1. Сведения о руководителе проекта
Евдокимова Татьяна Алексеевна, воспитатель ГПД 4 «В» класса Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион-84» городского округа Самара
2. Актуальность проекта.
2.1. Актуальность для нашей школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион-84» предоставляет широкий спектр образовательных услуг, обеспечивающих обучающихся качественными знаниями и ключевыми компетентностями, позволяющими выпускникам быть конкурентоспособными и социально адаптированными. Основной задачей является воспитание любви к Родине, своему городу, ответственное понимание гражданского долга.
Работа по патриотическому воспитанию в школе организована по 3 основным направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание. Работа по данным направлениям ведется как в школе, так и в классе.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу. Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Краеведение является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, губернии с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.
Коллектив класса имеет опыт коллективной проектной деятельности: во 3 классе был реализован проект «Ваш путеводитель», посвященный истории и достопримечательностям города Самара. Реализация данного проекта является логическим продолжением предшествующего и позволит учащимся закрепить навыки индивидуальной и групповой творческой деятельности, что очень актуально для становления воспитательной системы класса, духовно-нравственного развития детей.
2.2. Актуальность для общества
В национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Проект разработан в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. «Как нет человека без самолюбия - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» (К.Д.Ушинский). Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся в единстве учебно-воспитательного процесса. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в этом возрасте происходит наиболее активный процесс формирования эмоционально-положительного отношения к своей малой Родине, родному краю, гордости за своих сограждан. Эти чувства формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов, в том числе, и в процессе реализации данного проекта.
3. Цели и задачи проекта
3.1. Цель проекта – развитие социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
3.2. Задачи проекта:
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
- создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
- создание условий для развития познавательной деятельности учащихся, расширению знаний детьми истории малой Родины;
- пропаганда ценностей служения Отечеству, творчества, научного поиска в различных целевых аудиториях.
4. План-график подготовки и реализации проекта.
Название и содержание деятельности |
Сроки |
1. Проектировочный этап. Основная деятельность –проектирование |
|
1. Определение темы и актуальности |
09.2011 |
2. Определение ресурсного потенциала |
09.2011 |
3. Нормативно-правое обеспечение (приказы по школе). |
09.2011 |
2. Практический этап. Основная деятельность – индивидуальная и групповая творческая деятельность |
|
2.1. Классный час «Самарская губерния: 160 лет истории родного края». Виртуальная экскурсия 1. Первичное ознакомление с историей Самарской губернии 2. Ответы на вопросы 3. Принятие решения о более углубленном изучении отдельных вопросов истории и культуры родного края, создании собственной энциклопедии Самарской губернии |
28.09.2011 |
2.2. Изучение ведущих интересов учащихся в области краеведения 1. Опрос, беседы с детьми, учителями и родителями. 2. Определение разделов («томов»): «История», «Природа», «Замечательные люди», «Культура и искусство» 3. Формирование творческих групп для каждого «тома» энциклопедии. 4. Рефлексия: беседа, принятие решения об индивидуальной и групповой работе над страницами энциклопедии
|
10-15 10.2011 |
2.3. Защита индивидуальных проектов 1. Подготовка индивидуальных проектов 2. Презентация проектов 3. Обсуждение представленных проектов 4. Рефлексия – беседа, принятие решения о систематизации и объединении материалов в единый продукт |
19.12.2011 |
2.4. Оформление электронного ресурса «Самарской губернии – 160 лет». 1. Подготовка и систематизация материалов 2. Объединение «страниц» энциклопедии в единый электронный ресурс по разделам, «томам» энциклопедии. 3. Презентация совместного продукта деятельности на родительском собрании 4. Рефлексия – беседа, принятие решения о демонстрации слайд-фильма и выступлений учащихся в первых классах школы |
26.12.2011 |
2.5. Оформление материалов проекта |
10-20 01.2012 |
5. Результаты
Результат |
Индикатор |
Создание условий для организации социально-значимой проектной деятельности, инициативы, способствующей вовлечению максимального числа субъектов образовательного процесса в процесс патриотического воспитания учащихся |
Участие (в разной форме) более 2/3 субъектов образовательного процесса класса.
|
Выявлены и актуализированы интересы детей в области краеведения, поддержана творческая инициатива учащихся |
Учащиеся самостоятельно с помощью педагога выбирают направления исследований, его тему и способ подачи материала. |
Развитие познавательной деятельности учащихся, расширение знаний по истории малой Родины |
Самостоятельная научно-исследовательская деятельность |
Социальное партнерство: пропаганда ценностей служения Отечеству, творчества, научного поиска в различных целевых аудиториях |
Демонстрация слайд-фильма и выступлений учащихся родителям и в первых классах школы |
Положительная ценностная мотивация участников образовательного процесса |
Результаты бесед с учащимися, родителями. |
6. Ресурсы, задействованные при реализации проекта
Ресурс |
Целевое использование |
Административный |
Нормативно-правовая база, ресурсная база школы |
Общественный |
Управление взаимодействием учеников и родителей, учеников с учениками первых классов |
Материальные ресурсы |
Информационно-компьютерная база, расходные материалы (канцтовары и пр.) |
Интеллектуально-творческие |
Опыт проектной деятельности автора проекта и учащихся, творческие возможности детей |
Приложение
Оформление реферата.
- Титульный лист / указывается ОУ; название работы; фамилия, имя автора реферата; класс; ФИО руководителя работы; название населённого пункта; год.
- Содержание реферата составляет не менее трех страниц печатного текста. Шрифт - 14. Интервал между строк – полуторный.
- Список использованной литературы.
- Приложения /оригиналы документов и фотографий не прикладывать, только копии/.
- Для последующего выпуска сборника материалов проекта «С днем рожденья, родная губерния!»– энциклопедии «Самарской губернии – 160 лет», полная версия реферата с приложениями на электронном носителе.
Защита рефератов. Выступление не более 5 минут. Рассказ о том чему посвящена работа, самые интересные моменты темы, почему решил работать именно над этой темой, как протекала работа.
Критерии оценки:
РЕФЕРАТ:
- соответствие работы выбранной теме;
- оформление работы в соответствии с требованиями.
ЗАЩИТА:
- умение доходчиво рассказать о выбранной теме;
- выразительность, эмоциональность речи;
- использование наглядности.
- Здесь еще нет комментариев