МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 8»
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
О.В.КРАСНОБАЕВА,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
АСТРАХАНЬ,2011
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос систематического контроля качества учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить, корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися различных групп параллели, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность, как учителя, так и ученика.
Наличие стандарта и программы обязывает нас, преподавателей, независимо от форм и методов работы на каждом этапе обучения добиться как минимум единого уровня успешности учащихся, ниже которой наша работа может подвергнуться критике. Чтобы выполнить эту функцию, педагогический мониторинг должен проводиться по тем ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижение в практике его применения.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Английское слово monitoring от лат. monitor (предостерегающий) означает контроль. Однако в отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем. Данное определение лаборатории педагогического мониторинга и стандартов г. Санкт-Петербурга было обусловлено появлением стандартов в обучении и обработке данных педагогического мониторинга с помощью информационных технологий.
Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения является процентный показатель успеваемости учащихся.
Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса, т.е. коэффициент успеваемости. Другим показателем является процент качества знаний учащихся (на «4» и «5»), т.е. коэффициент качества.
Педагогический мониторинг как форма сбора, хранения, обработки и распространения информации предполагает получение объективной и достоверной информации о состоянии обученности групп учащихся. Такая информация необходима администрации ОУ и учителям, а также для исследовательской деятельности. Поэтому проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание.
Разработка этапов включает конструирование системы контроля заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все что требует наличия у педагогического мониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля.
1. Сравнительный характер педагогического мониторинга дает возможность сравнения обученности различных групп и классов.
2.Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор
информации в течение достаточно длительного периода с определенным
контингентом учащихся.
3.Констатирующий характер предусматривает обследование, направленное главным образом на выявление и описание состояния знаний учащихся.
4.Диагностирующий характер - обследование, направленное на
установление причин выявленного состояния знаний учащихся.
5.Прогнозирующий характер - обследование, на основании которого
можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в
будущем, исходя из возможностей на данный момент.
В настоящее время в ОУ наиболее распространенными видами контроля являются текущий, тематический и итоговый.
Каждая же из названных выше пяти целеустановок применения педагогического мониторинга может быть реализована в системе контроля основных видов: входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый, выходной.
Целью такого системного контроля является отслеживание степени обученности учащихся по тем или иным дисциплинам, на основании чего делается вывод о ее соответствии требованиям образовательного стандарта Способы оценки могут быть различными: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.); письменный контроль (сочинение, диктант и т.д.); графический контроль (по рисункам, схемам, и т.д.); тестовый контроль; игровой контроль (кроссворды, олимпиады, нетрадиционные уроки).
Возможности педагогического мониторинга как системы отслеживания за успешностью процесса обучения учащихся основаны на способах исследования педагогической действительности и опираются на методы наблюдения, изучения опыта и документации, беседы и эксперимента, тестирования, анкетирования, факторного анализа, моделирования и т.д. При мониторинге обученности учащихся необходим, кроме определенной системы контроля, еще и инструмент отслеживания.
Наряду с использованием педагогического мониторинга в режимах «учитель - ученик», «учитель - учитель» важным звеном является работа
«зам. директора - учитель», построенная на субъект-субъектной основе.
Работа администратора и учителя при педагогическом мониторинге должна носить характер совместной аналитической деятельности, а развивая прогностические умения, совершенствовать и качество образования учащихся. Анализ этой деятельности осуществляется на основе информации, которая поступает и обрабатывается в виде простейших функциональных зависимостей, описываемых графиками, кривыми и т.д.
Традиционным в нашем лицее стало отслеживание состояния успеваемости при помощи гистограмм по таким показателям как коэффициент успеваемости и коэффициент качества. Эти показатели отражают состояние обученности учащихся по одному предмету у одного учителя по итогам полугодия и учебного года. Для большей наглядности приведем пример такой обработки результатов обученности учащихся по этим показателям:
При этом учитель совместно с администратором отслеживают закономерности обученности учащихся различных учебных групп: когда и почему наблюдаются «спады» и «взлеты». При этом, как правило, выясняется и уровень требовательности учителя к знаниям учащихся в начале и в конце учебного года, объективность в выставлении оценок учащимся. Не секрет, что отдельные учителя искусственно занижают оценки в начале учебного года по сравнению с итогами прошедшего учебного года; другие, наоборот, дают «фору» учащимся и завышают оценки в начале учебного года. Педагогический мониторинг обученности учащихся и совместный анализ деятельности позволяют учителю проконтролировать свою объективность в выставлении оценок и стиль собственной деятельности. В последнее время одной из форм педагогического мониторинга в нашем лицее стал ежемесячный рейтинг успеваемости учащихся. В рейтинг включены такие показатели как количество пропусков, количество пятёрок, четвёрок, троек, двоек , а также общее количество полученных оценок. Исходя из этих данных, выводится рейтинг каждого учащегося и рейтинг группы в целом. Главным преимуществом рейтинговой оценки, на мой взгляд, стала его гласность, т. к. результаты после обработки доводятся до сведения всех учащихся, преподавателей и мастеров производственного обучения. Получив результаты рейтинга преподаватель или мастер производственного обучения наглядно видит динамику успехов или причины неуспеваемости учащихся, может их проанализировать и наметить направления работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Ниже в качестве примера графически представлены возможные результаты по отметкам одного месяца:
|
Ноябрь Группа 15 |
||||||
Место |
Ф.И.О. |
Пропуски |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рейтинг |
1 |
Малыгина В. |
0 |
0 |
2 |
8 |
18 |
48,30 |
2 |
Павлова А. |
1 |
0 |
0 |
7 |
17 |
46,63 |
3 |
Осипова М. |
7 |
0 |
0 |
12 |
11 |
44,58 |
4 |
Савельева К. |
10 |
0 |
3 |
12 |
8 |
42,11 |
5 |
Шилькиева Е. |
9 |
0 |
3 |
8 |
10 |
41,10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Пеликанова О. |
69 |
0 |
3 |
5 |
0 |
21,51 |
24 |
Хомизури Э. |
97 |
0 |
0 |
2 |
0 |
19,60 |
Особо следует отметить, что при наличии таких данных учителя необходима совместная аналитическая деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения и администрации ОУ по выявлению пробелов в знаниях учащихся, корректировка учебно-воспитательного процесса, изменение системы оценивания, отработка педагогических технологий обучения и т.д.
Систематическое проведение мониторинга позволяет проследить динамику развития знаний, умений и навыков учащихся, своевременно проводить корректировку в деятельности педагога. Оценка результатов педагогического мониторинга должна проводиться с точки зрения динамики развития каждого учащегося. Это значит, что если сопоставление результатов одного среза знаний по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка результатов должна быть положительной независимо от того достиг ли учащийся каких-либо норм в своём развитии или знаниях. Ведь уровень обученности - не клеймо, а динамический, изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от условий обучения, уровня преподавания и т. д. И рост этого параметра, пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность учебного процесса.
Отслеживание динамики обучаемости помогает и преподавателю, и администратору адекватно оценивать свои усилия в планировании и организации учебного процесса, правильно выбирая долю индивидуальной работы. Так как уровень обучаемости одного учащегося определяется одновременно учителями разных предметов, то оказывается возможным выработать единую стратегию педагогических требований , а также выявить склонности и предпочтения ученика для дальнейшего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, основные цели мониторинга заключаются в следующем:
- оценка результативности учебного процесса, организуемого каждым преподавателем и коллективом в целом.
- оценка динамики изменений в учебной деятельности каждого учащегося, каждой группы по основным параметрам .
- оценка соответствия педагогических приёмов, методик, технологий по предметам и циклам основной задаче образовательного процесса- обеспечению развития учащихся.
- определение направления и объёма работы каждого педагога по своему предмету, а также всего педагогического коллектива в учебной работе с конкретными учащимися.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996
- Галкина Т.М., Н.П. Озерова, Мониторинг образовательной деятельности в школе. – Ростов-на-Дону, 2006
- Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
- Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. - М., 1996
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М., 2000.
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
Творческая работа
«Система мониторинга качества образования»
Подготовила:
О.В. Краснобаева,
завуч ПЛ № 8
Руководитель:
зав. кафедрой управления
и экономики образования
доцент, кандидат
педагогических наук
Н.В. Томилина
Г. АСТРАХАНЬ, 2004
Иванова Л.Н. написал(а) 4587 дней назад (нейтрально) 0Сообщите, пожалуйста, где можно познакомиться с работой? Спасибо!
0 очковВихарева Е.В. написал(а) 4690 дней назад (нейтрально) 0Здравствуйте, а можно ли полностью познакомиться с работой?
0 очков