КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
№ п/п |
ТЕМА УРОКА |
ДАТА |
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ |
ЗАДАНИЕ НА ДОМ |
|
Введение (2 часа) |
|
|
|
1. |
Природа живая и неживая. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. |
|
Разнообразие природы, воздействие человека на природу. |
|
2. |
Экскурсия в лес. Природа неживая и живая. |
|
|
|
|
Вселенная (6 часов) |
|
|
|
3. |
Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда. Лабораторная работа №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария». |
|
Вселенная, звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая и Малая Медведицы, яркость звезд. |
|
4. |
Планета Земля. Земля – наш дом. Суточное и годовое движение Земли. Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий». |
|
Ось земли, северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли, Земля – местообитание живых организмов. Планета Земля, ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года; |
|
5. |
Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). |
|
Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера |
|
6. |
Луна – естественный спутник Земли |
|
Луна – спутник земли, кратеры, лунные фазы |
|
7. |
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса. |
|
Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты, астероиды Солнечная система, ее состав. Солнце – звезда, ближайшая к Земле. |
|
8. |
Вселенная (обобщающий урок). |
|
|
|
|
Строение и свойства вещества (11 часов) |
|
|
|
9. |
Тела и вещества |
|
Вещества, состояние веществ, свойства веществ |
|
10. |
Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел». Лабораторная работа №4 «Определение объема и массы твердых и жидких тел». |
|
Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность. |
|
11. |
Вещества чистые и смеси. |
|
Вещества. Смеси |
|
12. |
Молекулы, атомы, элементы. |
|
Молекулы, свойства молекул, атомы, химический элемент, химический знак |
|
13. |
Движение частиц вещества. Диффузия. |
|
Движение молекул, диффузия в газах. Жидкостях, твердых веществах. Скорость диффузии, сила притяжения, условия притяжения. |
|
14. |
Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. |
|
|
|
15. |
Разнообразие веществ. Простые и сложные вещества. |
|
Простые и сложные вещества, вещества органические и неорганические, состав клеток человеческого организма |
|
16. |
Явления природы: физические и химические. |
|
Физические и химические явления |
|
17. |
Горение. |
|
Горение, его значение, топливо, его виды. Способы тушения горящих веществ |
|
18. |
Окисление. |
|
Окисление, медленное окисление, дыхание |
|
19. |
Обобщающий урок по теме: «Строение и свойства вещества» |
|
Строение веществ: молекулы, атомы. Элементы. Разнообразие веществ: простые, сложные. |
|
|
Электрические явления (3 часа) |
|
|
|
20. |
Электрические явления. Электризация тел. |
|
|
|
21. |
Электрический разряд. Электрические разряды в природе. |
|
Электрический разряд, молния, молниеотвод. |
|
22. |
Электрический ток. Электростанции. Электрификация. |
|
Электрическая цепь, протон, электрон, источники электрического тока, электростанции, значение электрического тока. |
|
|
Воздух (7 часов) |
|
|
|
23. |
Состав воздуха. Значение воздуха в природе и для живых организмов. Охрана воздуха. |
|
Состав воздуха. Примеси |
|
24. |
Физические и химические свойства воздуха (бесцветность, объем, прозрачность, упругость, теплопроводность, давление). |
|
Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком |
|
25. |
Вес воздуха. Атмосферное давление. |
|
Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха. |
|
26. |
Барометры. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Лабораторная работа №5 «Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами. |
|
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия. |
|
27. |
Осадки и их виды. |
|
Облака, осадки и их виды. |
|
28. |
Движение ветра в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе. |
|
Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра. |
|
29. |
Погода. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Лабораторная работа №6 «Описание погоды за месяц и сезон». |
|
Погода, признаки погоды. Предсказания погоды. |
|
|
Вода (5 часов) |
|
|
|
30. |
Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. |
|
Теплопроводность различных состояний воды |
|
31. |
Изменение объема воды при нагревании. Температура плавления льда и кипения воды. |
|
Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4 градуса. |
|
32. |
Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Лабораторная работа №7 «Вода как растворитель». |
|
Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Работа воды в природе |
|
33. |
Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды. |
|
|
|
34. |
Обобщение по теме «Воздух. Вода». |
|
|
|
|
Горные породы (4 часа) |
|
|
|
35. |
Горные породы. Разнообразие горных пород. Лабораторная работа №8 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств». |
|
Происхождение горных пород, минералы |
|
36. |
Разрушение горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. |
|
Выветривание. Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород |
|
37. |
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Лабораторная работа №9 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». |
|
Руда, руды черных и цветных металлов. Свойства металлов |
|
38. |
Экскурсия. Изучение работы текущих вод и ветра. |
|
|
|
|
Почва (4 часа) |
|
|
|
39. |
Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы. |
|
Образование почв, структура почвы, горизонт. |
|
40. |
Состав и свойства почвы: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. |
|
Состав почвы, капилляры |
|
41. |
Обработка почвы. Почва и растения. |
|
Влияние почвы на растения, влияние растений на почву. |
|
42. |
Разрушение почв. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. |
|
Эрозия почв, ее виды. |
|
|
Организмы (6 часов) |
|
|
|
43. |
Организм. Свойства живых организмов. |
|
Организм. Свойства живых организмов |
|
44. |
Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. |
|
Среда обитания, факторы среды. Экология |
|
45. |
Знакомство с увеличительными приборами. |
|
Лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, клетка |
|
46. |
Клеточное строение организмов. Клетка. |
|
Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы; ткань, орган. |
|
47. |
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. |
|
Одноклеточные и многоклеточные организмы |
|
48. |
Экскурсия. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды. |
|
|
|
|
Растения (7 часов) |
|
|
|
49. |
Характерные признаки растений. |
|
Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез |
|
50. |
Растения цветковые и нецветковые. Дикорастущие и культурные растения. |
|
Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения |
|
51. |
Цветковые растения, их органы. Лабораторная работа №10 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах». |
|
Органы цветкового растения и их функции |
|
52. |
Дикорастущие растения, условия их жизни. Лекарственные растения. Ядовитые растения. |
|
Многообразие дикорастущих растений, ядовитые растения |
|
53. |
Охрана растений, растения Красной книги |
|
Растения, находящиеся под угрозой исчезновения |
|
54. |
Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. |
|
Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие |
|
55. |
Обобщение знаний по теме « Организмы. Растения». |
|
|
|
|
Грибы (2 часа) |
|
|
|
56. |
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. |
|
Грибы одноклеточные и многоклеточные; питание грибов; значение грибов |
|
57. |
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов |
|
Шляпочные грибы, их строение; грибы-двойники |
|
|
Животные (5 часов) |
|
|
|
58. |
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. |
|
Многообразие животных по способу питания |
|
59. |
Условия жизни и многообразие диких животных. |
|
Условия жизни диких животных, животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных |
|
60. |
Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных. Животные Красной книги. |
|
Значение животных в природе и жизни человека. Животные Красной книги, меры охраны диких животных. |
|
61. |
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. |
|
Многообразие домашних животных |
|
62. |
Обобщение знаний по теме «Грибы. Животные» |
|
|
|
|
Ваши любимые растения и животные (2 часа) |
|
|
|
63. |
Растения и животные уголка живой природы. |
|
Значение комнатных растений, их разнообразие. Уход за комнатными растениями. Породы собак и кошек. |
|
64. |
Создание благоприятных условий для жизни обитателей уголка живой природы. Уход за ними. |
|
|
|
|
Природа едина (3 часа) |
|
|
|
65. |
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. |
|
Пищевые связи- цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое |
|
66. |
Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. |
|
Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе |
|
67. |
Экскурсия «Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы» |
|
|
|
|
Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа) |
|
|
|
68. |
Общий обзор строения человека. |
|
Органы и системы органов |
|
69. |
Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика. |
|
Здоровый образ жизни |
|
70. |
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях. Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. |
|
Травмы человека. Первая помощь при травмах |
|
Галковская И.И. написал(а) 4104 дней назад (нейтрально) 0Думаю это уже не совсем актуально, так как по новым стандартам такого предмета нет
0 очков