогах жизни. А сколько пользы приносят птицы человеку!

2-й Ведущий. Мы научились заботиться о сохранении чистоты воздуха, почвы и воды, сохранении важнейших природных ресурсов. Мы учимся охранять мир зеленых растений, уверенно полагая, что именно этот мир был и остается основой благополучия и процветания нашей планеты. Но мы трагически не понимаем, что именно животные (и в первую очередь птицы) как высшее и совершеннейшее творение нашей природы – наиболее чувствительное и уязвимое звено великой цепи жизни.

Давайте  сегодня отдадим птицам дань любви и уважения.

Ученик:

Здравствуйте, птицы! Вы с нами, мы с вами

Будем соседями, будем друзьями.

Здравствуйте, птицы, грачи и стрижи,

Серые голуби и соловьи!

 

Здравствуйте птицы! Как вам живется?

Много ли крошек найти удается?

Много ли нынче рябины в садах?

Много ли гусениц в наших лесах?

 

Здравствуйте птицы! Мы ждем ваших песен.

С ними мир добр, и ласков, и весел!

С вами на свете приятнее жить.

Будем же с птицами, люди, дружить!       (Л.Чадова)

1-й Ведущий. Посмотрим, какие же птицы к нам прилетели в гости.

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, поползень -  приятель!»

И ставит подпись…     (Дятел)

По-очереди выходят учащиеся с головными уборами с изображением птиц.

2-й Ведущий.

Добрый доктор есть в лесу,

Сила доктора в носу,

Доктор клювом постучал

И лекарство прописал.

Дятел.

Полетели сверху щепки,

Раздается дробный звук:

Это дятел клювом крепким

Застучал в подгнивший сук.

Я в лесу здесь местный житель

И за лес стою горой.

У меня любой вредитель

Не спасется под корой.

1-й Ведущий.

Берегитесь гусеницы,

Непоседу невеличку.

С желтой грудкой птичку.

Ученики – Синичку!

Синичка (делает реверанс). Сосна для дятла, поползня и синицы является «столовой». Мы старательно охраняем её от недругов. Мы, синицы съедаем за сутки столько насекомых, сколько весим сами.

1-й Ведущий. Прожорливость птиц поразительная! Если бы человек обладал птичьим аппетитом, он съедал бы за день 40 буханок хлеба. Например, большая синица за сутки съедает столько корма, столько весит сама. А семья большой синицы за гнездовой период может очистить от вредителей 40 яблонь.

2-й Ведущий.

Как ночь входит в свои права.

В путь пускается сова,

Глаза её огромные

Все видят ночью темною.

Караулит, кто не спит,

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Вот как ухает сова.

Сова (делает реверанс).

Всю ночь летаю, полевок добываю.

А станет светло, спать лягу в дупло.

Но сегодня я днем не сплю. Я рада, что меня пригласили на праздник. Знаете ли вы, что сова уничтожает за один только год 1000 мышей и этим  спасает 1 т хлеба?

1-й Ведущий.

Все совы – дети ночи.

Во тьме сверкают очи:

Обличье человечье

Да два крыла в заплечье.

Полет совы беззвучен,

Полет в лесу изучен,

Клюв с когтем

Очень прочен,

А слух совы так точен –

Малейший скрип им слышен,

От них не скрыться мышам!

Совиной шеи разворот –

Глаза назад, глаза вперед.

Гудит сова  в лесную мглу:

- Иу - гу – у - гу,

Иу - гу – у – гу  -

Из-под земли достать смогу!

Напрасно мечешься ты, мышь,

Ты от меня не убежишь,

Я с тьмой кромешной так в ладу,

Что без очков тебя найду.      (П.Барто)

Ученик. Сова привлекает внимание людей испокон веков не случайно:  необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все это тревожило людское воображение. Уничтожали сов нещадно, пока за них не вступилась наука.  Оба глаза совы расположены на лицевом диске и направлены вперед. А голову сова может поворачивать даже назад – на 180o. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, которые гасят завихрения воздуха. Бесшумный полет совам необходим, ведь их добыча – такие чуткие зверьки, как мыши.

2-й Ведущий.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»     (Кукушка)

Кукушка. Многие люди считают меня вредной птицей. А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц? Я питаюсь такими вредными мохнатыми гусеницами, которых не клюют другие птицы.

Ученик: Кукушку бранят за то, что она подкидывает свои яйца в гнезда других птиц, которые потом воспитывают кукушонка: кормят, учат летать. Дело в том, что кукушка несет много мелких яиц  не сразу, а постепенно, почти в течение всего лета; поэтому она не может сама вывести птенцов. Снеся яйцо, кукушка берет его в клюв и подкладывает в гнезда другим птицам. Птицы не замечают обмана. Зато кукушка очень полезна.

1-й Ведущий.

«Фи-тиу!» - флейтой на рассвете

У речки слышен звук высокий.

И наклоняет иву ветер,

И прячется в густой осоке.

Чуть свет блеснет, она задорно

Уже поет на ветке тонкой.

Два цвета – золотой и черный –

Пестрят в наряде птицы звонкой.

Вспугни её хотя б немножко, -

«Фи-тиу» в «мау» обернется,

За что она «лесною кошкой»

Народом исстари зовется .    (Иволга)

Иволга (делает реверанс). Я тоже, как и кукушка, питаюсь вредными мохнатыми гусеницами, которых не клюют другие птицы. Поэтому польза  приносимая мной бесспорна!

Ученик: Эта птица размером со скворца или больше. Иволга – самая нарядная птичка наших лесов. Её ярко-желтое с черным оперение резко выделяется на фоне густолиственных старых деревьев, где она обитает.   Иволга очень осторожная птица и увидеть её трудно. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Зато пение услышать можно: это мелодичный напев, похожий на звук деревянной дудочки. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой наступили на хвост.

2-й Ведущий. Дорогие птицы, приглашаем вас  на нашу игру в качестве жюри.

1-й Ведущий. Для игры нам необходимо выбрать участников, а ими станут те, кто правильно отгадает загадки.

  1. В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок   (Жаворонок)

  1. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.  (Скворец)

  1. Спереди шильце,

Сзади вильце,

Сам мал,

А за морем бывал  (Ласточка)

  1. По ночам летает

На охоту.

Днем не видит

Да и спать охота.     (Филин)

  1. Белее снега, чернее сажи,

Выше дома, ниже травы.    (Сорока)

  1. Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг.    (Грач)

  1. Мать, отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду,

Чужим сбуду.    (Кукушка)

  1. Грозных бурь морских предвестник,

Над волнами - …   (буревестник)

  1. Перепончатые лапки –

То ли лапки, то ли тапки,

Сам он  - крупный, белый,

Рыболов умелый.

Он ныряет, как матрос,

Бойкий, шумный…   (Альбатрос)

  1. Прошлым летом на лужку

В ямке вывелся, в пушку,

И обсохнуть не успел –

Комара и муху съел.    (Кулик)

2-й Ведущий. Итак, у нас сформировалось две команды игроков. Команда «Скворушка»  и команда «Соловушка». Команды будут соревноваться в играх, загадках, песнях. Задача болельщиков  внимательно  нас слушать, зорко за нами наблюдать и помогать своим командам. Представляем вам  мудрое жюри, которое состоит из всезнаек – орнитологов.

Первый тур. Биотест

  1. Какой вид лебедя существует?

А) Шипун;    б) Свистун;    в) Ворчун;  г) Крикун

2. Какая из этих птиц не относится к водоплавающим?

А) Утка; б) Гусь; в) Цапля; г) Лебедь

3. Какого цвета самый крупный дятел?

А) Черный; б) Белый; в) Пестрый; г) Зеленый.

4. Какой орган чувств у птиц развит сильнее остальных?

А) Зрение; б) Обоняние; в) Слух; г) Вкус

5. У какой из этих птиц гнезда плавучие?

А) Чомга; б) Цапля; в) Аист; г) Гусь

6. Грудина птицы имеет снизу высокий гребень, который называется:

А) якорь; б) киль; в) парус; г) мачта

7. какое отношение имеет к козам козодой?

А) доит их; б) питается козьим молоком;

В) пасет их; г) ловит над стадом насекомых

8. Кто такая кваква?

А) Лягушка; б) Жаба; в) Цапля; г) Выдра

9. Какая из этих птиц знаменита своими разноцветными перьями, украшенными «глазками»?

А) Фазан; б) Павлин; в) Тетерев; г) Петух

10. какая из перечисленных птиц не улетает на зимовку?

А) Щегол; б) Скворец; в) Соловей; г) Ласточка

11.Какую птицу называют «пернатой кошкой»?

А) Сорока; б) Сова; в) Иволга; г) Щегол

12 Кто устилает гнездо рыбьими косточками?

А) Зимородок; б) Чайка; в) Малиновка; г) Овсянка

Второй тур.

А знаете ли вы…?

  1. Какая наша птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки?  (Стриж)
  2. Назовите самую густооперенную птицу . (Лебедь, 25000 перьев)
  3. У какой птицы самая большая семья?  (У серой куропатки: 26-28 птенцов)
  4. Какая птица дольше всех живет?   (Ворон)
  5. Какая из сов самая крупная?   (Филин)
  6. Кто на нашей планете самый быстрый?    (Сокол  - сапсан. При падении под углом в 300 эта птица развивает скорость в 270 км/ч, а при уклоне в 450 его скорость достигает 350 км/ч. Стриж может лететь со скоростью 160 км/ч)
  7. Назовите самую мелкую хищную птицу.   (Белогрудый сорокопут, размером он не больше воробья)
  8. Какая самая маленькая певчая птичка в наших лесах?     (Королек – желтоголовый, длина – 9-11 см, вес – 5-7 г.)
  9. Кто кукует у кукушки?     (Самец)
  10. У какой птицы «дубовый» нос?   (Дубонос)
  11. Какая певчая птица прилетает к нам последней?     (Иволга)
  12. Все ли птицы выводят птенцов один раз за лето?   (Нет. Многие выводят дважды, а воробьи даже три раза за лето)
  13. У какой птицы самый длинный язык?   (У дятла, 15 см)
  14. Какая птица имеет самый длинный хвост?     (Сорока)

1-й Ведущий. А сейчас мы предлагаем болельщикам поддержать свои команды – отгадать шарады

Биологические шарады.

Биологию кто знает,

Тот шарады разгадает.

  1. Первое веником все подметают

Иль пылесос его жадно глотает.

Ну а второе есть Волги приток,

Карту открой, поищи в ней, дружок.

Вместе же все – белобокая птица,

Длинным хвостом своим очень гордится.

(Сор + Ока = Сорока)

  1. Карманника сложи с местоимением –

Получишь птицу с черным оперением.

(Вор + Она = Ворона,  Вор + он = Ворон)

  1. Мое начало есть в степи,

И в серебре, да и в свинце,

А дальше цифру назови,

Шипящую поставь в конце:

А в целом птица я какая?

Быстрее всех я птиц летаю.

(С + Три + Ж = Стриж)

  1. Я глубока и полноводна,

Россия вся гордится мной.

Но «И» ты впереди прибавишь –

И стану птицей я лесной.

(Волга – Иволга)

  1. Первая в небе на крыльях летает,

Вторую ногами танцор отбивает     (Чечетка)

  1. С буквой  «Г» -  я по небу лечу,

С буквой  «В» - я детишек лечу.    (Грач - Врач)

  1. Я с буквой «С» живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

А с буквой  «Ф» за красоту

Меня жар-птицей называют.    (Сазан – Фазан)

  1. С буквой «В» - он огромного роста,

С ним троим вам сразиться непросто.

С буквой  «П» - это птица большая,

Что в обед много рыбы съедает.    (Великан – Пеликан)

 

Третий тур. Музыкальный конкурс.

Назовите «Музыкальных птиц», в которых есть ноты.

Задание первой команде:

До _ - птица с хохолком на голове   (Удод);

Си _  _  _  _ - птица наших лесов и городов  (Синица);

Ре _  _  _ - птица, которая селится вблизи водоемов   (Ремез);

Задание второй команде:

_  _  _  _ Ре _ - лесная птица, объект охоты  (Тетерев);

Фа _  _  _ - птица с ярким оперением и длинным хвостом   (Фазан);

_  _  _ Ля – длинноногая, длинноклювая птица  (Цапля);

Пока жюри подводит итоги, ведущие проводят игру с болельщиками.

Болельщики команд по очереди, чтобы поддержать свои команды, исполняют частушки.

- Почему, скажи, кукушка

За птенцами не следить?

- Ей же некогда, бедняжке, -

На часах она сидит!

 

Аист в Африку на зиму

Улететь спешит скорей,

Негры тоже ведь желают

Завести себе детей!

 

Дети, в лес вы не ходите,

Дятлы там весь день стучат,

А от стука этих дятлов

Шишки с сосен в лоб летят!

 

Совы дятла попросили

Очень громко не стучать:

- Нам, дружок, в ночную смену

На работу вылетать!

 

Не видать в реке ребят,

Только пяточки торчат.

Раз – нырок и два – нырок,

Утка им дает урок.

Ведущие.

Кто как поет.

Под ласковым солнцем

В разгаре весны

Повсюду веселые песни слышны.

Поют комары, отправляясь в полет,

И жук напевает, и муха поет,

И божья коровка, и шмель,

И оса.

А чьи раздаются еще голоса?

 

На ветке синица поет спозаранку.

- Тинь-тинь, -

Серебром осыпает полянку, -

Тинь –тинь,-

Пробуждает она поутру

Угрюмые ели в замшелом бору.

 

А вот и дергач за болотом поет.

- Тр- р, тр-р, -

Непонятные ноты берет. –

Тр-р, тр-р, -

Начинает сердится,

Что дома птенцам

Не сидится.

 

Журавлика песня заметная:

Весною и летом приветная,

А осенью станет прощальною,

Тоскливою и печальною.

 

А филин – пугач

Лишь тогда напевает,

Когда пугачат

В колыбели качает.

Он ухает в ночь

Глуховато

И слушать

Его

Страшновато.

 

Ворона – известная склочница.

Закаркает – слушать не хочется,

И где ни сидит, ни летает –

Кар - карканье песней считает.

 

Сорока – не певчая птица.

Лишь стоит, кому появиться –

Лисице, медведю – неважно,-

Трещит, тараторит о каждом.

Болота, чащобы, поляны

Нельзя оставлять без охраны,

И даже средь ночи-полночи

Вдруг слышится голос сорочий.

 

Но вот соловей засвистит – зальется

И сразу же эхо ему отзовется.

Поет он раздольно, то громко, то тихо,

Была бы довольна его соловьиха.

 

Четвертый тур.  «Угадай, чей голосок?»

Какая птица издает такие звуки  (используются  записи голосов птиц):

1)    Кар-кар-кар!  (Ворона)

2)    Тинь-тинь-тинь!   (Синица)

3)     Свир – свир – свир!  (Свиристель)

4)    Пить-пить-пить!    (Чибис)

5)    Фити-ли-у. Фити-ли-у!     (Иволга)

6)    Чик-чирик-чив-чив!   (Воробей)

7)    Ку-ку! Ку-ку!   (Кукушка)

8)                Худо – тут! Худо -тут!  (Удод)

9)                Ха-ха-а! Ха-ха-а!  (Серебристая чайка)

10)           Сплю –сплю-ю! Сплю- сплю-ю!  (Сова- сплюшка).

2-й Ведущий. Множество примет  связано с птицами. Сейчас я буду читать начало приметы, а вы попробуйте отгадать ее конец.

  1. Воробьи прячутся в хворост – на …    (мороз или перед метелью).
  2. Ворона сидит утром на верхушке дерева – к… (вьюге).
  3. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и … (слякоть).
  4. Синички поднимают с утра писк – ожидай ночью…   (мороза).
  5. Перелетная птица большими стаями летит – быть весне … (дружной).
  6. Ранний прилет журавлей – весна … (ранняя).
  7. Ранний прилет грачей и жаворонков – к весне … (теплой).
  8. Вороны купаются в лужах ранней весной – к … (теплу).
  9. Летом воробьи в пыли купаются – к …   (дождю).
  10. Грачи летом «пасутся» на траве – …   (скоро будет дождь).
  11. А ласточка звонко щебечет,

Закат возвещая, под вечер.

А утром поздравит тебя и меня

С началом…   (погожего, теплого дня).

12.Когда же летнею порой

Уже дышать как будто нечем

И всё иссушено жарой,

«Пить-пить!» -

Вдруг слышится под вечер,

«пить-пить!» -

Наш чибис просит пить, -

Тогда …  (дождю,

Наверно, быть).

Пятый тур.  Отгадайте, чье гнездо?

1-й Ведущий.

Есть у зяблицы

Укромный,

Незаметный домик свой

На мохнатой ели темной,

Старой ели вековой.

 

Здесь гнездо она укрыла,

Разостлала всюду мох,

Чтобы коршун темнокрылый

Углядеть его не мог.

 

Если дождь –

Птенцы под крышей.

Если солнце –

В холодке.

Кто найдет их,

Кто разыщет

В этом тихом уголке?

 

Ведущие показывают карточки с изображением гнезд птиц.

  1. 1. На березовом стволе

Выросла вдруг шишка,

Берестой опутана серая кубышка.      (Гнездо зяблика)

  1. 2. У этой птички – гнездо – «рукавичка»,

Она сама «вяжет»

И на ветку прилаживает.

И висит она, как гамачок.

Ей сплести – пустячок.                       (Синица – ремез)

  1. 3. Долбит клювом дупло-дом

И птенцов выводит в нем.

Там они на жестком дне

Сидят долго в темноте,

Выбираются на волю,

Когда вырастут мозоли.          (Дятел)

  1. 4. А гнездо у птички

Только одна травка

Все оно, как сито

Паутинкой свито

И в кустарник вплетено,

Прочно держится оно.               (Славка)

 

Самка ястребиной славки у гнезда. Подросшим птенцам родители иногда приносят и ягоды малины.

 

Гнездо в виде глубокого конуса или корзинки самки дроздовидной камышевки укрепляет на стеблях высокого тростника, искусно сплетая его из сухих тростниковых листьев и растительных волокон.

 

Гнездо певчего дрозда легко узнать по «отштукатуренному» лотку.

 

Зеленые пересмешники великолепно строят свои прочные и изящные гнезда. Даже располагая гнездо в кустарнике невысоко над землей, они вплетают в его стенки кусочки мхов, лишайников и ленточки березовой коры, лоточек часто выстилают мягкими птичьими перьями.

1-й Ведущий. Большинство птиц вьют гнезда на деревьях, стараясь сделать их незаметными. Например, гнездо зяблика похоже на простой нарост, на сучке дерева – его очень трудно найти. Зяблики очень пугливы. Если человек дотронется до гнезда, зяблик бросает его вместе с птенцами. Поэтому надо быть очень осторожными, что бы не спугнуть его.

Гнездо иволги имеет вид красивой сумочки, которая свешивается между ветвями далеко от ствола, в развилках веток.

2-й Ведущий. Некоторые птицы выводят птенцов в дуплах и других укрытиях, например дятлы, совы, удоды и др. Иногда можно встретить гнезда невысоко от земли. В густых молодых елочках, в можжевельнике живут на пнях славки, в лесу на упавших деревьях попискивают птенцы мухоловки. Совсем под ногами, на земле, в ямках, устраивают свои гнезда овсянка, чибис, трясогузка, чайка.

Интересный шар из прутьев можно увидеть на кустах и деревцах в густых зарослях молодого леса. Это сплела гнездо сорока. Сверху она устроила навес, а влетает в него сбоку.

Но где бы ни было гнездо, везде сидят и ждут корма будущие защитники наших лесов и полей. Берегите их!

 

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!»

«И мы не будем разорять!»

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.       (З. Александрова)

1-й Ведущий. Безусловно, птицы играют очень важную роль в природе и жизни человека. Поэтому и человек должен беречь и охранять птиц.

Вот и подходит наш праздник к концу. Берегите птиц!

 

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.        (Н.Заболоцкий)

 

Здравствуйте птицы! Мы ждем ваших песен.

С ними мир добр, и ласков, и весел!

С вами на свете приятнее жить.

Будем же с птицами, люди, дружить!       (Л.Чадова)

Жюри подводит общие итоги, называет команду-победительницу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агеева И.Д. М. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2004
  2. Грехова Л.И. В союзе с природой: Учебно-методической пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003
  3. Журналы «Юный натуралист»
  4. Симкин Г.Н. Певчие птицы. Справочное пособие.  М.: Лесная промышленность, 1990
Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Парукова Л.И. написал(а) 4592 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Творческий и занимательный продукт.Спасибо!

     
       
     
     
    0 очков