Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ СОШ с.Гаровка 2 Хабаровского района, Хабаровск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 15.05.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 21102
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
«Поговорим о дружбе» 3-4 класс
 
 

 

Классный час

«Поговорим о дружбе».

 

 

 

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.

 

II. Создание проблемной ситуации.

Отгадайте загадку:  На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./

 

Я хочу вам подарить «Радугу» Но наша радуга будет необычной

 

/на листочках восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых  цветами радуги их можно прочитать/ Радугу разрезать и отдельно каждая группа будет разукрашивать, затем приклеиваем на ватман:

 

Обществу фиолетовый Дарить синий Радость голубой Улыбку – зеленый
Желание желтый Благородство оранжевый Единство красный

 

Учитель:

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе./ Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.

 

Ребята! Вас с нетерпением дожидается Следопыт. Он приготовил для нас очень важные, интересные вопросы, над которыми обязан задуматься хоть раз в жизни каждый человек.

 

Выберите, пожалуйста, тот вопрос, который вас больше всего заинтересовал, вопрос, на который вам бы очень хотелось получить ответ.

 

Кого можно назвать настоящим другом?

ÿ Как ты думаешь, для чего человеку нужен настоящий друг?

Должен ли друг всегда делать то, что хочешь делать ты?

ÿ На твой взгляд, легко ли быть настоящим другом?

ÿ Нужна ли дружба?

ÿ Может ли быть много друзей?

ÿ Друг, приятель, товарищ – это одно и то же?

 

Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

 

Хорошо, что вам захотелось задуматься, поразмышлять над такими важными вопросами. Ведь именно поиск ответов на эти вопросы, позволит человеку совершенствовать себя, свои мысли, поступки.

 

III. Беседа.

 

Учитель читает отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

 

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

1. Мозговой штурм «Дружба – это …». Работа в группах: обсуждение понятия – дружба.

 

1 группа 2 группа 3 группа
Я сделала подборку из различных словарей о значении – дружба. Подчеркните слова, которые характеризуют слово – ДРУЖБА,
ДРУЖБА — разновидность личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Дружба - прочные и устойчивые отношения, основанные на взаимной симпатии, эмоциональной привязанности, доверии Дружба - Психологический словарь Дружба — личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. Дружба — отношение между хорошо известными друг другу людьми, предполагающее расположенность и привязанность, а также, возможно, взаимные обязательства, например, верность. библейские словари Характеристики настоящей дружбы - верность - любовь и поддержка - утешение в горе Дружба – близкие приязненные отношения, подразумевающие душевную привязанность, взаимную поддержку, доверие, общность деятельности и интересов Энциклопедический словарь "Святая Русь" Дружбу рождает родство душ.
Несколько человек работают на компьютере со словарями. В толковом словаре С.И. Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Владимир Иванович Даль «Дружба - …это бескорыстная приязнь». Ушаков Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

 

~ В толковом словаре С.И. Ожегова:

 

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 

Владимир
Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение
дружбы:

 

«Дружба - …это бескорыстная приязнь».

 

Кл. руководитель: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

 

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Давайте посмотрим, что такое бескорыстие. От какого слова образовано оно – ….. КОРЫСТЬ.

 

КОРЫСТЬ страсть к приобретению, к наживе; Выгода, польза.

 

БЕСКОРЫСТИЕ. 1) Не стремящийся к личной выгоде, наживе.

 

Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

 

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

 

2. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

 

Учитель: - А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так  ли это на самом деле? (…)

 

- Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых… просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

 

Друг, приятель, товарищ, знакомый… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

 

Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.

 

Учитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».

 

ü Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Кто твой друг. Назови его имя?

 

ü Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Назови своего товарища.

 

ü Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Есть ли у вас приятели. Как их зовут?

 

ü Знакомый — это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете. Кто они? Как зовут вашего знакомого?

 

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

 

*О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый)
*О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).
*Об однокласснике, с которым за 4 года съеден пуд соли, скажете..- (товарищ).
*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг)

 

 

Учитель: Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

 

У вас в конверте №1 - 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

 

 

Ситуация №1 Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед. А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2 Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3 Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. -А как можно вернуть дружбу? (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)
Ситуация № 4 Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.

 

 

Учитель: Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)

 

3. Игра «Знаю ли я своего друга?»

 

Учитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей - одноклассников? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

 

(Две-три пары поднимают руки.)

 

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Вы пишите ответы оба, а затем мы сравним их и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

 

(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.) Участники готовы, начинаем игру.

 

(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)

 

Ø Какого цвета у него глаза? Ø Какой урок у него любимый? Ø На чем он любит кататься? Ø Какой вид спорта любит? Ø Кем хочет стать, когда вырастет? Ø Какое любимое блюдо у твоего друга? Ø Чем любит заниматься? Ø Какую одежду любит носить?

 

 

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

 

Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

 

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

 

4. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

 

Учитель: - Но у меня и вас еще много вопросов. А каким должен быть друг? Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

 

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

 

Ход игры: Я буду называть качества, которые принадлежат человеку, если качества принадлежат настоящему другу, то хлопайте.

 

Честность, враньё, грубость доброта верность взаимовыручка бескорыстие предательство драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный

 

У нашего цветка нет лепестков, лепестки-ладошки лежат в конверте №2, приклеить их на плакат.

 

Представьте, что эту ладонь вы дарите своему лучшему другу. Подумайте, какой я – друг? Каким я готов быть другом. Напишите на пальчиках ваши лучшие качества.

 

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?

 

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

 

-Я отвечу на вопрос «Кого можно назвать настоящим, верным другом?» в стихах. (В презентации)

 

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.

 

VI. Итог занятия.Рефлексия.

 

Учитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? Получили ли вы ответы на свои вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Вилкова М.В. написал(а) 4007 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Ирина Александровна, спасибо Вам за интересный и очень полезный материал.

     
       
     
     
    1 очко