Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОБУ СОШ с.Бекетово Кармаскалинского р-на, Республика Башкортостан, Кармаскалинский р-н, с.Бекетово
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 08.01.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15104
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Модульное обучение физике как способ повышения мотивации
 
 

Основной целью  обучения я считаю создание условий для самореализации личности каждого ученика, удовлетворения его образовательных потребностей в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Необходимо подготовить обучающихся к творческому, интеллектуальному труду, социализировать с учетом реальных потребностей рынка труда.

В современных условиях возрастает объем информации и знаний, поэтому преподаватели средней школы просто обязаны кардинально поменять взаимоотношения ученика и учителя в учебном процессе. Одно из ведущих положений теории деятельности – эффективное обучение. Оно предполагает такую организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае знания усваиваются осознанно и прочно.

Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. заинтересовать, организовать, а также координировать, консультировать и контролировать учебную деятельность.

Достичь желаемого возможно, применяя такие современные технологии обучения, как, например, модульное обучение.

Именно модульное обучение  интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Из программированного обучения заимствуется идея активности ученика – четкие действия в определенной логике; постоянная проверка своих действий самоконтролем, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть, отраженная в названии.

Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью.

Психология обогатила обучение рефлексивным подходом. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизация обучения, принцип проблемности – все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

v  гарантированность достижения результатов обучения;

v  паритетные отношения учителя и учеников;

v  возможность работы учащихся в парах, в группах;

v  возможность общения с товарищами;

v  возможность выбора уровня обучения;

v  возможность работы в индивидуальном темпе;

v раннее предъявление результатов обучения;

v  «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они соответствуют логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл: описание, объяснение, проектирование. Обычные же уроки состоят из: проверки домашнего задания, изучения нового материала, его закрепления и нового задания на дом.

Рейтинг успеваемости и модульное обучение

В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств. Например, физика  как предмет привлекает в первую очередь лабораторными и практическими работами, что способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Как показали исследования в нашей школе, 74% школьников назвали  физику наиболее интересным предметом именно «из-за опытов».

Формирование внутренней мотивации – проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:

v  – мотивация на результат (ориентация ученика на получение результата деятельности);

v  – мотивация на процесс (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности);

v  – мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки);

v  – мотивация на избежание неприятностей.

Наиболее значимы для успешной познавательной деятельности два первых вида мотивации. Но мы считаем, что никоим образом учителю нельзя не брать во внимание ориентацию ученика на оценку. Ведь в конечном итоге и нашу работу, учительскую, характеризуют по оценкам учащихся. И родители наших учеников, и завуч, и директор школы получают представление об уровне знаний своих детей  и учеников по оценке в дневнике.

И поскольку в современной школе пятибалльная система оценок давно устарела , то именно рейтинговая оценка деятельности учащихся является, на мой  взгляд, наиболее достоверно отражающей ситуацию.

В первые  годы  изучения  физики (7-8-е  классы) рейтинговая шкала оценки очень проста: каждый правильный ответ оценивается в один балл, при неточности в ответе – 0,5 балла, в конце урока все баллы суммируются и подводится итог. Так же оценивается и домашнее задание: за каждую правильно решённую задачу-1 балл.

В старших классах (9–10-й классы) рейтинговая шкала несколько видоизменяется. Учащимся предлагается после изучения теории (самостоятельно или под руководством учителя) вариант проверочной работы, которая содержит разные «по стоимости» задания, от очень простых (3 балла) до очень сложных (5–7 баллов). Здесь самое главное для ученика – выбрать «шапку по себе», выполнить то задание, которое он может сделать сам. Как правило, ученики выбирают задания чуть сложнее, чем могли бы сделать, но это и есть мотивация к более глубокому изучению материала.

Итоговая оценка за четверть выставляется согласно набранному рейтингу за этот период. От 30  до 50 баллов-оценка  «3», от 50 до 70 баллов-оценка «4», более 70 баллов- оценка «5».

Оценивая введение рейтинговой оценки знаний учащихся, я пришла к следующим выводам.

1) Каждый ученик работает по мере своих возможностей.

2) Учитель почти не ставит неудовлетворительных оценок, что благоприятно сказывается на психологическом климате урока.

3) Соблюдается принцип индивидуальности обучения, что соответствует требованиям современной школы.

4) У учителя больше возможности «вести за собой передовых, а не толкать отстающих».

5) У учащихся формируется мотивация на успех.

Следует отметить, конечно же, и трудности, возникающие в работе учителя, в системе рейтинговой оценки знаний. Это большой объем проверяемых тетрадей – работы необходимо собирать и проверять после каждого урока, иначе данная технология не имеет смысла.

Анализируя опыт и значение модульной технологии обучения с системой рейтинговой оценки, можно сказать, что сегодня это – средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перенести обучение на субъект- субъектную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей участников педагогического процесса.

Необходимыми становятся не столько сами знания, сколько понимание, где и как их можно применить. Еще важнее знание о том, как информацию по учебным предметам добывать, интегрировать и передавать другим. Поэтому мы не устаем каждый урок провозглашать следующий лозунг: «Главное не знать наизусть, а знать, где найти!»

Есть и проблемы, связанные  с внедрением данной технологии. Это в основном большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков (один модульный урок занимает несколько листов), а также недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе. Работая по данной технологии ,  пришла к выводу, что обязательно учитывать особенности классного коллектива – каждый год дети разные, поэтому приходится из года в год что-либо менять в модульных уроках.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Фабер Г.Н. написал(а) 4562 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    современно

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Приходько С.С. написал(а) 4669 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Интересный и полезный материал, спасибо!

     
       
     
     
    0 очков