"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМАОУ "СОШ №133" , Пермь
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 19.03.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 23448
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Программа кружка "Мир изумительной кусудамы"
 
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей

«Ординская детская школа искусств»

 

Утверждаю: ___________

Директор: Т.И. Кобелева

«___» __________ 2011г.

 

1-й год обучения

 

Программа кружка

«Мир изумительной кусудамы»

 

(для детей 10 – 16 лет)

 

 

2-й год обучения

 

Программа кружка

«Бумажная пластика»

 

(для детей 10 – 16 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орда 2011г.

 

Пояснительная записка.

1-й год обучения

 

Программа «Мир изумительной кусудамы» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.


Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Одним из видов конструирования является оригами.

 

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

 

Волшебные шары Кусудамы – одни из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящие из собранных вместе бумажных цветков, розеток или бумажных деталек другой формы. Что же означает само слово «кусудама»? В переводе с японского «кусури» – «лекарство», «тама» – «шар», следовательно слово «кусудама» можно перевести как «лекарственный шар».

 

2-й год обучения

 

«Бумажная пластика» — курс второго года обучения. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами,  конструирование, мозаика, аппликация, объемное конструирование).

На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10 - 16 лет.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение  воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания индивидуальных работ до коллективных работ.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 

Структура программы.

1-й год обучения.

Программа рассчитана на 144 часа (4 час в неделю) для детей 10 - 16 лет.

Занятия проводятся на базе школы.

2-й год обучения.

Программа рассчитана на 216 часов (6 час. в неделю) для детей 10 - 16 лет.

Занятия проводятся на базе школы.

 

 

Цели и задачи.

Цель: познакомить детей с древним японским искусством – оригами, в частности кусудаму; развивать творческое воображение учащихся, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности умения бережно и экономно использовать материал, прививать навык культурного труда; развивать пространственное мышление; способствовать  сплочению детского коллектива.

 

 

 

Задачи: познакомить с различными способами конструирования из цветной бумаги с помощью традиционных приёмов искусства оригами;

познакомить с историей бумаги, с её разнообразными видами, со способами обработки бумаги  (сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определённой последовательности); приёмами вырезания частей  и декоративных элементов, их склеивания, скрепления на поверхности поделки.  Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества.

 

 

Основной материалы и инструменты для работы.

Бумага ярких цветов и различного качества; ножницы, клей, кисточка, нитки, бисер, бусины, салфетки.

 

 

Формы работы.                             Методы работы.

 

1. Коллективные.                                 1. Наглядные

2. Групповые                                     2. Практические

3. Индивидуальные.                          3. Творческие.

 

 

 

Предполагаемый результат работы кружка.

Должны знать:
• Что такое оригами (кусудама);
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности;

Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать шары – «кусудамы»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить кусудаму.

Учащиеся должны овладеть навыками:
Разметки листа бумаги;

Складывания базового модуля
Резания;

Склеивания;

Оформления работы.

 

Тематический план 1-го года обучения.

 

№ п/п

Тема занятия

Дата

Количество часов

1

2

 

3

4

 

5

Вводное занятие. Что такое оригами, кусудама?

Цели и задачи кружка. Правила техники безопасности.

Виды и качество бумаги.

Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами.

Изготовление плоских фигур в технике оригами.

Сентябрь

1

2

 

1

6

 

6

 

6

 

Изготовление объемных фигурок в технике оригами. Базовые формы.

 

 

Октябрь

16

7

Изготовление модульного оригами.

 

 

Ноябрь

16

8

Изготовление объемных цветов в технике оригами.

 

 

Декабрь Январь

32

9

Изготовление геометрических кусудам.

Оформление работ.

 

Выставка работ учащихся

Февраль Март

32

10

Изготовление цветочных кусудам.

Оформление работ.

Выставка работ учащихся.

Апрель Май

32

 

Тематический план 2-го года обучения.

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

теоретическое

практическое

I.

«Деревья счастья»

32

2

30

1.

История возникновения «Деревьев счастья». Материалы и инструмент»

1

1

-

2.

Виды бумаги, дополнительное оборудование.

1

1

-

3.

Изготовление дерева из гофрированной бумаги.

10

-

10

4.

Изготовление дерева из шаров кусудамы.

10

-

10

5.

Изготовление дерева с помощью модульного оригами.

10

-

10

II.

Квилинг

74

2

72

1.

История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты.

2

2

-

2.

Правила работы с бумагой в технике квилинга.

2

-

2

3.

Композиция «Ягоды».

4

-

4

4.

Композиция «Ромашки».

4

-

4

5.

Композиция «Цветы и бабочки».

6

 

6

6.

Композиция «Снежинки».

6

-

6

7.

Оформление рамки для фото.

14

-

14

8.

Объемная посуда.

18

-

18

9.

Оформление шкатулок

18

-

18

II.

Объемное конструирование из бумаги.

44

-

44

1.

Изготовление кусудамы «Лилии трехцветные»

6

-

6

2.

Изготовление кусудамы «Мандрагора»

8

-

8

3.

Изготовление кусудамы «Роза Кавасаки»

6

-

6

4.

Изготовление кусудамы «Лотос на электре»

8

-

8

5.

Изготовление кусудамы «Карамболь»

8

-

8

6.

Изготовление кусудамы «Азалия»

8

-

8

III.

Объемное торцевание бумагой.

32

2

30

1.

Материалы и инструменты. Приемы работы.

2

2

-

2.

Композиция «Розы».

6

-

6

3.

Композиция «Корзина с тюльпанами».

4

-

4

4.

Композиция «Лилии».

4

-

4

5.

Композиция «Пионы».

6

-

6

6.

Композиция «Анютины глазки».

6

-

6

7.

Оформление рамки для фотографии с помощью торцевания.

4

-

4

IV.

Свит дизайн

34

4

30

1.

История возникновения свит дизайна. Материалы и инструменты. Приемы работы.

4

4

-

2.

Изготовление цветов (крокусы, розы, лилии)

10

-

10

3.

Композиция «К празднику».

10

-

10

4.

Композиция «Любимому учителю»

10

-

10

Итого:

216

10

206

 

 

№ п/п

Тема занятий

дата

Количество часов

I.

1.

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

 

13.

 

14.

 

15.

 

16.

 

«Деревья счастья»

История возникновения «Деревьев счастья» Виды бумаги, дополнительное оборудование.

Изготовление дерева из гофрированной бумаги.

Изготовление дерева из гофрированной бумаги.

Изготовление дерева из гофрированной бумаги.

Изготовление дерева из гофрированной бумаги.

Изготовление дерева из гофрированной бумаги.

Изготовление дерева из шаров кусудамы.

Изготовление дерева из шаров кусудамы.

Изготовление дерева из шаров кусудамы.

Изготовление дерева из шаров кусудамы.

Изготовление дерева из шаров кусудамы.

Изготовление дерева с помощью модульного оригами.

Изготовление дерева с помощью модульного оригами.

Изготовление дерева с помощью модульного оригами.

Изготовление дерева с помощью модульного оригами.

Изготовление дерева с помощью модульного оригами.

 

21 сентября

 

22 сентября

23 сентября

27 сентября

28 сентября

29 сентября

30 сентября

4 октября

5 октября

7 октября

11 октября

12 октября

 

14 октября

 

18 октября

 

19 октября

 

21 октября

 

 

 

32 ч.

2 ч.

 

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

 

2 ч.

 

2 ч.

 

2 ч.

 

2 ч.

II.

1.

 

2.

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

 

Киллинг

История возникновения техники квилинг. Материалы и инструменты.

Правила работы с бумагой в технике квилинг. Основные элементы квилинга.

Композиция «Ягоды».

Композиция «Ягоды».

Композиция «Ромашки».

Композиция «Ромашки».

Композиция «Цветы и бабочки».

Композиция «Цветы и бабочки».

Композиция «Цветы и бабочки».

Композиция «Снежинки».

Композиция «Снежинки».

Композиция «Снежинки».

Оформление рамки для фото.

Оформление рамки для фото.

Оформление рамки для фото.

Оформление рамки для фото.

Оформление рамки для фото.

Оформление рамки для фото.

Оформление рамки для фото.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Объёмная посуда.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

Оформление шкатулок.

 

 

25 октября

 

26 октября

 

28 октября

1 ноября

2 ноября

3 ноября

8 ноября

9 ноября

11 ноября

15 ноября

16 ноября

18 ноября

22 ноября

23 ноября

25 ноября

29 ноября

30 ноября

2 декабря

6 декабря

7 декабря

9 декабря

13 декабря

14 декабря

16 декабря

20 декабря

21 декабря

23 декабря

27 декабря

28 декабря

29 декабря

30 декабря

10 января

11 января

13 января

17 января

18 января

20 января

 

 

72 ч.

2 ч.

 

2 ч.

 

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

III.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Объёмное конструирование из бумаги. Кусудама.

Изготовление кусудамы «Трехцветные лилии».

Изготовление кусудамы «Трехцветные лилии».

Изготовление кусудамы «Трехцветные лилии».

Изготовление кусудамы «Мандрагора».

Изготовление кусудамы «Мандрагора».

Изготовление кусудамы «Мандрагора».

Изготовление кусудамы «Мандрагора».

Изготовление кусудамы «Роза Кавасаки».

Изготовление кусудамы «Роза Кавасаки».

Изготовление кусудамы «Роза Кавасаки».

Изготовление кусудамы «Лотос на электре».

Изготовление кусудамы «Лотос на электре».

Изготовление кусудамы «Лотос на электре».

Изготовление кусудамы «Лотос на электре».

Изготовление кусудамы «Карамболь».

Изготовление кусудамы «Карамболь».

Изготовление кусудамы «Карамболь».

Изготовление кусудамы «Карамболь».

Изготовление кусудамы «Азалия».

Изготовление кусудамы «Азалия».

Изготовление кусудамы «Азалия».

Изготовление кусудамы «Азалия».

24 января

25 октября

26 января

27 января

31 января

1 февраля

3 февраля

7 февраля

8 февраля

10 февраля

14 февраля

15 февраля

17 февраля

21 февраля

22 февраля

24 февраля

28 февраля

29 февраля

2 марта

6 марта

7 марта

9 марта

 

44 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

IV.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

 

Объёмное торцевание бумагой.

Материалы и инструменты. Приемы работ.

Композиция «Розы».

Композиция «Розы».

Композиция «Розы».

Композиция «Корзина с тюльпанами».

Композиция «Корзина с тюльпанами».

Композиция «Лилии».

Композиция «Лилии».

Композиция «Пионы».

Композиция «Пионы».

Композиция «Пионы».

Композиция «Анютины глазки».

Композиция «Анютины глазки».

Композиция «Анютины глазки».

Оформление рамки для фотографии торцеванием.

Оформление рамки для фотографии торцеванием.

 

 

13 марта

14 марта

15 марта

16 марта

20 марта

21 марта

23 марта

3 апреля

4 апреля

6 апреля

10 апреля

11 апреля

13 апреля

17 апреля

18 апреля

20 апреля

 

32 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

 

V.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Свит дизайн

История возникновения свит дизайна.

Материалы и инструменты. Приемы работы.

Изготовление цветов крокуса.

Изготовление цветов розы.

Изготовление цветов розы.

Изготовление цветов лилии.

Изготовление цветов лилии.

Композиция «К празднику».

Композиция «К празднику».

Композиция «К празднику».

Композиция «К празднику».

Композиция «К празднику».

Композиция «Любимому учителю».

Композиция «Любимому учителю».

Композиция «Любимому учителю».

Композиция «Любимому учителю».

Композиция «Любимому учителю».

 

 

 

24 апреля

25 апреля

27 апреля

2 мая

3 мая

4 мая

8 мая

10 мая

11 мая

15 мая

16 мая

18 мая

22 мая

23 мая

25 мая

29 мая

30 мая

 

34 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

 

Список литературы:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами.- С Пб: ООО СЗКЭО Кристалл,2004 г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: “Аким”, 1996 г.
  3. Гончар Д.Е. Бумажная планета. М.:1990 г.
  4. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
  5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
  6. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.:Айрис-пресс,2006 г.
  7. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.
  8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль.1996 г.
  9. Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/, http://luvico-and-pupkin.narod.ru/kusudama., http://kusuda.ru/kusudamas

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев