Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ Лесная СОШ учитель истории, с. Лесное
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 06.02.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 27841
Рейтинг публикации
7 оценок
Другие публикации автора
урок в 7 классе по теме "Власть и церковь"
 
 

Урок по истории на тему "Внутренняя политика России во второй половине XVII в. Власть и Церковь"

Цели:

  • познакомиться с внутренней политикой России в последней трети XVII века
  • выяснить проблемы в отношениях между церковью и государством
  • определить причины и последствия церковного раскола

Проблема:

  • Почему раскол стал трагическим явлением русской истории?
  • Что выше - "священство" или "царство", т.е. духовная или светская власть?
  • Можно ли считать правление Фёдора Алексеевича началом реформ в России?
  • Софья в переводе с греческого означает "мудрая". Оправдывает ли свое имя царевна?

Основные понятия и персоналии:

  • раскол
  • старообрядцы (раскольники)
  • патриарх Филарет
  • патриарх Никон
  • протопоп Аввакум - противник Никона и его реформы;

Хронология:

  • 1654 г. - начало церковной реформы Никона;
  • 1668 г. - начало осады Соловецкого монастыря;

Оборудование урока: компьютер и проектор; Презентация к уроку (Приложение 1)

Повторение: Таблица "Бунташный век" (Слайд 6)

Повторение: Смута. Патриарх Гермоген (Слайд 7)

Объясните почему события конца XVI - начала XVII вв. в России получили образное название "Смута" ?

Когда было введено патриаршество на Руси? И какое значение это имело для Русской православной церкви? (1589)

Кто был избран первым патриархом? (Иов)

Какую роль играл патриарх Гермоген в период Смуты?

За какие заслуги патриарха Гермогена Русская православная церковь причислила к лику святых?

(Россия оказалась в состоянии хаоса. В ней одновременно действовало несколько правительств: боярское, польского королевича Владислава, первого ополчения. Из Троице-Сергиева монастыря шли по стране призывы к единению сил в борьбе за независимость и сохранение православной веры. Настаивал на активном противоборстве с врагами Отечества патриарх Гермоген, которого поляки держали в заточении. В начале 1612 г. его уморили голодом.) (Слайд 8)

1. Роль церкви в период Смуты, патриарх Филарет

Русская церковь играла важную роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой - нередко противостояла ей. Церковь скопила в течение столетий немалые богатства - земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и государственная казна, и дворяне. Церковь опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше - "священство" или "царство",т.е. духовная или светская власть?

С началом новой династии Романовых этот вопрос временно потерял свою актуальность, так как царь и патриарх были сыном и отцом. (Слайд 11)

В каком году Михаил Романов был избран на Российский престол? (1613)

Кто был его отцом? (Патриарх Филарет)

Где находился отец Михаила Федоровича во время избрания на царство? (в Речи Посполитой как пленник)

Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о Филарете (Слайды 12-14)

2. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола

К середине XVII в. в связи с появлением книгопечатания и издания уже массовыми тиражами Библии и других церковных книг остро встал вопрос о внесении изменений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за почти семь столетий ошибок, неизбежных при переписке, так как ни один человек от ошибок не застрахован. Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам.

Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол в церкви и обществе.

Причина - в резком изменении устоявшихся многовековых церковных традиций и обычаев. (Слайд 15)

Таблица "Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в." (слайд 16)

До реформы - "староверы" (сторонники Аввакума)

После реформы (сторонники Никона)

Крещение двумя перстами

Земной поклон

Двукратное пение "аллилуйя"

Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу

Написание имени Христа: Исус

Крещение тремя перстами

Поясной поклон

Троекратное пение "аллилуйя"

Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца

Написание имени Христа: Иисус

Рассказ учителя о расколе (Слайд 17-20)

Словарь (Запись в тетради) (Слайд 21)

Раскол - отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

3. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью.

Рассказ учителя (Слайд 22-25)

Проверь свои знания: (Слайд 26)

1. Как звали первого патриарха всея Руси?

А) Иов; Б) Гермоген; В) Филарет

2. Лидер старообрядцев XVII в., писатель:

А) Никон; Б) Аввакум; В) Филарет

3. Когда и где в России впервые была выдвинута идея проверки и сличения церковных книг с их более достоверными оригиналами?

А) Стоглавый собор 1551 г.; Б) Земский собор 1613 г.; В) Церковный собор 1654 г.

4. Кто оборонял Соловецкий монастырь?

А) царские войска; Б) никоновцы; В) старообрядцы

5. Кто из царей приказал сжечь протопопа Аввакума?

А) Михаил Фёдорович; Б) Алексей Михайлович; В) Михаил Алексеевич

Обсуждение проблем, поставленных в начале урока. (Слайд 27)

Рефлексия.(Слайд 28)

Словарь и дополнительный материал. (Слайды 31-36)

Домашнее задание. (Слайд 37)

Литература:

  • Учебник А.А. Преображенского "История Отечества 7 класс".
  • Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс. М.: "ВАКО", 2004.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Пасечник Е.А. написал(а) 4403 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Здравствуйте , Наталья Владимировна! Сапсибо за разработку. А презентации к ней нет? Если есть, то скажите. где её искать. Ведь без неё конспект проигрывает!Прикрепленное изображение

     
       
     
     
    0 очков