Карточка публикации
Информация об авторе публикации ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Яковлевский политехнический техникум г. Строитель Белгородской области". , Строитель Белгородской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 11.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18372
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Основы конституционного строя
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 


Профессиональное училище №16

г. Строитель

Яковлевского района

Белгородской области

 

 

 

Основы конституционного строя

Российской Федерации

 

/открытое учебное занятие по обществознанию

в группе №23, 2курс, профессия «парикмахер» 10.11.2011г./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Разработал:

                            Бабынин С.А. – преподаватель истории

                            и обществознания ГОУ НПО ПУ №16

                            г. Строитель Белгородской области

 

 

 

 

2011г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

                       

по предмету:  Обществознание

 

                                                                                   Учебное занятие №25-26

Тема учебной программы:

 Политическая сфера.

 

Тема учебного занятия:

Основы конституционного строя Российской Федерации.

 

Цели учебного занятия:

1. Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.

2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как  правового демократического государства.

3. Способствовать формированию и развитию политической культуры, активной жизненной позиции, позитивных качеств личности.

4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.

 

 

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и способов деятельности.

 

Формы проведения учебного занятия:

Лекция с элементами самостоятельной работы.

 

Материальное обеспечение учебного занятия:

Конституция Российской Федерации (у каждого учащегося).

ПК. Презентация.

Дидактический материал.

 

 Меж-  и  внутри-  предметные связи на учебном занятии:

Право – «Система российского права».

История – «Становление новой России».

Обществознание – «Современные подходы к пониманию права».

 

 

 

 

 

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

 

п/п

Ход  занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время  мин.

I

Организационный этап:

2

II

Этап актуализации:

2

III

Этап изучения нового материала:

25

IV

Этап закрепления и обобщения нового материала:

8

V

Этап контроля и самоконтроля:

3

VI

Этап информации о домашнем задании:

2

VII

Этап рефлексии.

3

 

 

 Ход учебного занятия:

 

I. Организационный этап:

 

1.1. Приветствие, контроль посещаемости.

1.2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

 

II. Этап актуализации:

 

2.1. Новая тема, цели и задачи, план изучения (слайд №2).

2.2. Основы конституционного строя (слайд №3).

- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

 

III. Этап изучения нового материала (в ходе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу – см. дидактический материал):

 

3.1. Россия – демократическое государство (слайд №4).    

 

Преподаватель:

Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нём представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплённые законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан…

 

Учащиеся:

А) Зачитывают статью №3 Конституции РФ:

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Б) Д.А. Медведев (краткая биография).

В) Вносят в таблицу:

- Республиканская форма правления.

- Народовластие.

- Разделение властей.

 

Вывод: Россия – демократическое государство.

 

3.2. Россия – правовое государство (слайд №5).

 

Преподаватель:

Правовое государство – это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов…

 

Учащиеся:

 А) Зачитывают статью №17  Конституции РФ:

 

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Б) Вносят в таблицу:

- Конституционализм (приоритетность принципа права).

- Приоритет прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

- Разделение властей.

 

Вывод: Россия – правовое государство.

 

3.3. Россия – федеративное государство (слайд №6).

 

Преподаватель:

А) ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Это достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства…

 

Б) Согласно ст. 65, п. 1 Конституции РФ, в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Каков же их статус?

 

 

Учащиеся:

 А) Зачитывают статью №66  Конституции РФ:

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Б) Вносят в таблицу:

- Федерализм в России является основой конституционного строя (в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов).

 

Вывод: Россия – федеративное государство.

 

3.4. Россия – суверенное государство (слайд №7).

 

Преподаватель:

А) Иммунитет государства (суверенный иммунитет) –

в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств. Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945г.)  и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970г.)…

 

Б) Суверенитет России закрепляется в Декларации

«О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР…

- 12 июня – День независимости России.

 

Учащиеся:

А) Зачитывают статью №4  Конституции РФ:

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

 Б) Зачитывают статью №59  Конституции РФ:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В) Вносят в таблицу:

- Политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России.

- Осуществление защиты суверенитета России.

 

Вывод: Россия – суверенное государство.

 

3.5. Россия – светское государство (слайд №8).

 

 Преподаватель:

А) СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности…

 

Б) статья №28  Конституции РФ:

 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 Учащиеся:

 А) Зачитывают статью №14  Конституции РФ:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Б) Вносят в таблицу:

- Отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

- Свобода совести.

- Равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

 

Вывод: Россия – светское государство.

 

IV. Этап закрепления и обобщения нового материала:

 

4.1. Основные понятия и положения по теме (слайд №9).

(можно предложить тест – см. дидактический материал).

4.2. Практические выводы по теме:

Учащиеся вносят в таблицу:

  • Российская Федерация есть демократическое, правовое, федеративное, суверенное, светское государство.

 

V. Этап контроля и самоконтроля:

 

5.1. Выводы и замечания по ходу занятия.

5.2. Оценка работы учащихся на занятии.

 

VI. Этап информации о домашнем задании (слайд №10).

 

VII. Этап рефлексии (слайд №11).

 

 

 

Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации, - М., Юридическая литература, 2008.

 

2. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.);- М., Просвещение, 2008.

 

3. Лухаев Р.Т. Политология,- М., Политиздат, 1996.

 

4. Никитин А.Ф. Основы государства и права,- М., Просвещение, 2000.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

  • http://radosvet.net/2010/03/page/16/

 

  • http://rus.ruvr.ru/2011/09/08/55855302.html

 

  • http://freelance.ru:8080/users/Intect/?work=827464

 

  • http://forexaw.com/TERMs/Society/Politics/image248367_2-1

 

  • http://ru.picscdn.com/domain/dance-magic.ru/

 

  • http://bibsech2010.ucoz.ru/

 

  • http://community.livejournal.com/anticlericalism/939789.html

 

 

 

Дидактический материал.

 

Задание: Заполнить таблицу.

 

Россия как государство по определению:

Основные признаки:

Демократическое государство

 

 

 

 

 

Правовое государство

 

 

 

 

 

Федеративное государство

 

 

 

 

 

Суверенное государство

 

 

 

 

 

Светское государство

 

 

 

 

 

Основы конституционного строя Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал.

 

Вариант ответа.

 

Россия как государство по определению:

Основные признаки:

Демократическое государство

 

 

- Республиканская форма правления.

- Народовластие.

- Разделение властей.

Правовое государство

 

 

 

 

- Конституционализм (приоритетность принципа права).

- Приоритет прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.

- Разделение властей.

Федеративное государство

 

 

 

 

- Федерализм в России является основой конституционного строя (в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов).

Суверенное государство

 

 

- Политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России.

- Осуществление защиты суверенитета России.

Светское государство

 

 

 

 

- Отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

- Свобода совести.

- Равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

Основы конституционного строя Российской Федерации

 

Российская Федерация есть демократическое,

правовое, федеративное, суверенное, светское государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал.

 

Тест для закрепления темы:

«Основы конституционного строя Российской Федерации».

 

1) Политическую власть в стране осуществляет:

1) ректор университета; 2) председатель правительства;

3) директор строительной фирмы;  4) председатель коммерческого банка.

 

2) Что относится к компетенции Президента РФ:

1) расследование уголовного дела;  2) принятие закона о милиции;

3) установление таможенных тарифов; 4) награждение выдающихся деятелей культуры.

 

3) Отличительной чертой демократического режима является:

1) наличие аппарата управления; 2) низкая явка избирателей на выборы;

3) борьба с инакомыслием; 4) гарантированная свобода слова и печати.

 

4) Организация объединяет людей, имеющих общие взгляды

на общественные проблемы. Она добивается контроля

управления страной. Для этого принимает участие в выборах в органы государственной власти. Эта организация называется:

1) профессиональным союзом; 2) парламентской фракцией;

3) политической партией; 4) инициативной группой.

 

5) Президент Российской Федерации:

1) разрабатывает законы; 2) осуществляет управление федеральной

собственностью; 3) разрабатывает федеральный бюджет;

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики.

 

6) Верны ли следующие суждения об организации власти в РФ:

А. В России действует принцип разделения властей.

Б. Президент РФ является главой государства.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

 

7) Верны ли следующие суждения о правовом государстве:

А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом.

Б. Государство с монархической формой правления может быть правовым в той же степени, как и республиканское.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

8) Верны ли следующие суждения о правах человека:

А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своём  достоинстве и в правах.

Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

 

9) Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на:

1) законодательную и судебную; 2) законодательную и судебную;

3) законодательную, исполнительную, судебную и контрольную;

4) законодательную, исполнительную и судебную.

 

10) Что не относится к конституционным обязанностям граждан РФ:

1) защищать Отечество; 2) трудиться; 3) платить установленные  законом налоги и сборы; 4) беречь природу.

 

 

 

 

 

Ответ:

 

1 – 2;    2 – 4;   3 – 4;   4 – 3;    5 – 4;    6 – 3;    7 – 1;    8 – 1;    9 – 4;   10 – 2.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев