Карточка публикации
Информация об авторе публикацииФГБУК "ВЦХТ" http://metodlaboratoria.vcht.center/, Москва
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 26.02.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 26757
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Образовательные технологии в студии декоративно-прикладного творчества
 
 

Образовательный процесс в студии декоративно-прикладного творчества центра художественного образования МГДД(Ю)Т развивается на основе программы «Наша земля – наше наследие», определяющей методологию организации деятельности художественно-эстетической направленности Дворца, взаимосвязь программ данной направленности с организационно-технологическими программами МГДД(Ю)Т (прежде всего это «Развитие одаренности», «Каникулы», «Социум и дети» и «Праздники детства»).
Программа «Наша земля – наше наследие» определяет и понятие базового минимума дополнительного художественного образования во Дворце.

Среди прочего, в понятие образовательного минимума включены две составляющие, имеющие непосредственное отношение к образовательным технологиям студии.
Во-первых, это патриотическая ориентация учебно-воспитательного материала образовательных программ и проектов, а также их историко-культурологическая насыщенность.
Во-вторых, предоставление детям и подросткам возможности участия в учебной проектно-исследовательской (учебно-продуктивной) деятельности.

Оба этих образовательных приоритета являются основополагающими для студии декоративно-прикладного творчества ЦХО МГДД(Ю)Т и отражаются как в сложившейся организационно-методической технологии, которую мы условно называем технологией «темы года», так и в особенностях реализуемых в студии образовательных программ.
Образовательные программы СДПТ не могут считаться программами учебно-исследовательской деятельности в том понимании, которое вот уже несколько лет складывается у создателей организационно-технологической программы МГДД(Ю)Т «Развитие одаренности» (в большей степени ориентированной на естественнонаучную и техническую образовательные направленности и теоретические гуманитарные дисциплины). Во многом эти различия определяются теми образовательными результатами и продуктами творческой деятельности детей, которые рассматриваются в программах декоративно-прикладного творчества.

Занимаясь художественным творчеством и узнавая родную страну через народное искусство, не все дети бывают нацелены исключительно на исследовательский результат, для многих – уже само выполненное собственными руками произведение, близкое народным традициям, может считаться вполне достаточным результатом прохождения программы. В то же время индивидуальная траектория обучения в студии такова, что на смену одним мотивациям к творчеству приходят другие, потребности детей меняются с их развитием, формируются новые приоритеты, педагоги предлагают им новые формы творческой самореализации, осуществляется связь с образовательными проектами, реализуемыми во Дворце на основе комплексных программ.

Программы художественно-эстетической направленности имеют непосредственное отношение к технологии проектно-исследовательской деятельности и организационному проектированию в пространстве комплексной программы «Развитие одаренности».
Все направления декоративно-прикладного творчества, собранные в студии (художественная вышивка (пед. Иванова Е.А.), кружевоплетение (пед. Дигурова Т.М.), художественное вязание (педагоги Скворцова И.Н. и Муранова Н.Н.), кулинария и культура быта (педагоги Шамардина Т.Б., Лебедева Е.Е.), роспись по дереву (пед. Богданова Н.Г.), бисероплетение (пед. Селивахина В.А.), роспись на ткани (пед. Браславская Д.И.), ручное ткачество (пед. Молчановская Е.В.)), объединяются общим алгоритмом работы в течение всего года: мы выбираем тот район России, который становится основным источником краеведческих и культурологических материалов в этом году, проектируем экспедицию в каникулярное время, готовимся к проведению конференции с привлечением специалистов по программе «Развитие одаренности».

Программы предусматривают подробное изучение детьми литературного материала: работа в Библиотеке Музея декоративно-прикладного и народного искусства (Библиотека НИИ художественной промышленности, где собран богатейший материал по народному искусству - результаты экспедиций по различным регионам России); Историческая библиотека, Библиотека искусств, Театральная библиотека; фонды Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Интересен и опыт знакомства детей с новыми информационно-коммуникативными технологиями, чрезвычайно важен опыт корректного цитирования, который можно приобрести только в работе в пространстве Интернета (бывали случаи, когда дети размещали в сети свои работы и получали ответы от специалистов, к чьим работам они прибегали при составлении рефератов и исследовательских работ, показательно, что такой опыт до сих пор бывал продуктивен: дети учились уважению к авторству и научному слову, специалисты, в свою очередь, вступали в диалог, могли порекомендовать другие свои работы и т.д.)

Важным элементом проектной работы является и демонстрация своего проекта перед зрителями. Дети осваивают приемы новых информационно-коммуникативных технологий, некоторые изготавливают презентацию в формате Power Point, некоторые пополняют данными методически продуманные веб-узлы своих проектов, размещенных в сети, а затем пользуются ими при демонстрации.
Особо стоит отметить в этом отношении качество выполнения веб-узлов под руководством педагога Н.Н.Мурановой. Все они размещены в нашей информационно-методической сети, с ними знакомятся другие учащиеся, есть возможность вернуться к проведенному исследованию, познакомиться с комментариями.

Организационно-методическая технология студии ДПТ «тема года» определяет  тематику изучения народного и декоративно-прикладного искусства:
2006/2007 уч.год - «Искусство Южных областей Центра России (Смоленская, Орловская, Тамбовская обл.)»;   
2007/2008 уч.год - «Искусство Севера России» (Архангельская, Вологодская, Мурманская и др.), «Москве -860»;
2008/2009 уч.год - «Искусство народов Сибири и Дальнего Востока»;
2009/2010 уч. год - «Искусство народов Поволжья» (Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Татарстан).

Студией в рамках программы «Каникулы» были запланированы и осуществлены экспедиции: Архангельская обл. (Архангельск, Холмогоры, Каргополь (2006г.); Вологодская область (Вологда, Великий Устюг, Сольвычегодск, Тотьма (2007г.); Кировская область (Киров, Советск, Дымка, Великорецкое, 2007г.); Кольский полуостров (Ловозеро, 2008 г.), Казань (2010).
Проекты экспедиций были схожи и включали в себя следующие составляющие:

•знакомство с историей края;
•знакомство с историко-архитектурными памятниками;
•сбор материала по народному орнаменту и народному костюму (зарисовки,
фото);
•зарисовки архитектурных и природных мотивов;
•непосредственное знакомство с промыслами на художественных
предприятиях;
•встречи с мастерами, художниками.

Вот лишь некоторые из проектно-исследовательских работ наших обучающихся, выполненных и продемонстрированных на городской конференции 2010 года:
Тема: «Искусство народов Поволжья»
Колесникова Анастасия, Масленникова Ксения
«Влияние Городецкой росписи на сюжетные композиции печатного пряника Городца», руководители -Шамардина Т.Б., Богданова Н.Г.
Кондратова Мария «Традиции и секреты приготовления Городецких пряников», руководитель -   Лебедева Е.Е.
Базильян Маргарита  «Образы Казаковской филиграни в современном трикотаже», руководитель - Муранова H.H.
Шигабутдинова Равиля и Шигабутдинова Рамиля
«Формирование кулинарных традиций татарского населения Нижегородской области», руководитель -Шамардина Т.Б.
Колесникова Вера «Радуга Крутца», руководитель - Браславская Д.И.
Артюхина Анастасия «Гипюра сказочный узор», руководитель — Скворцова И.Н.
Молчановская Анна «Сказочные существа Поволжья», руководитель -Молчановская Е.В.
Петровская Ольга «Шитый золотом узор», руководитель - Иванова Е.А.
Кондратов Павел «Елочная игрушка периода ВОВ», руководитель - Дигурова Т.М., МГДД(Ю)Т

Для педагогов студии само название программы «Наша земля – наше наследие» имеет особый смысл : направление педагогической работы со времени ещё создания студии было связано с изучением народных культурных традиций России, промыслов и ремёсел, ориентировалось на художественное творчество в регионах, куда студийцы ездили в экспедиции, изучали в соответствии с «темой года», на материале которых проводили учебно-исследовательские конференции (в то время, еще даже не было в ходу это понятие, но деятельность уже велась, формировались методологические подходы к её осмыслению).

«Наша земля» для коллектива студии декоративно-прикладного творчества, как и для педагогов всего центра художественного образования, - это источник для творчества, объект проведения этнографических и фольклорных исследований, культурологических открытий и вдохновения. Но это не уход в седую древность, не лубок и примитивизация художественного пространства для современного ребёнка.

Используя современные образовательные и информационно-коммуникативные технологии, дети изучают родную культуру, дышат воздухом российских просторов во время экспедиции – и активно постигают новое информационное общество, осваивают различные социальные позиции: исследователя, художника, пользователя Интернет-сети, представителя российской культурной традиции во время международных конференций исследовательской деятельности школьников.
Сегодня, в год первого полета в Космос, особенно ярко высвечивается связь российской культурной традиции и  общества будущего, народного промысла и новой технологии. Это связь в творчестве, в креативном осмыслении действительности, в любви и вере в свой народ, в его историко-культурную миссию.

Только за прошлый учебный год учащиеся студии декоративно-прикладного творчества, участвуя в программе "Развитие одаренности", побывали на следующих международных конференциях учебно-исследовательской деятельности:
«Наука-экспо» – Тунис- 2009,
«Наука-экспо» - Барселона - 2010,
«Наука-экспо» - Милан - 2010,
Конкурс учебно-исследовательских работ - Улан-Удэ – 2010.
Среди участников международных проектов – учащиеся педагогов И.Н.Скворцовой, Е.Е.Лебедевой, Н.Н.Мурановой, Д.И.Браславской и других. Везде они демонстрировали результаты своих исследований, знакомились с этно-культурными работами сверстников из других стран, воспитательное значение этих встреч неоценимо.

Инновационные продукты образовательной деятельности – различные цифровые представления результатов проектно-исследовательской деятельности, веб-узлы исследований по декоративно-прикладному творчеству в Интернете – могут использоваться (и в ЦХО ведется работа в этом направлении) и в других образовательных областях (например, в педагогических информационных сетях обсуждаются различные формы преподавания литературы и языка через создание мультимедийных продуктов; в ЦХО начали использоваться дистанционные формы преподавания изобразительного искусства и пр.), но всё-таки именно для декоративно-прикладного творчества эти новые подходы особенно актуальны.
Не секрет, что современный московский ребёнок не испытывает особой тяги к достаточно усидчивому и требующему повышенного внимания труду в свободное от основной школы время. От  того, как организован этот труд, как формируется мотивационная составляющая образовательной технологии, зависит не только образовательный результат, но и вообще сам образовательный процесс – останется ли ребенок в группе, сохранит ли интерес к декоративно-прикладному искусству.

И студийные праздники (связь с программой «Праздники детства»), и экспедиции (программы «Каникулы» и «Развитие одаренности»), и новые информационно-коммуникативные технологии (одно из инновационных направлений программы «Наша земля – наше наследие») раскрывают для ребенка дополнительные возможности, делают его обучение насыщеннее, интереснее, содержательно более привлекательным.
Но все-таки самое главное  в результате всего многообразного творческого пути ребенка, его исследования и общения, его включения в новые образовательные технологии - это по-прежнему само изделие декоративно-прикладного творчества, которое под влиянием изученного во Дворце, в экспедиции, в библиотеке и за компьютером появляется перед зрителем.
Обучающиеся в СДПТ ЦХО – это в первую очередь художники, любящие и узнающие культуру русского народа, готовые поделиться своими открытиями со всем миром.
Перед посетителями выставок декоративно-прикладного творчества и участниками городских конференций предстают произведения, всегда ценные уже потому, что дети стараются сделать их оригинальными, современными и в то же время в наибольшей степени отражающими то, что показалось им интересным в народных, порой, очень древних традициях.

С 2011 года центр художественного образования реализует проект сотрудничества с факультетом искусств МГУ. Для студии декоративно-прикладного творчества открываются новые организационно-технологические перспективы. Пока об этом рано говорить, но для реализации констатируемого в программе «Наша земля – наше наследие» общекультурологического подхода может быть очень полезно сотрудничество со специалистами классического университета, использование базы МГУ для совместных проектов онлайн-конференций по декоративно-прикладному искусству, знакомство детей с практикой работы высшей школы, с известными деятелями науки.
Студия декоративно-прикладного творчества не останавливается на достигнутом и ищет новые формы организации образовательного процесса, эффективные пути решения проблем при реализации приоритетных образовательных технологий.

Заведующая студией декоративно-прикладного творчества ЦХО МГДД(Ю)Т Скворцова И.Н.
Заведующий методическим кабинетом ЦХО Лебедь Н.Н.


Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев