Есть у нас во втором классе по программе окружающего мира очень спорная, по-моему мнению, тема - Золотое Кольцо России. Уже много лет я замечаю, как сложно детям узнавать, запоминать, понимать и различать информацию о городах в этом возрасте. Для них это что-то абстрактное, далекое, непонятное.
Они только-только начинают наконец-то не путать понятия, соотносить их: страна - Россия, Республика Коми - часть России, а не вся страна, столица России и Республики - разные города и т.д. До сих пор иногда можно услышать, что столица России - Сыктывкар, а главный город нашей республики - Москва.
- Вася, а куда ты ездил летом?
- Был на море!
- На каком?
- Синем!
Как радуешься, когда дети запоминают очень сложные названия городов, в которых побывали, рассказывают взахлеб о достопримечательностях. Но обычно такое бывает в том случае, если это был экскурсионный тур именно в этот город, а не просто на море. Еще, если мама и папа заинтересованы в том, чтобы их ребенок был грамотным, наблюдательным и осведомленным во многих окружающих его понятиях.
Но бывает: "Море и море..." - говорят родители, когда удивляешься, почему ребенок не может назвать город, где побывал, назвать протекающую мимо реку или название моря, из которого любимый сын не вылезал целыми днями.
А тут - знакомьтесь - Переславль-Залесский, Суздаль, Сергиев-Посад... Троице-Сергиева Лавра, Ипатьевский монастырь, Храм Ильи Пророка... За один урок немыслимое количество новых географических названий, сложных понятий из православной культуры и истории России. Как изучать, что сделать в такой теме урока целью, задачами, чтобы их действительно можно было реализовать, а не просто записать тему в журнале?
Не буду уже объяснять причину, почему не воспользовалась готовыми уроками в сети, но кое-что взяла на заметку. Скажу только, что не стала ставить грандиозных целей и невыполнимых задач, а выделила для себя несколько моментов, которые необходимо учесть в построении урока для того, чтобы дети смогли усвоить необходимое и себя проявить в учебной деятельности на уроке полноценно.
Конечно, это групповая работа, а не одиночное сидение перед интерактивным экраном с перелистыванием страниц, пестрящих информацией о городах, храмах, музеях, которые в итоге сливаются в единый непонятный абстрактный ком названий и понятий.
Это - путешествие!
Одна из самых популярных форм нестандартного урока. Настолько популярных, что быть может уже давно, наверное, стоит объявить этот вид традиционным. Дети с удовольствием принимают такую игру и искренне участвуют в "неподвижном" путешествии даже на Северный полюс. Это всегда лучше, чем скучно решать примеры, переписывать слова, слушать учителя, пытаясь не отвлекаться на очень веселого соседа.
Но как обычно проходит путешествие на уроке? Дети, как сидели так и сидят (в большинстве случаев) за своими партами, а имитация перемещения осуществляется за счет смены декораций, каких то образных переносов во времени, расстоянии, пункта назначения. Почти ни одного движения в реальности.
А мы будем путешествовать по настоящему! Да еще и по Золотому Кольцу, никак иначе!
Давайте подготовимся к такому уроку.
В любом классе есть дети, которые выделяются своими способностями, возможностями в учебной деятельности. Им всегда надо предлагать так называемую НАДБАЗУ, нельзя оставлять их в рамках программы. И в этом уроке ребята будут ЭКСКУРСОВОДАМИ!
В кабинете по периметру, но в форме кольца расставляем парты - здесь будет стоять древние города Золотого кольца России. За каждой партой будет проводить экскурсию ответственный экскурсовод. Готовим панораму города и текст рассказа, выделяем только самое понятное и доступное для детей второго класса, объем не более трети страницы. Отрабатываем "профессиональную речь" экскурсоводов, движения и жесты, верный показ объектов панорамы.
Конечно, было бы здорово, если бы у нас была возможность вывести каждую панораму городов на мониторы или интерактивные экраны, но пока у нас только одна интерактивная доска - и это будет только один город. Остальные города были выполнены в виде скрепленных в кольцо (Золотое кольцо - постоянное повторение понятия в различных видах) изображений на бумаге. Здесь я не рискнула воспользоваться многопользовательским режимом, а вдруг к двум городам одновременно подъедут две группы и будет смешение информации, проблемы с восприятием на слух. Но после урока изменила мнение - можно было еще один город выполнить в виде интерактивной панорамы на экране.
В центре класса столы для групповой работы, на них учебники и дополнительная литература для работы.
Также всем детям было дано задание посмотреть видеоурок (домашнее задание до урока) на портале , чтобы уже зрительно и на слух легче воспринимались достаточно сложные понятия.
У нас в классе есть девочка, которая уже путешествовала по городам Золотого Кольца, она принесла дополнительно для станций-городов предметы (грамоты, монеты), кто-то принес сувениры. А мне посчастливилось взять у коллеги из Дворца творчества, участницы нашего сообщества - Губановой Евгении Алексеевны, старинный льняной женский костюм, которому больше ста лет - он стал экспонатом в городе Кострома - льняной столице России.
Оставалось только создать интерактивное начало (дальше только деятельность детей) к задуманному сценарию.
В день урока ничего от детей не скрывается, они могут в течении дня рассматривать панорамы городов на столах или просто пробегать мимо (а вдруг все равно что-то отпечатается в секундном восприятии), экскурсоводы лишний раз подойдут, повторят свой текст полушепотом, соотнесут с изображениями.
Если говорить о как можно большем приближении к реальности такого путешествия, то урок мы начали не за партами, а на "платформе" автовокзала - встретились мы около интерактивной доски в г. Москве (на столицу России по программе был отведен урок ранее), актуализировали свои знания, и от нулевого километра собрались было отправиться уже в само в путешествие.
Но куда?
Нужен путевой лист!
Обсуждаем открывшуюся карту - пока нет названий городов, расположены они на дороге в виде золотого кольца. А почему назвали Золотым Кольцом? Что-то драгоценное в нашей истории, для нашей страны. Обратили внимание на орфографию, фразеологию и лексику русского языка. Путешественник должен быть грамотным!
На дорогу интерактивной карты из разных городов выехали автобусы - вот и мы отправимся небольшими группами в путешествие по городам. Но как же без правил и цели? Повторяем правила работы в группе, а заодно и как надо вести себя в автобусе. Вот здесь меня дети совсем порадовали принятием такой формы урока: они так искренне говорили о том, что нельзя выходить из своего автобуса, можно потеряться, вести надо себя культурно, говорить полушепотом (эх, бы это в практику всегда и у всех!), не отвлекать ВОДИТЕЛЯ (у него путевой лист, он ответственный за весь автобус) и т.д.
Составляем план работы группы - мы не только путешествуем, узнавая новые города Золотого Кольца и названия по признакам на карте и информации экскурсовода, мы ищем исчезнувшие с карты (а в учебнике они есть), а также составляем коллаж города, которого нет в нашем Золотом Кольце (бумажный вариант - переносим с помощью сканера на страницу своей группы или сразу - цифровой в многопользовательском режиме).
План составлен, цель есть. Группа получает путевой лист без единого названия города.
Только обозначен первый пункт - есть герб города, и какие-то "картинки рядом" - к какому городу отправляться. Кто поможет? Учебник!!! Энциклопедии!!! Ищем похожий герб и узнаем название города с которого начинается путешествие. Едем дружно к нужному городу, а там такой важный экскурсовод начинает свой рассказ. Дети делают пометки на карте - записывают какие-то названия музеев, храмов, рек.
Внимание, ответственность, серьезность, в тоже время - азарт! Желание быть успешной группой, дойти до цели - в классе жара, открываем двери, иногда к нам заглядывают зрители и даже остаются.
Когда все группы проехали по городам Золотого Кольца, экскурсоводы объединяются в единую группу и уже проводят экскурсии друг для друга - уже грань усталости и понимания, как сложен такой труд!
Урок вышел за рамки времени, мы не смогли остановиться со звонком. А зачем нам бежать в коридор - весь урок движение, да еще теперь игра "Пояс", в которую забавлялись наши предки. Встретились - обнимаемся, не встретились - щелбан по лбу!!! Весело, как в настоящем путешествии!
Итог - отличный! Заполненные путевые листы помогают ответить на вопросы сымпровизированной викторины между группами, которой даже не было в сценарии. В группах идет обсуждение будущего коллажа-панорамы городов, пропущенных на карте. Кто за что в ответе. Сразу скажу, что у моих второклассников установлена дома программ elite Panaboard book, чтобы мы не были ограничены временем в школе, а и дома могли что-то творить, потом соединять в групповой работе, презентовать классу. Им очень это нравится - видеть свой результат, рассказывать о том, что узнали сами. Уже не надо напоминать, что у вас есть еще одно учебное достижение, который можно добавить в цифровое портфолио (диск с цифровыми результатами).
Я анализирую свое, почти закулисное, участие в уроке - первые 7-10 минут - актуализация и планирование, участие в "Итоге" урока на втором плане. Мне удалось даже без ущерба покинуть кабинет один раз - работа шла, результат деятельности детей на уроке есть! Конечно, подготовка заняла время, но это был не жестко продуманный конспект урока, а сценарий, практически состоящий только из начала урока, с подготовкой интерактивного и наглядного сопровождения.
Нельзя говорить, что дети нам сейчас безошибочно назовут все подряд города Золотого Кольца, их такие, кажется, схожие отличия - нет! Но очень много из этого урока ребята взяли прочно, каждый на своем уровне. А что - мы будем это узнавать в течении долгого времени: на других уроках, во внеурочной деятельности, в каком-то другом путешествии и в простом жизненном разговоре. Очень не хочется после такой работы говорить: "В одно ухо влетело, а в другое вылетело!" Потому как, когда их провожала до фойе, рядом со мной шли настоящие путешественники Золотого Кольца России.
Бурляева А.С. написал(а) 3495 дней назад (позитивно) 1Спасибо за прекрасный урок. Идея замечательная. Возьму на заметку. Мы сейчас проходим Европу (3 класс), попробую провести такоц урок.
0 очковЯчменева М.А. написал(а) 3597 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Елена Николаевна! Спасибо за поддержку и пожелания, с большой радостью и удовольствием с Вами дружим и будем дружить!!! Такими друзьми мы очень дорожим)))
С уважением и признательностью, Мария Александровна
0 очковЧерник Е.Н. написал(а) 3600 дней назад (позитивно) 1Уважаемая Мария Александровна! В очередной раз я в восторге от Ваших идей, реализации их нестандартными способами, умением поделиться с нами! И не просто сообщить о проведенном уроке! А донести свои идеи, задумки на данный урок, что получилось, что вызвало затруднения. Много чего можно рассказать о данном опыте. Но главное ведь то, что все, кто знакомится с вашей школьной жизнью, да и сами ученики и их родители, видят, что все не зря, все с определенной целью.
Эта тема урока мне очень нравится! Такой простор для фантазии! А разыграть настоящее путешествие (пусть и не выходя из класса), действительно - по Конфуцию - ...увидел и запомнил, попробовал и понял. И дети даже не задумывались о том, что они на уроке. Это было НАСТОЯЩЕЕ путешествие. И гости они настоящие. И понятнее все становится. И замечательно, что уже во втором классе дети могут не только смотреть, но и сами пытаться создавать свои первые страницы в ПО к интерактивной доске (наверняка пробовали). А, значит, мысли будут привыкать двигаться, интересоваться, придумывать свое. И это по новым стандартам, как и требует время. Только интересно, без занудства и принуждения.
Смотришь флеш и кажется, что уже можешь узнать на улице Ваших ребят. Они становятся твоими заочными друзьями, сами о том не подозревая. Можно с Вами подружиться? Жаль, что у меня подопечные - большие тети. А то бы тоже попросились в друзья.
Успехов Вам и Вашим ребятишкам! Нам так интересно всегда узнавать, что у Вас в классе новенького. Делитесь своими радостями с нами, и у нас тоже будет хорошее настроение и творческий подъем.
С уважением, Елена Николаевна.
4 очков