Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ гимназия "Аврора", Анапа
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 05.12.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17398
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
О создании мотивации на уроках немецкого языка
 
 

Абросимова Л.И.

г.-к. Анапа

МБОУ гимназия «Аврора»

 

О СОЗДАНИИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ.

 

Обозначенная проблема представляется актуальной, принимая во внимание тот факт, что интерес и стремление к изучению иностранного языка - это важная тенденция, отражающая реальную востребованность иностранных языков в современном мире.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной действующей силой познавательной деятельности учащихся. Но по данным исследований, уже к 7 классу из 97% учащихся стремление изучать иностранный язык значительно ослабевает у 86% учащихся.

В своей работе учитель немецкого языка должен учитывать культурные процессы, происходящие сегодня в мире, а также принципы современной языковой политики Европы, направленные на языковой плюрализм.

Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладели действиями и способами того познания, что бы мотивы самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь.

Качество обучения во многом зависит от того, насколько мотивированно оно в глазах учащихся. Такое положение является полнее естественным и неоднократно доказанным, так как любая деятельность, в том числе речевая, начинается с побудительной мотивационной фразы (по А.Н Леонтьеву).

Мотивация - это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранным языкам, учителю необходимо представлять себе способы и прием её формирования в условиях школы. Занимаясь проблемой мотивации и поиском путей её формирования, важно не допускать упрощенного её понимания. Формирование мотивации - это не перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Однако практика свидетельствует, что при длительных курсах обучения в детской аудитории мотивация постепенно при усложнении учебного материала утрачивает силу и общение становится немотивированным. В этом случае в качестве стимула выступают авторитарные мотивы (оценка, наказание, поощрение, проверка волевые качества учителя и пр.), что не приемлемо для естественного общения. При отсутствии мотивации у говорящего и слушающего невозможно приблизить общение на занятии к естественному и, следовательно, получить высокие результаты обучения.

Личный опыт обучения иностранному языку позволяет сделать вывод: начало урока является одним из его важных этапов и во многом определяет успех всего урока.

Задача учителя на этом этапе - сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальной оргмомент речевой зарядкой в форме диалога.

При этом использование учителем внешних и внутренних мотивов речи исключает надуманность высказываний учащихся   и приближает данный этап урока к естественной речи на иностранном языке. А доброжелательной тон учителя создаст рабочий контакт с учениками, настраивает их на общение.

Регулярное целенаправленной проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:

-  повторить и прочно усвоить лексику, связанную с погодой, календарем, школьной жизнью, домашним бытом и т.д., закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще не достаточно прочно усвоены в процессе работы с учеником;

-     лучше   овладеть   навыком   диалога,   умение   задавать   общие   и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.

Опыт успешного участия наших учащихся в городских и зональных олимпиадах показывает, что учить диалогу надо постоянно на протяжении всех лет обучения.  Чтобы осуществить поставленные цели, я стараюсь:

-  вовлечь в беседу как можно больше учеников, используя заранее намеченный и отобранный языковой материал;

-  связать вводную беседу с основным этапом урока, стремясь логически перейти к обучающему этапу;

-   избегать монотонности, однообразия в проведении вводной беседы;

-    привлекать учащихся к подготовке и проведению речевой зарядки;

- создать позитивный эмоциональный настрой, мотивирующий учащихся к ответной речевой деятельности.

Изучение языка, как известно, начинается с фонетики. И каждый урок, если мы хотим добиться хорошего произношения у наших учащихся (так как произношение - это своего рода «визитная карточка» владения языком), необходимо начинать с фонетической зарядки.

Фонетическая зарядка занимает положительное место в мотивации обучения языку. Значение фонетики определяется ролью звуковой стороны языка. Функционируя как средство обучения, язык выступает в звуковой форме.

В звуковую форму вовлекаются и лексические, и грамматические значения. Слова в языке представляют комплекс звуков, с которыми в данном языке связывается определенное значение. Грамматические показатели также предстают в виде звуков. Вне звуков не существует ни словарный состав, ни грамматический строй языка. Наконец всякое предложение оформлено интонационно.

Для фонетической зарядки использую небольшие, но легко запоминающиеся стихотворения, песни, считалки, фразеологизмы, скороговорки, пословицы.

Во многих случаях они же служат одновременно для предъявления лексического и грамматического материала, чем обеспечивается комплексное обучение всем сторонам речи: фонетически обрабатываются новые слова, речевой образец отрабатывается с интонацией, адекватной его коммуникационной функции. Таким образом, решается задача: научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения, тексты.

Фонетическая сторона речи имеет также большое значение при работе над техникой чтения, при предъявлении и тренировке новых речевых образцов, подготовке к внеклассным мероприятиям по предмету, когда работа над фонетикой органично включается в подготовку к празднику.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевые игры помогают мне на уроке создать творческую атмосферу, чувство удовлетворения и радости у школьников. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении.

Таким образом, ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Чтобы повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, кроме выше перечисленных видов работ, большое внимание уделяю внеклассной работе. В частности, проведению музыкально-литературных гостиных, посвященных Рождеству, Пасхе, Новому году. К праздникам готовимся заранее: разучиваем песни, стихи, загадки, готовим театрализованные постановки сказок. Хочу заметить, что песни на уроке оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Песни подбираю по принципам: доступность в информационном и языковом плане, эмоциональном, соответствующим возрастным особенностям учащихся. Для старшеклассников это еще и великолепная возможность попробовать свои силы в литературном переводе. Это, в том числе, мотивирует выпускников к поступлению в языковые вузы и получению профессии филолога и переводчика.

К урокам мотивационного характера можно отнести уроки-путешествия по стране, родному городу, селу, школе, урок-дискуссию, защиту проектов, урок «Последние новости» и т.п.

Но как бы учитель не мотивировал свой урок — последнее слово за учеником.

Учение - это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если эта обязанность записана в уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как моя обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться.

Поэтому проблема мотивации учения представляет собой, в сущности, проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. И в этом состоит задача современного творческого учителя, обучающего и воспитывающего учащегося-творца, любознательного, исследующего, трудолюбивого, инициативного, способного к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, т.е. решению задач, поставленных перед современной школой национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев